РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Комитет по образованию администрация МО Чернский район
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
пос. Чернь, Тульская область

РАССМОТРЕНО Утверждаю на Педагогическом совете «ДДТ» директор «ДДТ» _____Б.И. Лобковский
протокол № ____ «___»___________201__года
от _______201__ г









РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ. КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА










срок реализации: 1 год
возраст: 5-7 лет


составила: Ю.А. Голованова
учитель-логопед МКОУ ДОД «ДДТ»






2016


Пояснительная записка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основные причины этого  недостаточное развитие фонематических процессов. Эти процессы тесно связаны с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха  фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Цель программы  сформировать полноценную фонетическую систему языка (звукопроизношение, как одно из необходимых средств подготовки к успешному овладению письмом и чтением); развить фонематические процессы, скорректировать и автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки у дошкольников с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников. Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению.












Актуальность данной программы.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов-практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное развитие ребенка и мотивацию к учебе. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.
Современные требования ФГОС к программам начального обучения стали очень высоки. В связи с этим перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача сформировать общую готовность детей к школе. Важной стороной готовности к школе является именно речевая готовность, которая включает в себя, в том числе, произносительную сторону речи. Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни Российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов.
Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формирования равных стартовых возможностей дошкольников. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Сроки и реализация программы:
1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.
С мая – экспресс – обследование речи детей + связная речь.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную.
Данная программа нашла свое отражение в индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения у детей.
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:
- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);
- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);
- соноров Р, Р' (горловые или боковые);
- сонора Л (носовой или двугубый).
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:
- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на год;
- артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;
Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Объем работы занятий индивидуальные по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся индивидуальные.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних каникул и трехлетних месяцев.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-25 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФН – 2 раза в неделю; ОНР III – IV уровня развития – 2-3 раза в неделю.
Занятия с детьми проводятся во второй половине дня.
Характер результативность цели логопедической программы определяются следующими принципами:
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.
Принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
Учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
Принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
В работе используются практические (упражнения и дидактические игры), наглядные (карточки, рисунки, игрушки) и словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов эффективности программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Заключение.
Данная программа доступна к применению на логопедическом пункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.
1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К ОНР отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.
Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
2. Характеристика речи детей 5-7 лет с нарушенным звукопроизношением.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.

3. Направления коррекционно-развивающей работы.
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;
употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
4. Особенности организации работы по коррекции речи. Содержание логопедической работы.
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения на учебный год.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 30 мая.
Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде).
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
Постановка звуков разными способами.
Автоматизация звуков в речи.
Дифференциация звуков в речи.

План индивидуальных занятий с детьми имеющими речевые нарушения.
Подготовительные упражнения.
Постановка звуков.
Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
7. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Пояснительная записка.
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
Пояснительная записка.
Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Тематический план индивидуальной работы
Упражнения для пальчиковой гимнастики.

Этапы работы, тема
Сроки
№ и количество занятий
Содержание работы (упражнения)

1. Упражнения для пальчиковой гимнастики
Ежедневно
Занятие №1.
1 занятие
Упражнения №1-№14
«Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи», «Цветок», «Фонарики»

2 упражнения для пальчиковой гимнастики
Ежедневно
Занятие №2.
1 занятие
Упражнения №1-№7
«Бегают человечки», «Футбол»

3 самомассаж кистей и пальцев рук
Ежедневно
Занятие №3.
1 занятие
Упражнения №1-№7


План коррекционно-развивающей работы.

Месяц, недели
Тема
Количество занятий


Сентябрь
Звук С
Подготовка к постановке звука С.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
8 занятий


Октябрь
Звук С
Постановка и начало автоматизации звука С.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
20 занятий


Ноябрь
Звуки С’, Ц, З, З’
19 занятий


Декабрь
Звуки Ш, Л
Постановка и автоматизация звуков Ш,Л.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
19 занятий


Январь
Звуки Ж, Р
Постановка и автоматизация звуков Ж, Р.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
22 занятия




Февраль
Звуки Р’, Ч
Постановка и автоматизация звуков Р’, Ч.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
17 занятий


Март
Звук Щ
Постановка и автоматизация звука Щ.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
17 занятий

Апрель
Закрепления правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов.
13 занятий

Май
Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.
25 занятий






Всего занятий: 160 занятий

9.Планируемые результаты логопедической работы:
Дети должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений.
Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности.
Активная позиция со стороны родителей.
10. Формы и средства организации образовательной деятельности.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Обследование проводится по методики диагностики Иншаковой, которая создала для этой цели альбом для логопеда. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. За основу проведения коррекционных занятий взято методическое пособие Коноваленко.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя-логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная логопедическая работа, которая проводится 2-3 раза в неделю с каждым ребенком.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми.

11.Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- поддержка у детей ощущения успешности.

12. Организация предметно – развивающей среды:
В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, дидактические игрушки и т.д.






Список литературы:

1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.


15