Урок окружающего мира в 3 классе по программе Школа России тема: Органы чувств.
Технологическая карта урока.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 "Б"
Программа: УМК "Школа России"
Тема урока: "Органы чувств".
Тип урока: урок-исследование.
Учитель: Воронова Ирина Владимировна
Техническое оснащение урока:
Компьютер, проекционный экран.
карточки с интегрированными заданиями.
Словарь Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 3кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть
(А. А. Плешаков.)
Методы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
Проблемно- диалогическая технология
Исследование
Формы организации работы на уроке:
Фронтальная
Групповая
Цели урока:
Упорядочить опыт учащихся.
Сформировать понятие «органы чувств».
Показать роль и специфику разных органов чувств.
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
Задачи педагога:
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
УУД:
Личностные УУД:
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Планируемый результат:
Знать:
названия органов чувств
признаки органов чувств
Уметь:
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
различать группы органов чувств
ставить опыты с помощью учителя
формулировать результат опыта
устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
Этапы урока
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.
- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь.
- «Здравствуйте!» - говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не болтать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
Актуализация знаний
Постановка проблемы.
Разминка (отвечают хором)
- У птицы крыло - у человека... (рука)
- У зверя лапа - у человека... (нога)
- У собаки морда - у человека... (лицо)
- У конфеты фантик - у человека... (кожа)
- У льва пасть - у человека... (рот)
- У машины мотор - у человека... (сердце)
- У подводной лодки перископ - у человека... (глаза)
На доске человечек, но без лица.
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что же в нём странного? (У него нет лица)
-Что это значит? (У него нет глаз, носа, рта, ушей)
На экране появляется таблица с рисунками органов чувств.
-Что общего у этих частей?
-Можем ли мы их назвать одним словом?
Формулирование темы и целей урока
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
- Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.
Открытие детьми нового знания
Опережающее задание
Опережающее задание
Первичное закрепление нового материала
Работа в группах
Закрепление знаний, полученных на уроке
Оценка работы на уроке
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
-Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
Что означает это понятие? (варианты детей)
Работа со словарём.
А в толковом словаре Ожегова говорится так:
Исследование – научный труд.
Исследовать – это значит:
подвергнуть научному изучению;
осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
(варианты детей)
- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
-Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)
-Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы уже знаете это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
1 группа. Исследование органа зрения.
-По тексту учебника изучите материал об органе зрения на стр. 126. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
- Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган зрения.
(На экране напротив рисунка глаз появляется запись « орган зрения»).
С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
( Рисунок глаз учитель перемещает на лицо человечка).
Выступление ученика: Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.
Физминутка для глаз
2 группа. Исследование органа слуха.
-По тексту учебника изучите материал об органе слуха на стр. 127. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Вывод: Уши – это орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.
(На экране в таблице появляется запись «орган слуха». Учитель переносит рисунок ушей на изображение человечка).
Выступление ученика. Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Физминутка под музыку
3группа. Исследование органа обоняния.
-По тексту учебника изучите материал об органе обоняния на стр. 127-128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Вывод:
- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Рисунок носа перемещается на изображение человечка).
Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)
·
4 группа. Исследование органа вкуса.
-По тексту учебника изучите материал об органе вкуса на стр. 128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа. Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Вывод: Язык-это орган вкуса.
(Появляется запись «орган вкуса» в таблице.)
Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - корнем.
(Рисунок языка перемещается на изображение человечка.)
Физминутка для языка
5 группа. Исследование органа осязания
-По тексту учебника изучите материал об органе осязания на стр. 128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа. Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа- это орган осязания.
( Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».)
Выступление ученика: Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.
-Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует?
Органы чувств.
(Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.)
- А какой орган управляет всеми органами человеческого тела? (головной мозг)
Физминутка под музыку
- Мы продолжаем работать в группах и группы объединим по цветам.
(разноуровневые задания):
- А теперь подумаем какова роль органов чувств для человека? Нужно ли беречь органы чувств? Почему?
Задания группам: (задания в конвертах)
1 группа:
1. Людям, какой профессии нужно острое чувство обоняния?
2. Людям, какой профессии нужно острое чувство вкуса?
3. Людям, какой профессии нужно острое чувство слуха?
2 группа:
Запишите, о каких органах чувств идёт речь.
С помощью какого органа видно, что написано или нарисовано в книге? ________________
С помощью какого органа узнаёшь о том, что запел совей, залаяла собака, зазвенел будильник?__________________________________
Какой орган помогает почувствовать запах цветов, духов? _____________________
С помощью какого органа отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? ____________________________
Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, лиственницы? ________________________________
Работой всех органов чувств управляет ____________________________________ .
3 группа:
Вставь в пословицы и поговорки, пропущенные слова, обозначающие органы чувств и части тела человека.
____________ не для того дана, чтоб шапку носить, а для того, чтобы ум-разум копить.
Наше счастье в наших _________________.
У страха _______________ велики.
Не вешай ___________ !
___________ - зеркало души.
4 группа:
Заполните таблицу «Можно – нельзя» о правилах гигиены органов чувств.
Можно
Нельзя
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Долго сидеть за компьютером или планшетом.
Делать зарядку для глаз.
Ковырять в ушах острыми предметами.
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Читать в транспорте.
Чистить уши туго скрученной ваткой.
Тереть грязными руками глаза.
Мыть руки с мылом после прогулки.
Ковырять в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами
Читать лёжа на диване.
-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
(Органы чувств)
-Назовите их. (Хоровой ответ)
- КИМ «Окружающий мир» с. 39 тест «Органы чувств».
Работа в паре – взаимопроверка. Выставление оценок.
- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
Вывод: У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.
- Оцените работу группы, выставите оценки за урок.
Объяснение домашнего задания.
- Подготовить рассказ об одном из органов чувств по плану в учебнике на с.126.
РТ с. 74 № 2, 3.
Урок хочу закончить словами мудрецов:
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Можно
Нельзя
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Тереть грязными руками глаза.
Делать зарядку для глаз.
Телевизор смотреть 1-1.5 часа.
Долго сидеть за компьютером или планшетом.
Ковырять в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами
Ковырять в ушах острыми предметами.
Чистить уши туго скрученной ваткой.
Читать в транспорте.
Читать лёжа на диване.
Вывод: У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание.
С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.
1 группа. Исследование органа зрения.
-По тексту учебника изучите материал об органе зрения на стр. 126. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
1 группа:
1. Людям, какой профессии нужно острое чувство обоняния?
2. Людям, какой профессии нужно острое чувство вкуса?
3. Людям, какой профессии нужно острое чувство слуха?
2 группа:
Запишите, о каких органах чувств идёт речь.
С помощью какого органа видно, что написано или нарисовано в книге? ________________
С помощью какого органа узнаёшь о том, что запел совей, залаяла собака, зазвенел будильник?__________________________________
Какой орган помогает почувствовать запах цветов, духов? _____________________
С помощью какого органа отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? ____________________________
Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, лиственницы? ________________________________
Работой всех органов чувств управляет ____________________________________ .
3 группа:
Вставь в пословицы и поговорки, пропущенные слова, обозначающие органы чувств и части тела человека.
____________ не для того дана, чтоб шапку носить, а для того, чтобы ум-разум копить.
Наше счастье в наших _________________.
У страха _______________ велики.
Не вешай ___________ !
___________ - зеркало души.
группа. Исследование органа слуха.
-По тексту учебника изучите материал об органе слуха на стр. 127. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
3группа. Исследование органа обоняния.
-По тексту учебника изучите материал об органе обоняния на стр. 127-128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа.
Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
4 группа. Исследование органа вкуса.
-По тексту учебника изучите материал об органе вкуса на стр. 128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа. Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
5 группа. Исследование органа осязания
-По тексту учебника изучите материал об органе осязания на стр. 128. Подготовьте рассказ о нём по плану:
1) Название органа;
2) Значение органа в жизни человека;
3) Гигиена органа.
Придумайте и нарисуйте условный знак к правилам гигиены исследуемого вами органа. Результаты представьте классу. Сделайте общий вывод.
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не болтать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
А 1 – 3
А 2 – 2
А 3 – 2
А 4 – 1
В 1 – 3
В 2 – 2
С 1 – 1, 4
15