Рабочая программа Обучение грамоте 1класс Начальная школа 21 века


Автономная некоммерческая организацияСредняя общеобразовательная школа «Феникс»с группами дошкольного образования
Рассмотрено СогласованоУТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО Зам. директора по УВРДиректор школы
________Астапова Н.О. ________Козаченко Е.В._________Козин С.В.
Дата ______________ Дата _________________Дата ______________
Рабочая учебная программа
Обучение грамоте
1 класс
2012 – 2013 учебный год
Составлена на основе:
Программы Л.Е. Журовой «Русский язык. Обучение грамоте»
Учитель: Астапова Нина Олеговна
Москва
2012
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учёба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
учёт различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Эти положения стандарта нашли своё отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:
переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.
При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.
Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действительности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.
Место предмета в учебном плане
Обучение грамоте в первом полугодии объединяет количество часов предметов «Русский язык» («Письмо») — 4 часа в неделю и «Литературное чтение» («Обучение грамоте») - 4 часа в неделю.
Программа «Обучение грамоте» и созданные к ней средства обучения позволяют завершить знакомство с буквами к концу первого полугодия («Букварь», ч. I)4. После окончания этого периода начинается отработка навыка чтения («Букварь», ч. 2), таким образом, курс обучения грамоте завершается после прохождения части 2 «Букваря». Пропедевтика литературного образования и дальнейшая работа над навыком чтения продолжается по учебнику «Литературное чтение». Введение в систематический курс русского языка, направленное на лингвистическое образование и речевое развитие первоклассников, продолжается в курсе «Русский язык», к которому учащиеся приступают по завершении части 1 «Букваря».
Содержание программы, отражённое в учебнике «Букварь» и методике обучения по нему, включает в себя избыточное количество игровых упражнений и дидактических игр, поэтому часть этих игр учитель может проводить и во внеурочной деятельности на различных развивающих занятиях, что позволяет осуществить связь учебной и внеучебной деятельности. Наличие в учебнике «Букварь», прописях и в тетради «Учусь писать и читать» большого количества заданий для дифференцированной работы позволяет осуществлять дополнительную коррекционно-развивающую работу как во время уроков, так и во внеурочное время.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту, в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: произвольность на достаточно высоком уровне, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.
Ещё одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.
В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей даёт возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т. е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.
Знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам, и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований федерального государственного образовательного стандарта.
Важной особенностью построения курса и ещё одной его целевой установкой является направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Обучение грамоте»
В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего
школьника, как:
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
способность к организации собственной деятельности;
доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
В процессе обучения чтению текстов учащимся задают вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьёзное обдумывание, размышление, умение чётко сформулировать свою точку зрения и отстоять её, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования федерального государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание и построение курса обучения грамоте даёт возможность углублённо заниматься достижением таких мета-предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
•использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Важно отметить, что обучение грамоте — только первый этап работы над достижением данных метапредметных результатов. В полном объёме они могут быть достигнуты только к окончанию начальной школы после изучения всех учебных предметов.

1987550-959485Тематическое планирование курса «Обучение грамоте»
00Тематическое планирование курса «Обучение грамоте»
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Слово и предложение Предложение как объект изучения
Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение Выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, обозначать каждое предложение полоской.
Моделировать состав предложения в процессе дидактической игры.
Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.
Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.
Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки
Слово как объект изучения Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения. Активизация и расширение словарного запаса Определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Различать слово и предложение.
Анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.
Объяснять значение слова.
Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению

Фонетика Звуки речи Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова Различать звучание и значение слова.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.
Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).
Группировать (классифицировать) слова по первому звуку.
Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.
Подбирать слова с заданным звуком.
Устанавливать количество и последовательность звуков в слове.
Моделировать последовательность звуков слова с использованием жёлтых фишек. Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками
Гласные и согласные звуки. Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие Особенность гласных звуков — отсутствие при произнесении этих звуков преграды.
Особенность согласных звуков — наличие при их произнесении преграды. Различение гласных и согласных звуков. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков.
Качественная характеристика звуков (гласные, твёрдые и мягкие согласные) Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков.
Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.
Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.
Характеризовать заданный звук: называть его признаки.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т. д.).
Различать ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки: ударные и безударные.
Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков.
Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности Различать звонкие и глухие согласные звуки.
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.
Подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове Делить слова на слоги.
Доказывать (объяснять) количество слогов в слове.
Приводить примеры слов с заданным количеством слогов
Ударение. Ударный гласный звук в слове Анализировать слово: определять место ударения в слове.
Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами.
Приводить примеры слов по заданной слогоударной схеме.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Объяснять причину допущенной ошибки
Графика Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков Звук и буква. Буква как знак звука.
Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок
Функции букв е, ё, ю, я Функции букв е, ё, ю, я Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующие гласные звуки.
Обозначать согласные звуки буквами
Буквы, обозначающие согласные звуки Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’] Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с — з, ш — ж, с — ш, з — ж, р — л, ц — ч и т. д.).
Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о — а, и — у, п — т, л — м, х — ж, ш — т, в — д и т. д.).
Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]
Буква ь Буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука Объяснять функцию буквы ь
Русский алфавит Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов Осознавать алфавит как определённую последовательность букв.
Воспроизводить алфавит.
Восстанавливать алфавитный порядок слов
Восприятие художественного произведения Первоначальное знакомство с литературными жанрами. Малые фольклорные формы Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.
Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения Воспринимать на слух литературные произведения
Знакомство с литературными жанрами — стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские)
Осознавать смысл текста при его прослушивании
Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы Различать стихотворения, рассказы, сказки
Чтение Слоговое чтение.
Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка Читать слоги с изменением буквы гласного.
Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».
Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы
Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания Осознавать смысл прочитанного.Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Находить содержащуюся в тексте информацию.
Определять основную мысль прочитанного произведения.
Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.
Аргументировать своё мнение при обсуждении содержания текста.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде.
Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде
Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение Два вида чтения — орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое — по целям.
Овладевать орфоэпическим чтением
Письмо Гигиенические требования при письме Гигиенические требования к правильной посадке, к положению тетради на рабочем столе, к положению ручки в руке. Особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих правой и левой рукой Объяснять правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке.
Анализировать особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой
Развитие мелкой моторики Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки Выполнять пальчиковую гимнастику и гимнастику для рук
Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски Ориентация в пространстве листа тетради: верхний правый угол / верхний левый угол / нижний правый угол / нижний левый угол тетради. Ориентация в пространстве классной доски
Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ»
Алгоритм действий на страницах прописей. Параллельные прямые и наклонные линии, левые и правые полуовалы. Рабочая строка прописей. Середина надстрочного пространства. Линии сложной траектории на рабочей строке. Печатные заглавные и строчные буквы. Письмо печатными буквами Находить заданное положение на рабочем листе прописей.
Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках.
Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.
Проводить линии от определённой точки в заданном направлении
Письменные прописные и строчные буквы Письменные прописные (заглавные) и строчные буквы. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв.
Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв.
Сравнивать начертания заглавных и строчных письменных букв.
Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных).
Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.).
Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы
Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания.
Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.
Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв.
Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы.
Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.
Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного.
Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
Группировать буквы по наличию в них определённых элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие/глухие согласные звуки др.).
Находить в текстах слова с заданной буквой.
Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами.
Выкладывать слова из разрезной азбуки.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трёх — пяти слов со звуками в сильной позиции.
Читать написанное, осознавать смысл написанного.
Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма.
Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Списывание слов, предложений, текстов Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания.
Использовать алгоритм порядка действий при списывании.
Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом
Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса Контролировать этапы своей работы.
Писать предложения с пробелами между словами.
Использовать знак переноса
Орфография Правила правописания и их применение Раздельное написание слов.
Гласные после шипящих в ударных слогах (ча — ща, чу — щу, жи — ши).
Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.
Перенос слов Анализировать текст на наличие в нём слов с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши.
Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши.
Списывать слова с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши.
Вписывать пропущенные буквы в слова с буквосочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши.
Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения.
Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.
Переносить слова с одной строки на другую.
Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку

Развитие речи Рассказы повествовательного и описательного характера Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.
Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка.
Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.
Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Формулировать и обосновывать собственное мнение.
Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.
Составлять небольшие описательные рассказы.
Составлять небольшие повествовательные рассказы
Календарно-тематическое планирование
по предмету Обучение грамоте: чтение
1 класс (89 часов), 4 часа в неделю
Учебник: «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
I четверть, 36 часов
1 Введение понятия «предложение». 2 Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение». 3 Введение понятия «слово» 4 Рассказ по сюжетной картинке 5 Интонационное выделение первого звука в словах. 6 Интонационное выделение первого звука в словах. 7 Знакомство со схемой звукового состава слов 8 Звуковой анализ слова «мак» 9 Звуковой анализ слов «сыр», «нос». 10 Рассказ по сюжетным картинкам 11 Звуковой анализ слов «лук»,«лес». Сравнение этих слов по звуковой структуре. 12 Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета. 13 Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный
звук», «мягкий согласный звук». 14 Знакомство с буквой «А, а». 15 Знакомство с буквой «Я, я» 16 Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). 17 Знакомство с буквой «О, о». 18 Знакомство с буквой «Ё, ё». 19 Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). 20 Знакомство с буквой «У, у». 21 Знакомство с буквой «Ю, ю». 22 Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). 23 Знакомство с буквой «Э, э». 24 Знакомство с буквой «Е, е». 25 Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]). 26 Знакомство с буквой «ы» 27 Знакомство с буквой «И, и». 28 Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков 28 Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук 30 Знакомство с буквой «М, м» 31 Знакомство с буквой «Н, н» 32 Знакомство с буквой «Р, р» 33 Знакомство с буквой «Л, л» 34 Знакомство с буквой «Й, й». 35 Резервный урок 36 Резервный урок
II четверть, 28 часов
1 Введение понятия «слог» 2 Знакомство с буквой «Г, г». Введение понятия «ударение» 3 Знакомство с буквой «К, к». Чтение слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости первых звуков. 4 Знакомство с буквой «З, з». Чтение слогов, слов, предложений. 5 Знакомство с буквой «С, с» Чтение слогов, слов и предложений. 6 Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова 7 Знакомство с буквой «Д, д». Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения 8 Знакомство с буквой «Т, т» 9 Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т]. Чтение слов по таблице при замене одной буквы 10 Знакомство с буквой «Б, б» 11 Знакомство с буквой «П, п». Обсуждение смыслоразличительной функции ударения «пóлки – полкú». 12 Знакомство с буквой «В, в». Чтение слогов, слов и предложений. 13 Знакомство с буквой «Ф, ф». Смыслоразличительная функция ударения: звóнок – звонóк. 14 Знакомство с буквой «Ж, ж». Чтение слов, предложений, отгадывание загадок. 15 Знакомство с буквой «Ш, ш». Чтение слогов, слов, рассказа 16 Знакомство с буквой «Ч, ч». Составление словосочетаний 17 Знакомство с буквой «Щ, щ». Чтение слогов, слов, предложений. Отработка правила написания гласных после [ч'] и [щ']. Составление слов по схемам. 18 Знакомство с буквой «Х, х». Чтение слогов, слов, предложений. Разгадывание кроссворда 19 Знакомство с буквой «Ц, ц». Чтение слов в единственном и множественном числе. Разгадывание кроссворда и отгадывание загадок.
Составление словосочетаний. 20 Знакомство с буквой «ь». Особенности буквы «ь» 21 Знакомство с разделительной функцией мягкого знака 22 Знакомство с разделительной функцией мягкого знака 23 Знакомство с особенностями «ъ». 24 Обобщение и закрепление. 25 Резервный урок 26 Резервный урок 27 Резервный урок 28 Резервный урок
III четверть, 25 часов
1 Алфавит. С. Я. Маршак «Ты эти буквы заучи...». В. Голявкин «Спрятался» проведён во II чтв
2 В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаев «Беспокойные соседки» проведён во II чтв
3 Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. Остер «Меня нет дома» проведён во II чтв
4 А. Шибаев «На зарядку - становись!»; «Познакомились» 5 Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» 6 А. Шибаев «Всегда вместе» 7 Г. Цыферов «Маленький Тигр». Саша Чёрный «Кто?» 8 Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина» 9 Внеклассное чтение 10 Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...». Украинская народная сказка «Рукавичка» 11 Г. Остер «Спускаться легче» 12 В. Сутеев «Под грибом» 13 А. Шибаев «Что за шутки?». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета» 14 Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость» 15 Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» 16 Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» 17 Внеклассное чтение. С. Михалков «Три поросёнка». 18 Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв «Медвежата» 19 М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква» 20 Н. Носов «Ступеньки» 21 О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет мартышке» 22 Е. Чарушин «Зайчата». Н. Сладкое «Сорока и Заяц»; «Лиса и Заяц» 23 Н. Носов «Затейники» 24 Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот» 25 Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» 26 A. Толстой «Ёж».
B. Лунин «Волк ужасно разъярён...». Г. Цыферов «Зелёный заяц» 27 В. Драгунский «Он живой и светится» 28 Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь». Прощай, «Букварь»!
Календарно-тематическое планирование
по предмету Обучение грамоте: письмо
1 класс (64 часов), 4 часа в неделю
Учебник: «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
Дидактические пособия: Прописи к учебнику «Букварь» Безруких М.М., Кузнецова М.И.
I четверть, 36 часов
1 Ориентировка на странице прописей 2 Отработка алгоритма действий на страницах прописей 3 Отработка алгоритма действий на страницах прописей 4 Отработка понятия «слово». Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий 5 Деление предложения на слова 6 Сравнение звуков. Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. 7 Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове. Проведение параллельных линий. 8 Знакомство с рабочей строкой 9 Сравнение слов по звуковой структуре. Проведение полуовалов. Ориентировка на рабочей строке. 10 Звуковой анализ слов «кит»,«кот». Сравнение этих слов по
звуковой структуре. Проведение овалов. Отработка умения
находить середину надстрочного пространства. Проведение заданных линий на рабочей строке 11 Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории 12 Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв 13 Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова. Различение овалов и кругов. Прописывание на рабочей строке элементов букв 14 Письмо заглавной и строчной буквы «А, а». 15 Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». 16 Закрепление правил обозначение звука [а] буквами 17 Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». 18 Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». 19 Закрепление правил обозначение звуков [о] и [а] буквами. Тренировка в написании букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. 20 Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». 21 Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». 22 Закрепление правил обозначение звуков [у], [о] и [а] буквами. Письмо изученных букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. 23 Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э». 24 Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». 25 Закрепление правил обозначение гласных звуков буквами. Письмо изученных букв. 26 Письмо строчной буквы «ы». 27 Письмо заглавной и строчной буквы «И, и». 28 Отработка написания изученных букв 29 Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. 30 Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». 31 Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». Письмо слогов, слов, предложений 32 Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». Письмо слогов, слов, предложений 33 Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». 34 Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». 35 Резервный урок 36 Резервный урок II четверть, 28 часов
1 Отработка написания изученных букв. 2 Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». Восстановление деформированных предложений. 3 Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение и запись слов по образцу. 4 Письмо заглавной и строчной буквы «З, з».
Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный текст. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу 5 Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. 6 Дифференциация букв «З, з» - «С, с».
Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. 7 Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». Письмо
слов, предложений. 8 Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т» Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Восстановление деформированных предложений. 9 Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т».
Запись слов на нужной строчке в зависимости от наличия
определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Составление словосочетаний. Самостоятельная запись слов 10 Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. 11 Письмо заглавной и строчной буквы «П, п».
Сравнение букв «П» - «Т», «П» - «Г», «п»-«т»,«п»-«г».. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «Б, б» - «П, п». Вписывание нужной буквы 12 Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». Письмо слов, предложений 13 Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф».
Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф». Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. 14 Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «жи». 15 Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «ши». 16 Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». Письмо слов, предложений. Закрепление написания
буквосочетаний «ча», «чу». 17 Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ща», «щу». 18 Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». Письмо слов, предложений. 19 Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Письмо слов, предложений 20 Письмо строчной буквы «ь». 21 Слова с разделительным мягким знаком 22 Слова с разделительным мягким знаком 23 Письмо строчной буквы «ъ». 24 Закрепление написания всех букв русского алфавита. 25 Закрепление написания всех букв русского алфавита. 26 Закрепление написания всех букв русского алфавита. 27 Резервный урок 28 Резервный урок Учебная дисциплина Класс Программа Тип программы Количество часов в неделю, общее Базовый учебник Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
Обучение грамоте 1 Журова Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс – М. : Вентана-Граф, 2011. УМК «Начальная школа XXI век»
Соответствует ФГОС Государственная 8 часов в неделю,
128 часов в год Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч -М. : Вентана-Граф, 2011. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам – М. : Вентана-Граф, 2011. Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс - М. : Вентана-Граф, 2011.
Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать: 1 класс - М. : Вентана-Граф, 2011.
Касса букв,
Лента букв
Фишки,
Плакат с алфавитом, написанным курсивным шрифтом, Карточки с изображением письменных букв.
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Литература, необходимая для освоения курса
Литература для учителя
Журова Л.Е. Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1 класс – М. : Вентана-Граф, 2011.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч -М. : Вентана-Граф, 2011.
Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс - М. : Вентана-Граф, 2011.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Обучение грамоте: методический комментарий к урокам – М. : Вентана-Граф, 2011.
Литература для учеников
Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч -М. : Вентана-Граф, 2011.
Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи к учебнику «Букварь»: 1 класс - М. : Вентана-Граф, 2011.
Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать: 1 класс - М. : Вентана-Граф, 2011.
Технические средства обучения и оборудование
Компьютер.
DVD-проектор.
Магнитная доска.
Плакат с алфавитом, написанным курсивным шрифтом,
Карточки с изображением письменных букв.
Касса букв,
Лента букв
Фишки,
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Интернет-ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. –
http://scool-collection.edu.ruПрезентации уроков «Начальная школа». - http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – www.festival.1september.ru