Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий» в серию последовательных уроков
Рефлексивный отчет
по обоснованию и методике внедрения одного модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий»
в серию последовательных уроков
Информационные коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий» это возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательных технологий в преподавании и обучении, можно использовать для обучения любого предмета, на любом этапе урока. Главная идея модуля Программы то, что «учителя будут компетентны в цифровых технологиях и спососбны к эффективному использованию ИКТ в преподавании, что позволит им стать уверенными и критичными пользователями информационных технологий для работы, отдыха, общения. В основе таких навыков лежит знание об информационно-коммуникационных технологиях, использование их для извлечения, оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмены информацией» [Руководство для учителя, стр. 109]
Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь видов: теоритических и практических. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и учения.[1. стр 155]
Знание интерактивных технологий - это признание вклада образовательного учреждения в развитие инновационных подходов в применении интерактивных технологий в учебном процессе.
ИКТ позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Все серии последовательных уроков провела с применением ИКТ и увидела интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных задач. С помощью программного обеспечения ActivInspire осуществила построение схем, составления ребусов, вопросов высокого порядка. Программное обеспечение ActivInspire, компании Promethean, представляет собой программный пакет, легко адаптируемый под опыт и стиль любого учителя. ActivInspire предлагает ряд преимуществ, способствующих усовершенствованию процесса обучения.
Как показывает практика, создание оригинальных учебных материалов, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения информатике. На всех уроках объяснение новой темы, сопровождалось презентациями PowerPoint, разработанных мною. Презентации применяла при работе с устными упражнениями, при повторении пройденного материала, демонстрации условия разноуровневых дифференцированных заданий, решения задач и домашние задания, при иллюстрации практического применения знаний в жизни, направленной мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
На своих уроках начала активно использовать средства разработки анимированных роликов как собственный наглядный материал. Коренное изменение положения дел произошло в связи с ростом популярности в образовательной среде такого инструмента, как Flash. Одним из ведущих направлений в разработке обучающих программ является flash-технология. Приложения, созданные в этой среде, могут быть использованы в любых операционных системах, имеющих графический интерфейс. Flash можно использовать для создания:
- иллюстраций;
- фильмов;
- презентаций;
- Web-страниц и целых сайтов;
- обучающих модулей.
В учебном процессе разработанные ресурсы применимы для демонстрации эксперимента, как обучающие и контрольные тесты. Широко можно использовать в развитии творческих способностей учащихся, которые также участвуют в разработке подобных проектов.
Для того чтобы усилить прогресс обучения, необходимо использовать более динамичные и полностью интегрированные инструменты оценивания, поддерживающие обучение. Оценивание играет очень важную роль в процессе эффективного обучения и преподавания. Системы интерактивного тестирования учащихся предоставляют мгновенный доступ к результатам, поэтому мы можем своевременно решить возникшие трудности и обеспечить высокий уровень усвоения материала для каждого ученика. Система управления учебной программой и оценивания предоставляет учителям возможность собирать и анализировать данные по классу в режиме реального времени, что обеспечивает информативность при принятии решений, которые могут повлиять на достижения отдельной ученика, класса, школы или всей образовательной системы.
На своих уроках из серии последовательных уроков, при использовании модуля «Использования информационно – коммуникационных технологий в преподавании и учении» мною были использованы на всех этапах урока.
На первом уроке «Количество информации, единицы измерения информации» модуль ИКТ применила на этапе закрепления. Для закрепления темы учащиеся выполняли задания, где были использованы ресурсы Интернета: при составлении ребусов и сравнения объема готового текстового файла. В конце урока применила слайды для рефлексии урока.
. На втором уроке «Компьютер - универсальная вычислительная машина» модуль применила на начале урока и закрепления темы. При проверке домашнего задания я использовала мотивационную игру «Найди ошибку», где учащимся надо было найти где находится документ, затем открыть и прочитать его, а далее найти неточности в учебном материале, обосновать свой ответ. Для закрепления темы урока учащиеся выполнили практические разноуровневые задания на компьютере (Найти в сетях Интернета материал о суперкомпьютерах, в текстовом редакторе напечатать информацию о компьютере, составить концептуальную карту по теме в текстовом редакторе).
Фото 1. Выполнение практической работы.
На третьем уроке «Устройство компьютера» урок начали с просмотра видеоролика «Все в твоих руках», с целью быстрого включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся и привития уверенности. При изучении новой темы учащимся был дан дополнительный источник информации, в виде электронного учебника, где необходимо было прослушать, просмотреть видеоролик. После чего заполнить таблицу на компьютере и далее выполнить практические задания.
На уроках я использовала flash-задания, которые включают технологию свободного перемещения объектов, с поворотом и без него, перемещения предметов с исчезновением. Технология работы с текстовыми полями во Flash позволяет создавать тесты с ответами, вводимыми с клавиатуры, по прохождению которых ученику выдается результат теста, содержащий количество набранных баллов, оценку за работу.
Фото.2 Выполнение flash-задания на компьютере.
На уроке «Дополнительные устройства компьютера», применив flash-задания, я провела самооценку и взаимооценку учеников. С помощью «Проверь себя» ученики работали над ошибками. Детям нравятся те задания, в которых используется моментальная проверка правильности выполнения. Ученик выполняет задание – перемещает объекты на отведенные для этого места. После того, как выполнена работа, он нажимает на кнопку проверки и сразу видит результат своей работы: верно или неверно он выполнил задание
Учащиеся на компьютере выполняли задания и осуществили проверку (ответы на экране) и сделали вывод. Раньше я давала мини-тесты в распечатанном виде, и учащиеся выполняли тесты самостоятельно. Результаты часто не радовали меня. Не понятно, понял ребенок тему или просто угадал ответ.
Компьютерная графика, использованная на уроке, позволила ученикам незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране. Также использовала разные презентации с материалами, наполненными исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. На каждом этапе урока использовала компьютерные графику с помощью интерактивной доски. На промежутке основной части урока применила видеоролик для проведения физкультминутки. Физминутка способствовала повышению работоспособности, активности учащихся, помогла преодолеть усталость и сонливость.
Фото 3.Физминутка
На уроке «Дополнительные устройства компьютера» применила online-кроссворд , чтобы ученики повторили предыдущие темы и четко и однозначно вместе с учащимися сформулировали цель урока и образовательные задачи урока. Актуализация знаний провела в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы визуализировала в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы были представлены как небольшой видеоряд, требующим комментария, таблицей.
Эти эффективные методы обучения активизировали мысль учеников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Так же применила демонстрацию анимационных презентации. Слайды сопровождались с ответами «Проверь себя», ученики не стали бояться ошибок, наглядно на слайдах все стало ясно.
Компьютер практически решил проблему индивидуализации обучения. Обычно ученик Данил медленно усваивал объяснения, стеснялся поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, он многократно повторяли материал в удобном для себя темпе и контролировали степень его усвоения. Компьютер значительно расширил, возможности представления информации.
С целью привития знания и навыки как решить систему неравенств с одной переменной, на уроке «Устройство компьютера» демонстрировала тренажеры. С помощью этого тренажера «Найти закономерности и показать их с помощью стрелки» ученики смогли моделировать реальные процессы, а значит – увидели причины и следствия, поняли их смысл. Ученики анализировали и сделали выводы.
ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий.
Фото 4. Работа с презентацией PowerPoint,
В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Показ фильма и видеороликов на уроке сделали занятие более ярким и динамичным , запоминающим и увлекательным.
Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Данил успел сделать немного, но получил удовлетворение от своего учебного труда.
Фото 5-6. Работа с интерактивной доской.
В дальнейшем планирую провести занятие инструктаж по применению цифровых технологий в обучении и помочь установить на персональных компьютерах , смартфонах или на планшетах учеников необходимые программы и тренажеры для развития логического мышления. А так же инструктаж по навыкам пользования интерактивной доски, потому что некоторые ученики чувствуют затруднение, когда пишут ручкой ActivPen.
На своих уроках я учащимся давала задания, где они могли использовать интернет - ресурсов, для поиска информации и рисунков. На третьем уроке на этапе подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению знаний ученики решили online кроссворд с сайта www.spisok-literaturi.ru. При этом чувствовалось повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям учеников.
Мобильные телефоны на сегодняшний день являются нашими незаменимыми помощниками в различных видах деятельности. Позитивные слова играют очень большую роль в нашей жизни. На третьем уроке при создании коллаборативной среды ученики на мобильном телефоне сфотографировали себя и написали друг другу смс-ки с пожеланиями и комплиментами. Ученикам принимать смски понравилось, и захотели использовать и на следующих уроках. Ученики с большим удовольствием работали над текстом, критически мыслили и рассуждали позитивно.
На уроке возникла проблема так называемого "мобильного этикета". Ученик не всегда понимает, когда допустимо с ним работать, а когда нет.Чтобы не допустить таких барьеров на следующих уроках, я дала задание ученикам по теме "мобильного этикета", уместно привести несколько общепринятых правил, регламентирующих использование мобильного телефона в учебном заведении. Ученики сами составили этикет следующим образом:
На уроке следует отключать звук на телефоне, оставляя только вибровызов;
Стоит подбирать нейтральные мелодии для сигнала вызова (особенно осторожно надо подходить к применению всяческих "шуточных" рингтонов)
Недопустимо прерывать общение с преподавателем ради ответа на звонок или сообщение;
Пользоваться на уроке по назначению
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия учащимися для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применила новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в серии последовательных уроков позволила проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечила наглядность;
- привлекла большое количество дидактического материала;
- повысила объем выполняемой работы на уроках;
- обеспечила высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
ИКТ оправдала себя во всех отношениях: заметила продвижения учеников в общем развитии, при процессе урока помогла преодолеть трудности, создала благоприятные условия для улучшения взаимопонимания с учениками, и наше сотрудничество в учебном процессе.
Внедряя Программу в свою педагогическую деятельность, у меня появилось много идей по внедрению модуля ИКТ в процесс обучения. В будущем планирую создать на своем персональном сайте online тестировании, игры, кроссворды, головоломки по информатике. Планирую создать школьный web-сайт и разработать вместе с учениками свой подкаст. В подкаст добавим школьные новости, работы учеников и т.п.
Таким образом, анализируя изменения в поведении учеников, оценивая степень их познавательной активности, в том числе на примере выбранных для наблюдения учеников, можно с уверенностью сделать вывод о том, что модуль "Использование информационно - коммуникационных технологий", используемый совместно с другими модулями Программы очень эффективен.
Использованная литература:
«Руководство для учителя» третий (базовый) уровень, 2015