Рабочая программа по музыке для 3 класса с КТП и УУД
Приложение к основной образовательной программе
начального образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано
на заседании методического совета школы
председатель В.М. Прохоревич______________
протокол №1 от 24.08.2015г. Утверждаю:
директор школы ________________А.Д. ГрибецкаяПриказ от 24.08.2015г. № 381
Рассмотрено на заседании
МО учителей творчества
Руководитель МО Н.С. Попова _________
Протокол №1 от 24.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо музыке
для 3б класса
Поповой Натальи Станиславовны,
учителя музыки
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
1.Рабочая учебная программа по музыке для III класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы начального образования по музыке и авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.:Просвещение, 2011).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение музыки в III классе в объеме не менее 34 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета. Общие цели образовательной области.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Курс музыка в начальной школе рассчитан на 135 часов. В I-IV классе на изучение курса отводится 1час в неделю, (33- в I классе и 34 -во II-IV классах) учебных недель.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Курс музыкального образования в начальной школе нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижении произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыки в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоении знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям и героическому прошлому.
5. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Руссой православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов национальных стилей.
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.
Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования при воплощении музыкальных образов.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования в разных формах и видах музыкальной деятельности.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания в устной и письменной форме.
Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мульти медийные презентации и т.д.)
Выпускники получат возможность научиться:
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Предметные результаты :
Формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
Формирование общего предствления о музыкальной картине мира.
Знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений.
Формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусства и музыкальной деятельности.
Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.
Умение эмоционально и осознанно относится к музыке различных направлений: фольклору, музыку религиозной традиции, классической и современной, понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей.
Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композициях.
Выпускники получат возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
6.Содержание тем учебного курса:
В программе III класса семь разделов:
1. «Россия — Родина моя» (5 часов)
2. «День, полный событий» (4 часа)
3. «О России петь — что стремиться в храм» (7 часов)
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)
5. «В музыкальном театре» (6 часов)
6. «В концертном зале» (4 часа)
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)
7.Календарно-тематическое планирование:
3 класс
Раздел программы
Тема урока Содержание урока Характеристика деятельности (планируемые результаты) Дата по плану Дата по факту
Предметные Метапредметныеличностные 1
Мелодия – душа музыки. Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».
Соединение изобразительного и выразительного в музыке.
Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню Познавательные : владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные : умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Регулятивные: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. 2
Природа и музыка. Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования;
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость 3
Жанр канта в русской музыке. Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; 4
Кантата «Александр Невский». Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).
Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. Познавательные: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицированияКоммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки,
Регулятивны: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. 5
Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов Познавательные: овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные: умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;
Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. 6
Образы утренней природы в музыке. Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. 7
«В каждой интонации спрятан человек». Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.
Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения. Познавательные: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;.8
В детской. Игры и игрушки. Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки
Коммуникативные; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9
Образы вечерней природы. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; осмысление интонационной выразительности музыки 10
Два музыкальных обращения к Богородице. Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва);
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери 11
Древнейшая песнь материнства.
Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва);.
Коммуникативные: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. 12
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран. 13
Вербное воскресение.
Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.
Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). Познавательные: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. 14
Музыкальный образ праздника в музыке. Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Познавательные: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.
Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления; 15
Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декламациях.
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. 16
Обобщающий урок.
Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности 17
«Настрою гусли на старинный лад» Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.
Имитация игры на гуслях.
Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа;
Коммуникативные:
воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Иметь представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье. 18
Образы народных сказителей в русских операх
Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторо Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке;
Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора
Регулятивные : формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России 19
Масленица – праздник русского народа.
Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.
Познавательные: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора;
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления; 20
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы героев Урок-путешествие в оперный театр.
Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.
Певческие голоса: сопрано, баритон.
3-частная форма арии. используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях Познавательные: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа;
Коммуникативные : воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям,
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
21
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы героев Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.
Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
22
Опера. Контраст образов. Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные : формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
23
Опера «Снегурочка». Танцы и песни в заповедном лесу. Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий 24
Образы природы в музыке Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы .Контрастные образы в балете.
Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивны: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. 25
В современных ритмах. Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.
Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.
Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; 26
Инструмента-льный концерт. Народная песня в концерте.
Определение жанра концерта.
Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.
Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композитороОриентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.)
Познавательные: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители.
Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Регулятивные: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.
27
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» Определение жанра сюиты.
Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности; Познавательные: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. 28
Развитие образов мужества в «Героической симфонии» Л. Бетховена. Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. 29
Мир Л. Бетховена: Особенности музыкального языка. Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. Ван Бетховена. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. 30
Острый ритм музыки джаза. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».
Определение характерных элементов джазовой музыки.
Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. 31
«Люблю я грусть своих просторов…». Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».
Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа Познавательные: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы;
Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений.. 32
Особенности музыкального языка разных композиторов: Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. Познавательные: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры 33
Прославим радость на земле. Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. Познавательные: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры 34
Обобщающий урок Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. Познавательные: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений; Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры 8.Планируемые результаты в конце изучения предмета музыка в 3 классе
Обучение музыкальному искусству в 3 классе должно обеспечить обучающимся возможность:
- различать основные стили и жанры музыкальных произведений;
-знать основные формы музыки и приёмы музыкального развития;
-знать название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
-знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В-А Моцарт, П.И.Чайковский, Н.А.Римский- Корсаков, М.И.Глинка, С.С.Прокофьев)
-уметь высказывать свои размышления о музыке (определять её характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; )
-узнавать музыкальные произведения, изученные во 2 классе (не менее трёх);
-ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, кантата, романс, кант и др.)
-понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
9.1 Учебно-методическое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечание
Программа «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011 В программе определены цели и задачи курса, основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.
Учебники
«Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011 В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения музыки представлена система творческих заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.
Хрестоматии с нотным материалом Для каждого года обучения.
Сборники песен и хоров Для хорового пения в классе.
Методические пособия
В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению уроков.
Методические журналы по искусству. Федерального значения
Демонстрационные материалы
Портреты композиторов
Портреты исполнителей
Изображение музыкальных инструментов
Дидактический раздаточный материал
Карточки с признаками характера звучания
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:
- информационно-обобщающие;
- проблемно-аналитические;
- информационно-справочные и другие.
9.2 Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
ЭлектропианиноСинтезатор
Компьютер
МедиапроекторМузыкальный центр
Интернет Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.
Экранно-звуковые пособия
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Фонохрестоматия Оборудование класса
Настенные доски для иллюстративного материала.
Шкафы для хранения дидактических материалов. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.