Тема урока: «Форма и размеры Земли. Географическая карта»


Тема урока: «Форма и размеры Земли. Географическая карта»
Цели урока:
1. Продолжить формирование представления о форме и истинных размерах Земли, пространственного мышления о шарообразности планеты; познакомить с самой точной моделью Земли – глобусом, историей его создания; научить учащихся проводить измерения расстояний по глобусу.
2. Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условное плоское её изображение – картографическом, географической карте; выявить черты сходства и различия в изображении земной поверхности на планах и картах; показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату территории; определить свойства, достоинства и недостатки географических карт; начать формировать умение работы с географическими картами.Оборудование:
•        глобус Земли;
•        карта полушарий;
•        карта России;
•        атласы;
•        топографический план;
•        презентация “Форма и размеры Земли. Географическая карта”
Ход урока
l. Орг. момент
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы расширим наши представления о форме и размерах Земли, познакомимся с самой точной её моделью, а также начнем изучать географические карты.
3. Актуализация знаний учащихся
- Прежде чем мы начнем изучать новый  материал нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем.
Географический диктант (рабочая тетрадь с. 17)
Работа у доски:
Какие виды масштаба вы знаете?
Перевести численный масштаб в именованный и наоборот.
1 ряд 2 ряд
1 : 1 000 (в 1 см – 10 м)
в 1 см – 30 км (1 : 3 000 000)
1 : 250 000 (в 1 см – 2,5 км)
в 1 см – 100 м (1 : 10 000)
1 : 5 000 000 (в 1 см – 50 км)
4. Изучение нового материала
Форма Земли
- Вы уже знаете, что Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет форму шара. К такому выводу пришли древнегреческие ученые более двух тысяч лет назад. (Слайд №1) Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат Аристотелю. (Слайд №2)К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; следующим его доказательством было расширение горизонта при поднятии. Чтобы на открытой местности увидеть как можно дальше, мы забираемся на высокий объект – дерево, крышу дома, холм, таким образом, горизонт расширяется с увеличением высоты места наблюдения.
- В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться, (Слайд №3) наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как – будто корабль поднимается откуда-то снизу.
- Особенно явно видна шарообразная форма Земли на космических снимках. (Слайд №4)
Размеры Земли
- Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III – II вв. до н.э.). (Слайд №5)
- Давайте посмотрим, как он проводил измерения.
(Видеофрагмент из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, слайд 9)
        - Эратосфен в то время ошибся на несколько км. Откройте учебник на с. 24, найдите истинные размеры Земли и запишите в тетрадь.
 
Проверка: (Слайд №6)
Площадь поверхности Земли = 510 млн км²
Расстояние от центра Земли до экватора = 6 378 км
                                                 до полюсов = 6 356 км
Длина экватора (окружности Земли) = 40 000 км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.
- Скажите, а правильно ли мы называем нашу планету «земным шаром»?
- Тогда почему расстояния от центра Земли до экватора и до полюсов разное.
- В действительности Земля наша - не идеальный шар. Впервые это удалось заметить около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Как это произошло нам расскажет ФИ
Подготовленный заранее ученик:
В 1672 году Рише отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.
По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.
Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору.
Именно этот факт дал основание великому физику (Слайд №7) Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.
Часы отстают потому, - заявил Ньютон, — что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.
- Давайте посмотрим, на сколько велика разница экваториального и полярного радиусов. (Видеофрагмент из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, слайд 16)
- Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”)
Глобус – модель земного шара
        - Начиная с конца XV века Землю стали изображать в виде объёмной модели. Послушайте внимательно загадку, о чем идет речь:
                На ноге стоит одной,
                Крутит – вертит головой.
                Нам показывает страны.
                Реки, горы, океаны.
                                (Глобус)
        - Один из первых глобусов (Слайд №8) был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Этот глобус сохранился до наших дней и находится он в г. Нюрнберге. А самому изобретателю там поставлен памятник.
        - Какую информацию мы можем получить, если внимательно посмотрим на наш глобус? (Представление о форме планеты, на глобусе хорошо видны очертания материков, океанов, морей, их относительное расположение и размеры)
        - Однако все изображения географических объектов очень мелкие.
        - Найдите на глобусе масштаб и прочитайте его. Во сколько раз данный глобус меньше Земли?  (Значит глобус – это… уменьшенная модель Земли)
- А сейчас мы выполним задание в рабочей тетради на с. 22. (Слайд №9)
Вам нужно с помощью масштаба и полоски бумаги определить расстояние в км между заданными пунктами. (Для определения расстояний по глобусу надо полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции).
А) от Москвы до С-Петербурга;
Б) от Москвы до Новосибирска;
В) от Новосибирска до экватора;
Г) от Новосибирска до северного полюса.
Физминутка. Ориентирование по сторонам света, по азимуту, зарядка для глаз.
Географическая карта
- Скажите, а удобно ли глобус носить с собой, чтобы можно было в любой момент воспользоваться им? (Нет)
- Поэтому было придумано плоское изображение земной поверхности. Вспомните, как оно называется? (Топографический план и географическая карта)
- (Слайд №10) Давайте посмотрим, в чем главное отличие плана от карты? (Слайд №11 Выводы) (На географической карте показываются большие участки земной поверхности или весь земной шар. Планом можно считать наиболее простой вид карты)- Как же создаются карты? Дело в том, что важной особенностью глобуса является отсутствие искажений в изображении материков, океанов, рек и других географических объектов. Можно ли сохранить эту особенность при создании географической карты? (Нет)
- (Слайд №12) Возьмем, например, кожуру апельсина с нарисованными на ней материками и океанами, и разрежем её по меридианам, затем развернем и попытаемся разложить на плоскости. Нам не удастся разложить оболочку ровно без вырезов и растягиваний. Поэтому все изображения будут искажены по форме и размерам, причем в разных областях степень искажения будет разной. Где искажения будут больше? (У полюсов)
- Для изображения земной поверхности на картах используют специальные построения, которые называют картографическими проекциями. Откройте атлас на стр. 4-5. Найдите виды картографических проекций. Назовите их. (Азимутальная, коническая и цилиндрическая).
- Теперь мы рассмотрим, какие бывают виды карт по масштабу (с. 4-5 атлас) (Слайд №13)
- По каким признакам ещё могут различаться географические карты? (по охвату территории, по содержанию, по назначению)
- Кроме этого бывают еще контурные карты.
Самостоятельная работа
        - С помощью учебника стр. 27 заполнить таблицу в рабочей тетради на стр. 22 «Виды географических карт»
- Карту называют «языком» географии. Каждая карта снабжена списком всех условных знаков, которые на ней использованы, - это так называемая легенда карты. Не изучив легенду, невозможно читать карту.
Откройте стр. 6-7 атласа, посмотрите, какие условные обозначения используются на этой карте. Что обозначено на карте зеленым цветом (низменности и равнины), что обозначается зеленым цветом на плане? (лесная растительность). Запомните это, потому что нельзя путать значение зеленого цвета на плане и на физической карте.
        - (Слайд №14) Задание 5 стр. 27 учебника. Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России в атласе (стр. 10-11) по плану: а) размер изображенной территории; б) масштаб; в) подробность изображения территории. Сделайте вывод о причинах различий.
5. Закрепление пройденного материала
- Сегодня на уроке вы получили очень много разной информации, давайте проверим, что вы запомнили?
(Слайд №15)
1. Кем был изготовлен самый первый глобус?
А) Ньютоном        В) Эратосфеном
Б) Бехаймом        Г) Магелланом
(Слайд №16)
2. Земля имеет форму:
А) круга        В) геоида
Б) шара        Г) овала
(Слайд №17)
3. Площадь поверхности Земли равна:
А) 510 млн км²        В) 510 тыс км²
Б) 510 млрд км²        Г) 510 км²
(Слайд №18)
4. Длина экватора равна:
А) 20 000 км        В) 60 000 км
Б) 40 000 км        Г) 80 000 км
(Слайд №19)
5. Что изображено на политической карте?
А) вся поверхность нашей планеты
В) очертания материков, морей и т.д.
Б) страны и столицы
Г) население и хозяйство
6. Итог урока (рефлексия, выставление оценок)
- Что сегодня на уроке для вас было новым и интересным, что вызвало затруднение, было сложным?
7. Домашнее задание: § 9, 10; раб. т. стр. 23 № 2, 3, 4