Этнокультурная традиция нравственного воспитания школьников


Этнокультурные традиции как источник духовно - нравственного воспитания школьников
С.Н. Марактаева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аларская средняя общеобразовательная школа, с. Аларь.
В национальной доктрине образования Российской федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Актуально положение С.Т. Шацкого о том, что формы, способы и средства воспитательной работы современной школы должны быть этнопедагогически осмыслены и инструментированы.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного и школьного возраста  этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Младший школьный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у детей этнокультурной осведомлённости.
Этнопедагогика оказалась в особом положении, так как среда для прочувствования народных традиций, как основного ее воспитательного средства, в современном социуме в основном утрачена. Поэтому в этнокультурном воспитании основным технологическим средством педагогического взаимодействия учителя и учащихся является совместное проживание, прочувствование, театрализация, проигрывание, импровизация народных традиций. Использование народных традиций в воспитании подрастающего поколения это, в первую очередь, древняя и плодотворная традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями.
 Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Воздействие этнокультуры на формирование личности я рассматриваю в связи с ее многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. Для приобщения  детей к истокам народной культуры я выделяю следующие направления работы:
- расширять и углублять знания детей о нашей многонациональной Родине;
- давать детям общее представление о бурятах, живущих в Усть - Ордынском округе, республике Бурятия, других странах;
-знакомить с бурятскими обычаями и традициями, с народным творчеством;
- приобщать  детей к истокам бурятской праздничной и традиционной культуре.
 Знакомство с национальными бурятскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала. Собранные предметы обихода, образцы народного искусства и творчества занимают особое место в формировании этнокультурной компетентности у школьников. Именно в музее впервые дети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Мы посетили музеи в Кутулике, городе Черемхово, Ангарске, Иркутске. Очень частые гости в своем местном музее им. Мохосоева В.Б. Сами собрали уникальные предметы обихода у местных жителей в 1998 году.
 Существуют различные пути формирования духовно-нравственных качеств у учащихся в учебном процессе. На любом хорошем уроке воспитывающий характер обучения непременно проявляется. Во время работы с детьми целесообразно  использовать произведения бурятского декоративно - прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна школьникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Это, прежде всего участие детей в научно-практических конференциях, где детям предлагаются различные темы по изучению быта, истории, традиций своего села. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ учителя помогают школьникам понять и полюбить народное искусство.        
 Формирование этнокультурных традиций у школьников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют бурятские песни. Используя метод «погружения в мир бытования песни», я знакомлю детей с традициями, обычаями и верованиями бурят. Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
  Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
В беседах с детьми целесообразно знакомлю их с многонациональностью родного края. Рассказываю, что на территории Усть-Ордынского округа проживают многочисленные народы (русские, буряты, белорусы, украинцы, татары, грузины и т. д.). Подробно останавливаюсь на бурятском этносе. Большое значение в области приобщения детей к историческому наследию родного края имеет работа по расширению кругозора маленьких граждан путём организации экскурсий в общественные места:  краеведческие музеи, библиотеки, по близлежащим улицам, названным в честь местных знаменитостей. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов, уважение к  предкам и их начинаниям.
  На экскурсиях я предлагаю детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих нашему региону.
Особое значение в формировании этнокультурных традиций у школьников является проведение народных праздников: «Сагаалган», «Сурхарбан», «Зѳѳхэй наадан» и другие.   
Немаловажную  роль в воспитании детей на традициях народной педагогики играют правильно организованные общешкольные коллективные творческие дела: «Составление родословной», «Выставки работ пап и мам», «Оформление тематических альбомов».
        Изучение бурятской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
  Таким образом, включение ценностей и традиций бурятской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решать многие воспитательные цели  и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
-   воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
-   использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру уроков и внеклассных мероприятий содержания народной педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.
Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество — величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории. Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания.
Фольклорный коллектив «ТЭРЭНГИ» в Аларской средней школе был создан в целях возрождения самобытной бурятской культуры.  Первыми участниками коллектива стали учащиеся периферийных деревень - Курката, Кукунура, Алзобея, Буркова и насчитывала 15 человек. Со временем численность коллектива возросла, желающих прикоснуться к своим истокам, к бурятским народным песням, обычаям становится все больше, и на данный момент в коллективе насчитывается уже более тридцати человек. Участники нашего коллектива это ребята, занимающиеся в трёх группах. Первая группа учащиеся 1-4 классов, вторая - 5 - 6 классы, третья - с 7 по 11 классы. Огромная заслуга в сохранении и развитии бурятского фольклора принадлежит большим знатокам старинных народных песен и ёхора: Коняеву Г.Е, Булгатову С.Б, Самсоновой К.С, Марактаевой Т.И, Бидагаевой В.Б, Дадуевой А.М - это люди, сохранившие и передающие поисково - исследовательской группе кружка «Тэрэнги» самобытные, старинные народные песни аларских бурят, улигеры, легенды, сказки, благопожелания и т.д. Бессменным руководителем фольклорного коллектива является Марактаева Светлана Николаевна. Вот уже 22 года я веду работу по возрождению и сохранению бурятских традиций и обычаев.
Участники фольклорного кружка «Тэрэнги» - это дети, душой болеющие за сохранение традиционной бурятской культуры. Их всех объединяет любовь к родному языку, к родной культуре. География участников обширна: это представители всех деревень муниципального образования «Аларь».
В настоящий момент коллектив продолжает успешно работать в этнографическом направлении, где исследуется топонимика населенных пунктов, сакральные места, Баторова роща, Ламский сад, родники Алари, также проводится большая работа по краеведению - именитые люди нашей местности, певцы улигеров - Степанов - уроженец Бадархона, сбор материала малых жанров устного народного творчества их обработка. Продолжается изучение обрядов - свадебных, религиозных, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно – календарные праздники.
Продолжена работа по составлению родословной семей обучающихся, проводится беседы, лектории, семинары с родителями.
Репертуар коллектива охватывает различные музыкальные стили и жанры. Это постановка сказок и легенд, исполнение эстрадных песен, народных песен и ёхора. Участие в постановке обрядов. Поисково - исследовательская группа кружка «Тэрэнги» с 2004 года собирала у старейшин деревень легенды, благопожелания, старинные песни аларских бурят. Эти песни мы включаем в свой репертуар. Наши исполнители народных песен занимают первые места не только в районных мероприятиях, но и далеко за его пределами. Это, прежде всего Саганов Петр - победитель многих конкурсов, обучаясь в ВУЗе, он участвует в фольклорном ансамбле «Аянга», в прошлом году был с гастролями в Барселоне. Это - Марактаев Андрей, студент БГУ, активный участник хореографической группы. Полина Петинова - лауреат Международного конкурса детского и юношеского творчества «Дети мира» в городе Владивосток, где заняла третье место. Баторов Сергей - победитель фестиваля - конкурса детского и юношеского творчества «Будущее планеты» который проходил в городе Санкт - Петербург. Тумуров Евгений, Юрий Петинов - участники Международного конкурса «Алтан туяа», и лауреат I степени - Атанов Леонид, он также лауреат регионального конкурса исполнителей эстрадной песни «Золотой микрофон», также победитель конкурса «Новая волна» в Новонукутске. Победитель областного конкурса «Баатар - Дангина» - Марактаева Валентина, она участница регионального конкурса в городе Улан - Удэ. Она лауреат многих конкурсов исполнителей народной песни - «Алтан туяа» в городе Иркутск, также лауреат конкурса «Язык душа народа», лауреат исполнителей эстрадной песни «Сэдьхэлэйм аялга» в Усть - Орде. Марактаева Валентина участница Международной научно - практической конференции «Экология в фольклоре народов мира». Фольклорный коллектив «Тэрэнги » становился лауреатом регионального конкурса «Язык - душа народа», исполнитель эстрадной песни Тумуров Евгений - лауреат этого же фестиваля, и лауреат, участник многих региональных мероприятий.
Песни, записанные у старожилов Алари, снискали большую популярность не только у нас, но далеко за его пределами. Почти все песни мы включили в свой репертуар. Исполнители народной песни - Саганов Петр, Марактаев Андрей, Васильев Герман, Марактаева Валентина, Петинова Полина, Баторов Сергей принимали участие в конкурсах различного уровня. Собранные старинные народные песни обработаны и скоро выходит сборник в поселке Усть-Ордынский (ЦНТ). Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие песенного, танцевального и музыкального наследия бурятского народа. Костюмы исполнителей знакомят зрителей с декоративно-прикладным искусством народа и являются гармоничным дополнением каждого концертного номера. Они выглядят элегантными и легкими, одновременно глубоко традиционными и современными. Репертуар коллектива обогащается с каждым годом неповторимо-оригинальными, глубоко традиционными и современными номерами за счет исследовательской деятельности членов кружка. Во время своих концертных выступлений участники коллектива показывают глубокое знание фольклора, лучшие достижения художественной культуры, песенно-танцевальные традиции своего народа. За время существования коллектив приобрел известность и популярность, как в районе, так и за ее пределами, благодаря высокому уровню исполнительского мастерства, бережному отношению к духовной культуре бурятского народа, чувству современности. А так же постоянно участвует в районных, межрегиональных, всероссийских и международных праздниках, фестивалях и конкурсах, в научно - практических конференциях. Первое выступление фольклорного коллектива состоялось в феврале 1993 года на районном конкурсе «Гэсэр - Дангина -93 », которое положило начало концертной, исследовательской деятельности участников фольклорного коллектива «Тэрэнги». Благодаря ярким выступлениям, творческой индивидуальности коллектива они стали получать приглашения от представителей культуры и других организаций. Также на занятиях фольклорного кружка «Тэрэнги» я знакомлю детей с бурятскими сказками.  После прослушивания анализируется их содержание с точки зрения отражения в них общечеловеческих нравственных ценностей: любви к родной земле, трудолюбия, дружбы и т. д. У нас имеется большой опыт инсценирования народных бурятских сказок. Делается вывод о том, что сказки всех народов создавались талантливыми людьми, передавались от дедов к внукам, в них отразились нравственные идеалы людей, общечеловеческие ценности. Сравнение различных жанров устного народного творчества и показ отражения в них прогрессивных педагогических идей (например: улигеры, былины, сказки,  песни) разных народов является одним из важных приемов воспитания детей на этнопедагогических традициях.
Каждый год в школах нашего поселения проводится фестиваль фольклорных коллективов, где участвуют обучающиеся начального звена. Очень интересно проходят конкурсы «Баатар - Дангина». Я думаю, уже на начальном звене мы знакомим детей с историей, обычаями бурятского народа. Это конкурсы юных чтецов, конкурсы детских песен, бурятские народные игры, подвижные игры. Учащиеся 1 - 4 классов (победители) принимают участие в районных конкурсах: Лёня Атанов во втором классе стал победителем муниципального конкурса «Баатар - Дангина», Озонова Маша, Махачкеева Даша, Марактаева Валентина - призёрами.
Этнокультурный компонент реализуется в нашей школе - в НПК, творческих проектах, конкурсах и фестивалях:
Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, и др.) составляют духовное наследие бурятского народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям является основной для формирования национального самосознания индивида в частности, духовно-нравственного воспитания поколений в целом.
Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в современных условиях, актуализируют проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально-культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного благополучия любой нации. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методов многовековым народным опытом. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура — это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.
Современные требования к этнокультурному построению содержания образования, связаны со способностью, решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его этнической самоидентификации. Главная цель и задача школы с этнокультурным содержанием достаточно очевидна: воспитать и обучить ребенка на основе этнокультуры, в среде родного языка, с одновременным включением его в систему общечеловеческих и этнических ценностей.
Почин есть, усилия прилагаются педагогами, значит, будет и положительный результат в духовно - нравственном воспитании будущих семьянинов на основе этнокультурных ценностей. На примере 1-3 классов коротко можно показать, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Список литературы
1. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 1995.
2. Бетти Э.»Толерантность – дорога к миру» - М: «Бонфи», 2001
3. Герасимова К. ML, Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная культура бурят. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.4. Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). - Москва; Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2001.-299 с.
5. Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики». Новосибирск, Просвещение, 1987.
6. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика,1991.
7. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. - Иркутск, 1959. -227 с.8. Элиаде М. Священное и мирское. - Москва : Изд-во МГУ, 1994-144 с.8
9. Эфендиев Ф.С. «Этнокультура и национальное самосознание» - Нальчик: «Эль – Фа», 1994.