Статья Из опыта работы: рекомендации для учителей и родителей Адаптация первоклассников к школе
Из опыта работы:
Рекомендации для учителей и родителей
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Подготовила:
Воронина Ирина Геннадиевна,
учитель начальных классов
ДОШ I-III ступеней №91
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Трудно всё: даже сам режим учебных занятий с перерывами не «когда хочется», а через долгих 40 минут и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определённой позе, да ещё и так долго.
Исходя из этого учителями нашей школы внедряется в жизнь программа «Первые дни ребенка в школе», которая рассчитана на 5 дней: в первый день проводится 1 урок, в остальные дни – по 3 урока.
Цель данной программы такова:
1. Психологическая адаптация детей.
2. Знакомство детей с основными школьными правилами.
3. Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы.
4. Обучение элементарным приёмам обратной связи
5. Развитие внимания, воображения, памяти, мышления.
6. Организация классного коллектива.
Весь учебный материал подается в виде игр, диалогов, сюжетных игр, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ.
Период адаптации ребёнка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребёнка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является поддержка взрослых – родителей, бабушек, дедушек. Чем больше взрослые окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Привлечение родителей к взаимодействию и сотрудничеству с учителями – одна из базовых задач данного периода в жизни первоклассников. Способами работы с родителями являются: анкетирование, встречи с родителями, индивидуальное консультирование, открытые уроки, консультации практического психолога и логопеда школы.
Первый год в школе – это и своего рода испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все их недоработки: невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так, порой им не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Родители не всегда понимают, что приспособление ребёнка к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуются для того, чтобы освоиться в классе про-настоящему.
На первом же родительском собрании учителя нашей школы предлагают родителям следующие советы по вопросу адаптации детей к школе:
1.Самое главное, что вы можете подарить своему ребёнку, - это ваше внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чём малышу нужна ваша помощь, о чём следует поговорить с учителем.
2.Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребёнку период адаптации. Для первоклассника учительница становится одним из главных взрослых в жизни. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребёнка. Сотрудничайте с учителями, предлагайте помощь, проявляйте активность.
3.Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребёнку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребёнок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
4.Помогите ребёнку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно. Хвалите ребёнка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
5.Помогите ребёнку привыкнуть к новому режиму жизни. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение ребёнка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Позаботьтесь о здоровье вашего ребёнка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
6.Мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребёнка. Хвалите ребёнка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятёрок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
(на какие моменты стоит обратить внимание):
- Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.
- Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.
- У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
- Хорошо, если до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми, и детьми. Если нет, давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
- Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или - детский вариант - дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
- В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
- В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
- Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
Каковы признаки успешной адаптации?
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
3. Если программа сложная, внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем.
4. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
5. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.