Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания.


Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания.
Индивидуальный подход к учащимся это один из самых главных принципов современного урока физической культуры. Суть его – изучение особенностей каждого ученика и нахождение адекватных моментов обучения и воспитания.
Индивидуальный подход не обязательно выражается в проведении занятий отдельно с каждым учеником, он представляет разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика. Как это осуществлять? Не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четное разделение (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Кроме того, надо принимать во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы.
Основными причинами снижения интереса к урокам физической культуры, как свидетельствуют педагогические наблюдения, есть игнорирования желаний интересов, возрастных отличий, индивидуальных особенностей учащихся во время планирования и проведения занятий по физической культуре.
Неправильно дозирование физических нагрузок (ориентированного на так званного среднего учащегося) снижает эффективность влияния физических упражнений на организм учащегося. Для незначительной части учащихся оно слишком низкое и не влияет на их дальнейшее физическое развитие, воспитывает лишь самоуверенность и лень. Для учащихся, которые имеют физическое развитие – ниже среднего и низкий – физические нагрузки на уроках очень часто превышают их физиологические возможности и угнетают деятельность основных систем организма, и при определенных обстоятельствах вредят здоровью.
Если учитель в процессе оценивания успешности в физической культуре не учитывает индивидуальные особенности учащихся, которые влияют на результаты испытаний с физической подготовкой (тип телосложения, состояния здоровья, уровень физического развития) то это рождает у них чувства несправедливости, воспитывает неуверенность, формирует негативное отношение к предмету, нежелание заниматься физкультурой.
Занятия физическими упражнениями дают максимальный эффект лишь тогда, когда они сопровождаются позитивными эмоциями, когда учащийся выполняет их за своим собственным желанием, сознательно, а не под давлением внешних обстоятельств. Высокие физические нагрузки и высокая двигательная плотность хотя и важные критерии качества урока, но не должны быть самоцелью, если они не отвечают физическим возможностям учащегося, это не только не приносит пользы, но и вредит здоровью.
Первоочередные задачи учителя состоят не в том, чтобы натренировать учащегося, а в том, чтобы научить их тренироваться самостоятельно и воспитывать желания до физического совершенствования.
Для индивидуально-дифференцированного подхода учитель должен сам уметь и научить учащихся определять уровень физической трудоспособности и подбирать соответствующие физические нагрузки.
Педагогические наблюдения «говорят», что эффективным методом воспитания потребности у двигательной активности у учащихся к систематическим занятиям по физкультуре есть оценивание уровня физической подготовки не за абсолютным показателем, а за приростом результата.