Разработка занятия Знакомство с кукольным театром


Тема: В гостях у кукольного театра
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Ход занятия:
I. Организационный этап
Педагог:
- Здравствуйте, ребята а чтобы лучше познакомиться с тем, чем мы будем заниматься, сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете дети?
Ответ детей.
- Дети, вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра.
Ответ детей.
- Чем же театр кукол отличается от других театров.
Ответ детей.
- Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления. Итак, тема сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра". Отправляемся в путь.
II. Основной этап
Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную.
Ответ детей.
Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по - особому, чтобы она могла совершать движения.
Показ слайдов о истории театра кукол..
В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)
В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)
А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.
В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки-спектакли.
(На столе стоит коробка, на котором лежат предметы: листок и кукла Петрушка. Все прикрыто накидкой.)Педагог: Наш волшебная накидка поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Здесь записка, давайте прочтем.(Читает)
"Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш золотой ключик и куклы я надежно спрятала. Подпись, Баба Яга.
Педагог: Ребята, может Петрушка знает где наши куклы?.Надо только накинуть на руку волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.
(Надевает куклу на руку и накидку, проделывает с куклой действия).
Петрушка: Знаю, знаю, Это сделала Баба Яга. Она грозилась меня в печку бросить, если я вам буду помогать. Только я ее не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
1.  Назвать волшебные слова, с которых обычно начинаются русские народные сказки.
2.  Сумейте "оживить" то, что достанется вам в коробочке
Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.
Педагог. Какие сказочные волшебные слова нужно сказать?
Ответ детей.
(Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает коробку с куклами., педагог достаёт куклы из коробки).
Педагог: Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы все предназначены для показа сказок. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А теперь нам надо их "оживить"
А чтобы оживить ее надо многое о них узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу. Показ слайдов
Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.
(Показывает слайд - рисунок)
Педагог: Дети, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся?
Ответ детей - верховые.
Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
(Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом, выполняя упражнения для подвижности запястья.)Задание:
Покрасим листок:
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым.
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки.
В центре нашего листка - теремок.
Слева - рисуем куст.
Справа - дерево.
Птички летают с куста на дерево.
Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
Еще актер - кукловод должен четко и красиво произносить речь персонажа. На занятиях мы тоже будем учиться четкости речи. А помогут нам в этом специальные упражнения.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)
Озвучим наш рисунок.
Стоит терем - теремок. Он ни низок - ни высок.Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями.)все вместе медленно произносим звуки.Пи - пи - пи (мышка)Пых - пых - пых (ёжик)Ква - ква - ква (лягушка)Гав - гав - гав (собачка)Ко - ко - ко (петушок)
Педагог: После такой разминки попробуем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно одевать куклу на руку. Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Куклы-перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку. Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Если это отверстие большое, вставьте в него два пальца: указательный и средний. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую.
Педагог: Молодцы! а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой)
1.  Кукла идет - радостно, грустно.
2.  Наклоны головы и туловища.
3.  Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
4.  Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
5.  Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Вот мы и справились со вторым заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключика так и ненашелся.. Что - же делать дальше?
(На руке у педагога надета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что - то хочет сказать на ушко).Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую накидку, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог надевает накидку. И вот над ней появляется Петрушка.)Петрушка:
Здрасьте, здрасьте, зрители!Дети и родители,Гости заезжие, господа приезжие!Все собрались, никого не ждемТогда разговор начнем.
Петрушка: Что ребятки золотой ключик ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?
Ответ детей: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Ответ детей: Без куклы.
Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?
Ответ детей: Верховые и напольные.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Ответ детей: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех один раз в неделю в школу кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны!
Даю вам ключик от театра. До свиданья.
III. Заключительный этап.
Рефлексия
Педагог: Дети, у каждого из вас в руках перчаточная кукла – персонаж русской народной сказки. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)
Педагог: Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в мире сказки!