Роль уроков физкультуры в формировании здорового образа жизни у учащихся


Роль уроков физкультуры в формировании здорового образа жизни у учащихся
Крепкое здоровье и хорошо развитая способность адаптации к действию факторов окружающей среды являются одним из наиболее важных условий формирования личностных качеств человека, развития его природных способностей и наклонностей, эффективной учёбы, плодотворного труда, благополучия и активного творческого долголетия.  Начальные знания о здоровом образе жизни дети получают ещё в дошкольном возрасте, в семье, но нередко эти сведения содержат неточную, ненаучную информацию о том, как жить так, чтобы оставаться здоровым человеком. Школьники не имеют соответственных здоровому образу жизни навыков и умений, необходимых в повседневной практической деятельности.  Занятия физической культурой и спортом, как важнейший компонент здорового образа жизни учащихся, обеспечивают в оптимальном режиме полный объём двигательной активности, необходимой для поддержания резистентности организма и укрепления здоровья, повышение его адаптационных возможностей. Они предупреждают развитие у подростков устойчивой гиподинамии и её последствий, возникновение болезней опорно–двигательной, сердечно – сосудистой, нервной систем. Организация методики по формированию понятия ЗОЖ у школьников предполагает развитие интереса, потребности в изучении данного вопроса путем углубления и расширения знаний учеников о своём здоровье, его факторах, среди которых особое место отводится физической культуре, принципам и нормам сохранения и укрепления здоровья. Этот результат достигается обращением учителя на уроках к валеологическому материалу, осуществлением контроля деятельности учеников по самооздоровлению, преобразованию сведений о сохранении здоровья в личностнозначимые, близкие ученикам.   Характерной чертой методики проведения уроков физвоспитания является создание доброжелательной атмосферы свободного, творческого и жизнерадостного состояния учащихся. Задачи укрепления здоровья должны ставиться выше формального выполнения нормативов и тестов. Повышают результативность уроков физического воспитания экскурсии (в физдиспансер), походы в выходные дни, участие в туристических слетах. Встречи с медработниками, родителями, спортсменами и другими людьми–специалистами в области здравоохранения, физкультуры и спорта оказывают положительное влияние на формирование ценностных ориентаций подростков. Таким образом, уроки физвоспитания, построенные с учетом дифференциации, индивидуализации комплексов упражнений, проникнутые идеями гуманизации и демократизации, обогащенные нестандартными формами и видами работ, в значительной мере обеспечивают комплексный подход к формированию понятия здорового образа жизни и воспитывают установку на сохранение и укрепление собственного здоровья и благополучия окружающих.   На уроках физкультуры необходимо уделять внимание подготовке учащихся к применению в повседневной жизни полученных знаний и умений по ведению ЗОЖ, проведению самостоятельных занятий по физической культуре, самооздоровлению. Формировать такие качества личности, как целеустремлённость, трудолюбие, сила воли, настойчивость, дисциплинированность. Необходимо внедрять идеи самосовершенствования, работы над собой, развития положительных качеств своего характера и борьбы со слабостями, недостатками, отрицательными наклонностями, недопустимости возникновения пагубных стремлений, разрушающих психическое и физическое благополучие, нравственное и моральное здоровье. 

Вернуться к началу