Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков
Отчет А
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков
После прохождения первого этапа Республиканской Программы повышения квалификации педагога общеобразовательных школ РК (третий базовый уровень), осмыслив теоретические основы по семи модулям программы, я убедилась, что традиционная система обучения не столь эффективна, так как проявляется в низком уровне знаний учащихся, их пассивном отношении к преподаваемому мною предмете, стандартном мышлений. Согласно кембриджской системе преподования и обучения, мы можем изменить методику преподавания, что особенно актуально в современном мире, где мы должны воспитать конкурентноспособную личность, обладающую критическим мышлением. Отталкиваясь от своего убеждения, я сформировала установку, что нынешний учитель-новатор, должен узнать и удовлетворить все потребности учащихся, развивать критическое мышление, и развить саморегулируемое обучение. В результате данных выводов, я решила найти пути внедрения в собственное преподавание и обучение новых методов программы по семи модулям. На втором этапе обучения, я решла перейти к действию и провести исследование на учащихся категории А,В,С.
В серии последовательных уроков по своему предмету Человек. Общество. Право, особое внимание я уделила обоснованию и внедрению модуля Программы «Новые подходы в преподавании и обучении», где я так же могла внедрить такие направления как «Обучения тому, как учиться» и «Диалоговое обучение». Эти два модуля я использовала в серии последовательных уроков, так как я считаю, что первое направление «Обучения тому, как учиться» формирует у учащихся мотивацию к самостоятельной деятельности и развивает саморегуляцию, а второе направление «Диалоговое обучение» позволяет развить речевую коммуникацию, что в результате повышает эффективность обучения. Взяв за основу идею «Психологию оптимального опыта» Михай Чиксентмиайи, где учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют, то что называется «самоцелью». На основе этой идеи, через наблюдение и опрос, я старалась создать коллаборативную среду, для развития самомотивации,что согласно исследованиям Райена и Деки, развивают стремление и любознательность (Руководство для учителя, стр,140). При проведении серии последовательных уроков, изучение нового материала я начинала с создания коллаборативной среды по стратегиям «Смайл», «Доброе слово», «Круг радости». Для понимания и осознания учащимися новых методик обучения и преподавания при проверке домашнего задания, я использовала стратегию «Горячий стул», где на вопросы отвечали учащиеся категории А, в том числе А.Кызгалдак, которая находилась под моим наблюдением, для анализа, как повлияют новые методики на обучение и понимание ребенком предмета. Вопросы задавали учащиеся группы В и С, в том числе особое внимание было уделено учащимуся Н.Нурболу.Так же были проверены домашние задания с использованием таких стратегии как «6W» и индивидуальные карточки, где главным критерием было оценивание, что позволило учащимся четко увидеть связь оценивания с уровнем своего знания и подготовленности к уроку. При прохождении новых тем на уроке, учащимся были предложены такие стратегии как «Просмотр видео», «Пара слов», где они самостоятельно приходили к теме урока, и при моей помощи «ЗБР» ставили к ним цель и задачи, что позволяло осознать учащимся и понять, что они должны знать, понимать и уметь применить в дальнейшем.
Для развития критического мышления у учащихся я использовала групповую, парную и индивидуальную работу. Для освоения новых тем я применила такие стратегии как: «Коллаж», «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Строительство стен», где учащиеся работали в группах, свободно предлагали свои идеи, слышали и были услышаны другими, активно спорили и приходили к единому мнению для защиты своей работы. Для индивидуальной работы, я использовала такие стратегии как «РВФ», «Толстые и тонкие вопросы», что позволяло каждому учащемуся увидеть уровень своих приобретенных знании. Результатом было то, что учащийся группы С Н.Нурбол, никогда не проявлявший интерес к предмету, формально отсиживавшийся на всех уроках,заинтересовался, начал проявлять активность и предложил себя в качестве спикера. Новая методика преподавания и обучения очень понравилась детям всех уровней. Для взаимопроверки и взаимооценивания я использовала такие стратегии как «Карусель», где учащимся после проделанной работы было необходимо было передать ее другому учащемуся или другой группе. Здесь дети использовали такие стратегии как «Две звезды, одно желание», «Корзина». Для проверки индивидуальных знаний учащихся, применила на своем уроке такие стратегии как «ЗХУ», « «+», «-», «интересно»», «Голосование точками», «Коллекция стикеров», что позволило ученикам и мне понять, какого результата они достигли. А.Кызгалдак: «после рефлексии я осознала, что я усвоила хорошо, а на что еще необходимо обратить внимание» (проявление саморегуляции), Н. Нурбол: «когда я передал свою работу другому учащемуся и он указал мне на мои ошибки, и объяснил критерии работы и оценивания, я понял, за что я получил такую оценку» (осознание критериев). Данная методика позволила учащимся узнать и осознать собственные таланты и сформировало их убеждение в важности максимального использовния их на уроке.
Для развития грамотной речи в рамках выполнения групповых заданий, учащиеся выступали в роли спикеров, защищая работу от своей группы, где дети, проявляя критическое мышление связывали мой предмет с предметом история, самопознание, казахский язык, что позволило расширить кругозор у учащихся всех категорий, и позволило узнать много нового. А.Кызгалдак: «при прохождении темы «Человек- деятель культуры», узнала что первую русско-казахскую школу в Казахстане открыли при Жангир хане в 1841 году, и что ее открыли братья Есенкул и Сейтбаттал Мамановы, в связи с чем она получила название «Мамания». Узнав об этом на уроке, я стала искать дополнительные данные в интернете, было очень интересно узнать об этом событии, и я осознала тесную связь предмета Человек.Общество.Право с предметом истории и казахским языком». Из этого комментария я сделала вывод, что через взаимосвязь с предметами, повысилась мотивация учащихся к моему предмету и эффективность обучения. Н.Нурбол: «на уроке мы работали группами, где каждая группа защищала свои работы по новой теме, было очень интересно узнать что -то новое из защиты других групп и сравнить это все с работой, проделанной в своей группе. В итоге учащийся через сравнение (косвенный опыт, Бандура),преодалевает внутренние и внешние барьеры, развивает саморегулируемое обучение.
Проведя наблюдение и анализ, интерпритировав данные, я пришла к выводу,что в целом в серии последовательных уроков, я реализовала направление «Обучения тому, как учиться» и «Диалоговое обучение» модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». При сравнении со стандартным преподаванием, я сделала вывод, что у учащихся повысился уровень мотивации, ответственность за собственное обучение и саморегуляцию, где служит доказательством активная работа учащихся, эффективное усвоение моего предмета, отзывы учащихся о методике преподавания и о собственных полученных знаниях. Но так же при внедрении новых методик преподования и обучения возникали трудности, такие как: неготовность учащихся и непонимание работы, требуемых результатов, нежелание некоторых учащихся работы в группе, желание формального участия на уроке.
«Когда ученикам предоставляется возможность участвовать в классном диалоге в разнообразных и расширенных формах, они могут исследовать границы своего собственного понимания. Александер (Руководство для учителя, стр. 135). Взяв за основу эту идею, я решила внедрить в своем предмете модуль «диалоговое обучение», где присутствовали различные типы бесед. Проведя серию последовательных уроков, я провела исследования в действии по внедрению диалогового обучения. Диалог- модель особого взаимодействия с учениками, так как в процессе беседы учитель может установить контакт с классом, создать коллаборативную среду, выявить проблемы учащихся, выявить пробелы в знаниях и навыках учеников. В исследовании Мерсера и Литлтона доказано, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Руководство для учителя, стр 144).Диалоговое обучение занимает центральное место на уроке, так как повышает эффективность обучения и способствует когнитивному развитию учеников. Наблюдение и анализ по работе с методикой диологового обучения дало удивительные результаты. Учащиийся категории С Н.Нурбол, не проявлявший никакого инетреса к предмету, формально отсиживающийся на уроках, стал активно участвовать в групповых работах, парных работах и даже предложил себя в роли спикера. В работе по составлению и защите слайдов он был в паре с ученицей категории А А.Кызгалдак, которая помогала ему, они обсуждали многие моменты, возникали споры и дебаты, но в конечном итоге они пришли к согласованию.В серии последовательных уроков в процессе оценивания степени понимания учащимися предмета ,я применяла такие стратегии, как «Коллаж», «Кластер», «Кольца вена», «Строительство стен», «Вопросы по теме», где ученики обменивались своими мнениями, обсуждали свои идеи, обменивались своими работами и проверяли друг друга в ходе взаимопроверки. Исправление ошибок сопровождалось комментариями проверяющего, дисскусиями и дебатами в целях обоснования своих работ. Обсуждая данное учащимся задание в группе, каждый ученик мог творчески себя проявить, высказать свое мнение, не боясь ошибиться, внести свои идеи в общую работу, что прививало им чувство ответственности за полученный результат в группе, что вызывало дополнительную мотивацию в более активном участии и реализации своего потенциала. Обсуждения в группах позволило учащимся категории С консультироваться с более сильными учениками, учащимися категории А. Если при защите презентации групповой работы, к их флипчарту было добавлено больше всего пожеланий, то эта работа воспринималась всей группой, что более смягчало чувство болезненого восприятия, чем кога ученик был бы один. Для обмена информации и взаимопроверки в группе я использовала стратегию «Карусель», когда учащиеся одной группы по кругу просматривали работы других групп, что позволяло расширить свои знания по определенным аспектам темы, послушать другие мнения по наиболее сложным вопросам, высказать и дополнить информацию по работе. Диалоговое обучение в рамках групповой работы позволило развить такие типы бесед как, беседы – дебаты, кумулятивные беседы, исследовательские беседы. В ходе презентаций и защиты результатов, полученных в ходе групповой работы, я увидела результаты диалогового обучения. Спикеры, презентуя свои материалы, постоянно находились в контакте с группой, участники группы выступали в роли помощников, делая выводы, и я пришла к убеждению,что на уроке была создана коллаборативная среда.
Одной из форм работы по освоению новых тем и внедрения новых методик преподавания и обучения стала индивидуально – групповая работа с проблемными вопросами. На уроке я применяла вопросы по Блуму:
Уточняющие вопросы:
-Правильно ли я тебя поняла?
- Что ты имеешь ввиду?
Тонкие и толстые вопросы:
-Что такое культура?- тонкий вопрос
-Виды культуры,их различия и общие характеристики?-толстый вопрос
Проблемные вопросы:
-Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?
- Какие цели и задачи мы установим?
Закрытые вопросы:
-логические цепи
Творческие вопросы:
-Что произошло бы, если бы в мире не было культуры?
Учащиеся индивидуально отвечали на данные вопросы. После окончания работы ученики в парах, сформированных по желанию, проводили самопроверку, ученики доказывали правильность ответов друг другу, и взаимодополняли друг друга. В целом в серии последовательных уроков, по моему мнению, было реализовано направление «Диалогового обучения» модуля «Новые подходы в преподавании и обучении».
Такая форма диалогового обучения снизила напряженность в классе, которая возникает во время проведения стандартного урока учителем, также ученики с большим желанием консультировались по своим вопросам со мною, гдя я могла применить подмостки(Брунер), скорректировать их идеи и направить в правильное русло. При данной форме обучения у учеников повысился уровень саморегуляции, так как они не только выполняли функции исполнителей, но им были даны частичные функции учителей и проверяющих. В ходе данной деятельности возросла вовлеченность учеников в процесс обучения. Н.Нурбол: «Было очень интересно работать в группе, так как можно внести свои идеи для защиты проекта или понять через диалог, то что самостоятельно не мог осознать». А.Кызгалдак: «Мне понравилось обсуждать выполненную работу в паре, все свои недостатки и пробелы в понимании я сразу обсудила с другими участниками группы, происходило самообучение под наблюдением учителя.» Результатом было то, что я осознала диалоговое обучение: что оно имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционным преподаванием, позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. На последнем уроке серии последовательных уроков по своему предмету, я попросила учащихся сделать выводы по новой методике преподавания и обучения:
А.Кызаглдак: «Групповая работа мне очень понравилась, так как мы можем обсудить задания всеми участниками группы, а не работать только самостоятельно. Благодаря этим урокам мы научились слушать друг-друга, приходить к единому мнению, мне очень понравились наши уроки, они были интересные, я бы хотела, чтобы все уроки проходили так».
К.Еркебулан: «мне было интересно на уроках, я научился составлять сложные вопросы и отвечать на них.»
Н.Нурбол: «Благодаря этим урокам, у меня появился интерес к предмету, учащиеся стали мне помогать, я мог оценить себя, что я узнал и что мне еще необходимо доработать.»
Проанализировав рефлексию 4-х уроков и индивидуальные карточки, для самостоятельной работы я пришла к выводу, что у детей выросла самомотивация, возрос интерес к моему предмету, они проявляли критическое мышление, освоили предложенные темы по предмету в зависимости от индивидуальных качеств.
Проведя серию последовательных уроков, я убедилась в разнице между проведенными уроками до и после прохождения программы, и установила, что новые методики преподавания позволяют нам услышать мнение детей, понимать, что и как дети хотят получать новые знания на твоем уроке, и я решила, что как учитель- новатор я буду в дальнейшем внедрять данную методику преподавания и обучения на своем уроке, но с учетом возрастных особенностей учеников. Только учитывая все эти факторы, по -моему мнению, внедрение пройдет успешно.
Использованная литература:
1 Руководство для учителя (третий базовый уровень). – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.