Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы «Критическое мышление» в серию последовательных уроков
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы
«Критическое мышление» в серию последовательных уроков
Учитель биологии
Енбешиказахский район
С. АватСШ. им. Омара МухаммадийУшурова Зульфиям Имнахуновна « Учитель — человек, который может
делать трудные вещи лёгкими».
( Р. Эмерсон, американский поэт и философ).
Для характеристики учителя-профессионала в современной американской педагогике используется специальный термин "эффективный учитель", то есть такой, который добивается высокого качества работы благодаря своим положительным личностным качествам и профессиональному мастерству. Выделяются такие типичные особенности эффективного учителя: критическая оценка своих интеллектуальных и психологических характеристик, чувство уверенности в себе, эмоциональная стабильность, адекватное восприятие различных педагогических ситуаций, коммуникативность, неформальные, теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, умение разрешать конфликты, склонность к симпатии, юмор, доброжелательная шутка, ощущение, что ученики его признают.
Эффективен тот учитель, который может развить у учащихся самостоятельность мышления, желание учиться лучше. Такой учитель убежден, что учиться могут все ученики, только некоторые из них учатся медленнее. Он обеспечивает достижение главной цели гуманистического образования - воспитание свободной, творческой личности в демократическом обществе.
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность
мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности является технология развития критического мышления.
Однако, анализ психолого- педагогической литературы, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно- воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности учеников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления.
В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Так, что такое критическое мышление?
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.165). Каким должно быть критическое мышление у учащихся 7 класса. Опираясь на «Руководство для учителя», я попытаюсь поразмыслить. Думаю это оптимальный путь, где ученики делают свои шаги по принятию самостоятельных решении. Это – наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. Что я должна делать на занятиях, чтобы модуль «Обучение критическому мышлению» работал так, чтобы я была удовлетворена конечным результатом.
В первую очередь я предпринимаю стратегическое планирование серии последовательных уроков, который мы называем «Среднесрочное планирование» серии последовательных уроков. Идеи модуля внедряю во все четыре урока. По календарному планированию это темы:
Млекопитающие Казахстана
Одомашнивание животных
Коневодство и основные отрасли
Обобщающий урок по теме «Хордовые животные»
Я думаю что модуль «Обучение критическому мышлению » должен присутствовать на каждом уроке биологии.