Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы « Обучение тому , как учиться » в серию последовательных уроков
ИПК ПР по Павлодарской области
Группа №5
Тренер: Ахметниязова Айгуль Жуматовна
Слушатель: Шумакова Александра Владимировна
Отчет А
Рефлексивный отчет по обоснованию и методике внедрения модуля Программы « Обучение тому , как учиться » в серию последовательных уроков
Тема моего исследования : Как изменится процесс обучения, если я научу детей работать в группе?
Целью исследования являлось : «обучение групповой работе для развития коммуникативных навыков »
Каким образом идеи модуля «Обучение тому , как учиться» раскрылись в данном исследовании ?
Для подтверждения доказательств применения методик данного модуля я взяла следующую ключевую идею : « Существует … понятие « учебное сообщество », при котором и ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся. … поощряется работа сообща, взаимоподдержка и командный дух … внимание уделяется способности слушать и развитию самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении … » ( РУ с. 142, 2012 )
Как обучались ученики в учебном сообществе на серии последовательных уроков?
В серии последовательных уроков я обучала детей работе в группах. При формировании которых, я брала за основу психологические особенности каждого учащегося, а также обращала внимание на взаимоотношения внутри коллектива для того, чтобы группы работали наиболее эффективно. Для формирования универсальных способов деятельности необходимо выбрать такую форму работы, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю, взаимооценке и оценке своих действий и деятельности в целом. Распределение учащихся по группам осуществлялось следующим образом : в парах, по симпатии , разноуровневые , дифференцированные.
Хочу остановиться на некоторых из них :
Во время работы в группах по симпатии , из первого урока серии последовательных уроков, дети легко включились в работу, т. к. они являются близкими друзьями , у них нет недоверия друг к другу есть общие интересы.
Фото 1. Групповая работа. Рассадка по симпатии.
Как раз поэтому « близкие друзья », совместно работая над заданием время от времени отвлекались, так как у них появилась возможность пообщаться не только на перемене, но и на уроке. Поэтому я старалась контролировать каждую группу и вовремя переключать их отвлеченные разговоры в нужное русло.
Для работы на втором уроке учащиеся были разделены на дифференцированные группы, предварительно сформированные учителем с целью развития уровня познавательных способностей, создания благоприятных условий для их развития. При формировании состава групп я учитывала взаимоотношения и симпатию всех учащихся.
На этапе закрепления знаний данного урока проверялось применение полученных знаний на практике, через решение дифференцированных заданий. Работа в группе проводилась индивидуально, по карточкам разного уровня ( таблица 1. ) , тем самым я дала возможность детям самостоятельного выбора заданий , с учетом опоры на свои знания, и на критерии оценивания. Во время проведения инструктажа заполнения группового листа самооценки, у детей появилась заинтересованность в получении наивысшего балла, для хорошей оценки за урок ( фото 2.), т. к. они уже увидели перед собой определенную цель, которая способствовала повышению мотивации в их обучении.
Таблица 1. Карточка с дифференцированными заданиями
5 кг 10 кг 20 кг
6 ц = … кг
1 т = … кг
200 кг = … ц
2 ц = … кг
1000 кг = … ц
400 кг * 4 ц
7 ц - * 500 кг
1 т * 8 ц
1 т * 4 ц + 5 ц
800 кг – 3 ц * 500 кг
Составь по краткой записи задачу.
Измени вопрос, чтобы она решалась в два действия.
Пшеница – 35 ц
Рожь - ? ц, на 12 ц больше.
Фото 2. Оценочный лист группы
Во время консультирования учитель – ученик , также проверялась правильность выполнения заданий. Талантливые и одаренные, как всегда, быстро справились с работой и по просьбе учителя приступили к консультированию, для оказания помощи медленным ученикам.
Работая в дифференцировнных группах учащиеся на достаточном уровне усвоили весь базовый программный материал по данной теме, а дети с высоким уровнем мотивации смогли выполнить задания более повышенной сложности, дети с мотивацией низкого уровня качественно выполнили задания базового уровня программы, что способствовало повышению активности ребёнка на уроке, его интересу к предмету ( из прочитанных рефлективных дневников : « Я сегодня много сделал. Мне понравилось зарабатывать баллы и складывать их в кг ». « У меня получилось сравнивать, потому что мне рассказали, как это надо делать. » ), у детей появилось стремление к самостоятельной работе.
Вывод : данная рассадка групп по дифференциации, позволила ученикам почувствовать возможность к самосовершенствованию, которое определяется не учителем, а самими учащимся. Моей задачей являлось, таким образом, простимулировать учащихся, в данном случае это были критерии оценивании я: 40 кг – 50 кг - « 5 » ; 20 кг – 35 кг - « 4 » ; 10 кг – 15 кг - « 3 », чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом результате, а сделали попытки продвижения вперёд.
Для проведения заключительного урока из серии последовательных, я пересадила детей в группы по уровням, чтобы пронаблюдать за взаимоотношениями детей одного уровня, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях ( низкий уровень мотивации ), закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия ( средний уровень мотивации ), сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности ( высокий уровень мотивации ). Для данного урока я разработала и подобрала задания в соответствии с выявленными уровнями знаний для оценивания деятельности учащихся.
Через вопрос высокого уровня ученикам было дано задание на распределение всех единиц измерения, которые изучили на предыдущих уроках, в любом порядке, используя при этом уже знакомую детям стратегию « Корзина понятий », которая показывает, насколько усвоены знания, что позволяет выяснить пробелы по теме урока. Детям с низким уровнем мотивации были даны карточки - подсказки с единицами измерения длины и времени. Они сами определили название единиц измерения и составили свою « корзину понятий » в виде таблицы. При защите своего постера , объяснили почему не приклеили карточку, где указан КГ ( фото 3. ), которую я положила только группе с низким уровнем мотивации, т. к. на прошлом уроке именно эти дети путали меры длины и массы, тем самым я проверила, на сколько учащиеся со слабым уровнем освоили предыдущую тему, с помощью критического мышления.
Фото 3. Постер учащихся низкого уровня мотивации.
Две группы среднего уровня при защите своего задания , которое состояло из составления таблицы измерения трех мер единиц измерения , рассказали не только о способе распределения, но и решили указать в устной форме соотношение измерений каждой единицы, расположив их в порядке убывания и возрастания, что отразилось в усвоении данного материала на должном уровне.
Наиболее выражено наблюдалась работа в группе детей высокого уровня. Учащиеся, получили задания сложнее, чем у других групп : им было предложено не только распределить единицы измерения без применения карточек - подсказок , но и привести пример использования каждой единицы измерения . Это задание их заинтересовало, и они с большим удовольствием принялись за решение этой проблемы. В процессе работы данной группы несколько раз наблюдались конфликты ( при выборе выступающего , подбора примера по заданию, способа оформления работы ). Но выход из ситуаций находили сами учащиеся ( учитель в данный момент выступал в роли наблюдателя ), дети саморегулировали свои действия, находили компромисс и продолжали работать.
- Я говорю, что лучше сделать таблицу столбиком и записать примеры напротив!!
- Нет, надо просто так, без столбиков будет лучше.
- Давайте сделаем по другому, как корзинку.
- А давайте сделаем два постера быстро, попросим еще бумагу и сделаем.
Несмотря на разногласия в группе и потерю на это времени учащиеся этой группы выполнили свое задание двумя способами ( фото 3 ) : первый в виде таблицы, во втором изобразили две корзины с понятиями и примерами.
Фото 3. Два способа выполнения одного задания учащихся высокого уровня мотиации
Во время практической работы этого же урока, дети сами предложили индивидуальный способ своей деятельности, т. к. хотели проверить свои знания по изучаемой теме, а вот при оценивании предложили использовать не само - , а взаимооценивание, мотивируя это тем, что хотели бы проверить не только свои знания, но и учесть ошибки других, где прослеживается один из элементов саморегулируемого обучения.
Деятельность данного урока показала эффективность работы в группах по уровням и нашла отражение в эмоциональном состоянии детей т. к. они выполнили то что наметили. Была проявлена увлеченность всех учеников процессом обучения. Все это принесло свои результаты : ученица с очень низкой мотивацией ( Лейла Р.) самостоятельно, не списывая , не отвлекая других, выполнила задания своего уровня набрав баллы для твердой тройки. Другой ребенок , с таким же уровнем ( Игорь Щ. ), по результатам суммативного оценивания, получил реальную « 5 » !!!
Исходя из вышесказанного, я сделала следующий вывод :
работа в одноуровневых группах способствует развитию одаренности детей даже с низким уровнем обучения , если правильно направить деятельность этих детей , содействуя развитию познавательных способностей.
Как осуществлялась взаимоподдержка учащихся?
На третьем уроке серии последовательных уроков я применила парную работу ( диалог со знающим собеседником )
Учащихся разделила на пары : « быстрый » – « медленный » для того, чтобы « медленный » ученик мог проконсультироваться у « быстрого » по тем ключевым моментам, где испытывал трудности (фото 4.), при изучении нового материала. В процессе парной работы между учениками происходило взаимообучение, взаимоподдержка .
Фото 4. Взаимообучение. « Быстрый » – « медленный »
«Медленные» ученики, очень активно работали , консультировались у своих партнеров. Дети сообща выполняли все задания вовремя, не отвлекались на другие темы, как это обычно бывает. Пошел процесс сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки, продвижения обучения, что также находит отражение в развитии самоуправленческих действий. При наблюдении я заметила, что учащиеся, которые менее активны в учебе, очень хорошо высказывались в парах, прослеживались неплохие попытки высказывания своих точек зрения, примерными репликами были следующие слова : « Я правильно думала … », « Я думаю, что я права, послушайте меня внимательно … ». Результат отразился в следующем : 8 пар полностью выполнили задание, правильно применив таблицу для перевода из одной единицы измерения длины в другую, оставшиеся 4 пары, при выполнении задания, испытывали трудности. Обращаясь за консультацией, к талантливым и одаренным учащимся или учителю, получили дополнительное разъяснение применения таблицы единиц измерения. После консультирования , совместно обсуждая в паре задание, исправили свои недочеты в работе.
В парной работе дети раскованно себя чувствуют и степень вовлечения их в процесс очень велика. Если в групповой работе они могли не принимать участия в обсуждении проблемы, а только слушать, что не способствует побуждению к мышлению, то при работе в паре они вынуждены были принять участие в выполнении заданий.
Вывод : работа в паре - это один из способов, где ученик может раскрыть себя, открыть в себе что-то новое, это и есть понимание учеником, того что от него хотят.
Каким образом обучались самоуправлению учащихся при работе на уроке?
Чтобы привить детям навыки самоуправления, на одном из уроков серии, я предложила выполнить задание в группе, сформулировав его через вопрос высокого уровня: « Могли бы вы распределить данный материал в виде таблицы измерения времени? » Распределив текст между парами группы ребята выбирали нужную информацию для составления таблицы и затем, выполнив эту работу, соединяли ее части в единое целое. Все это произошло, таким образом, благодаря вводным тренингам, где дети учились правильно распределять работу в группе , что показало взаимосотрудничество и сплочение коллектива. Все это демонстрирует постепенное приобретение опыта активного сопереживания за итог общего дела.
Самоуправление также отражается при организации помощи в учебе учащихся, которые имеют проблемы. Это показали уроки, где талантливые и одаренные проводили консультирование ( фото 5 ), как индивидуально, так и с группами, для успешного продвижения работы над заданиями по теме урока.
Фото 5. Консультирование ТиО.
На протяжении всех уроков, используя приемы модуля «Новые подходы», детей объединяли их взаимоотношения, которые возникали в общении, во взаимодействии, в процессе учебной деятельности. Даже ученики низкого уровня мотивации старались, как самостоятельно, так и в паре выполнить ту работу, которую им доверили. В итоге получили единую команду, которая старалась достичь поставленной цели. Через самоуправление происходит формирование и развитие личности ребенка. Ребята стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не проработаны простейшие формы общения. Каждое задание и полученные ответы должны проходить в форме диалога. Именно в диалоговой форме мы можем слышать и « тихие голоса », взаимодополняющие друг друга.
Внедрение идей модуля « Обучение тому , как учиться » в серии последовательных уроков, способствовало укреплению мотивации к обучению, развитию положительных сторон учащихся: умение говорить, слушать не перебивая, сопоставлять и анализировать, делать выводы. Данный модуль позволил увидеть, насколько дети, работая в группах могут самостоятельно сделать само - и взаимооценку . Дети работая в парах группах, пришли к пониманию того, что данные приемы работы способствуют изучению темы на доступном языке.
ПРОТОКОЛ обследования уровня школьной мотивации учащихся
Класс: 2 «Б» Классный руководитель: Шумакова А.В.
№ п\п Фамилия, Имя Высокая
шк. мотивация Хорошая
шк. мотивация Положительное
отношение
к школе Низкая
шк. мотивация Негативное
отношение
к школе
1 Аманжол Мираш 14 б 2 Бахтина Маргарита 25 б 3 Вергунов Федор 25 б 4 Гарифьянов Роман 20 б 5 Гончарова Виктория 13 б 6 Жданников Кирилл 16 б 7 Кателина Дарья 17 б 8 Кван Виктория 24 б 9 Кимашев Арлан 25 б 10 Кирюхин Владимир 15 б 11 Ленюк Давид 12 б 12 Мендышева Карина 20 б 13 Ницепляева Юлия 22 б 14 Промзелев Александр 20 б 15 Романчук Маргарита 12 б 16 Рсаева Лейла 19 б 17 Сарсембинова Дильназ 25 б 18 Совет Асанали 13 б 19 Северинова Арина 22 б 20 Сыздыкова Диана 15 б 21 Хромей Кристина 18 б 22 Шпадарук Ангелина 25 б 23 Щигельский Игорь 12 б 24 Дягель Дмитрий 24 б Вывод 29 % 21 % 25 % 25 %