Программа профессионального модуля Продажа непродовольственных товаров


Приложение 22
ПРОГРАММа профессионального модуля
пм.01.продажа непродовольственных товаров

-2016-
Программа профессионального модуля разработана на основе Примерной программы профессионального модуля «Продажа непродовольственных товаров», рекомендованнойНаучно-методическим советом Центра профессионального образовании федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»). Протокол Научно-методического совета от «15» мая 2012г.г. № 4. и на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования 38.01.02. «Продавец, контролер – кассир», входящей в укрупненную группу 38.00.00 Экономика и управление.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс 8(41163) 21401

Разработчик:
Плешанова В.Ю., мастер производственного обучения ГБПОУ РС (Я) «Сангарскиймногопрофильный лицей»
Программа рассмотрена и рекомендована методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей»
Протокол № от «_____» ____________2016 г.
Председатель: ________________________С.Ю.БойкоСОДЕРЖАНИЕ
стрПаспорт рабочей программы профессионального модуля……………………………………... 4
Результаты освоения профессионального модуля……………………………………………… 5
Структура и содержание профессионального модуля…………………………………………. 6
Условия реализации рабочей программы профессионального модуля……………………….. 14
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)……………………………………………………………………………………… 15
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Продажа непродовольственных товаров»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 38.01.02. «Продавец, контролер – кассир»в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Продажа непродовольственных товаров» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1.Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров;
ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании;
ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации;
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
Программа профессионального модуля может бытьиспользована в дополнительном профессиональном образовании (в программахповышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовкерабочих по профессии 17351 продавец непродовольственных товаров (ОК 016– 94 ) при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
Пол принимаемых на обучение – женский и мужской. Медицинскиеограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказанийМинздрава РФ.
1.2.Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обслуживания покупателей,
продажи различных групп непродовольственных товаров;
уметь:
идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);оценивать качество по органолептическим показателям;
консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров;
расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;
идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций;
производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;
производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;
знать:
факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;
классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;
показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;
назначение, классификацию торгового инвентаря;
назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;
устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;
закон о защите прав потребителей;
правила охраны труда.
1.3.Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего - 816 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 240 часов, включая:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) - 160 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося - 60 часов;
консультаций – 20 часов;
учебной практики – 108часов;
производственной практики - 468 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Продажа непродовольственных товаров», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.
ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.
ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7 Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося, часов консультации Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9
ПК 1.1 , 1.3. Раздел 1. Распознавание ассортимента, определение качества и комплектности
непродовольственных товаров 205 120 74 30 7 48 *
ПК 1.2, 1.3, Раздел 2. Осуществление продажи, выкладки и размещения
непродовольственных товаров в торговом зале 86 18 10 20 8 40 *
ПК 1.4. Раздел 3. Обслуживание покупателей и контроль за сохранностью 57 22 10 10 5 20 *
Производственная практика, часов(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика 468 *
Всего: 816 160 94 60 20 108 468

3.2.Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ 01. «Продажа непродовольственных товаров»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 01.
Продажа непродовольственных товаров 816 (160 + 60СРС+108УП+468ПП+ 20конс.) Раздел 1. Распознавание ассортимента, определение качества и комплектности
непродовольственных товаров 157(120+30 СРС+ 7К) МДК.1.1. Розничная торговля непродовольственными товарами Тема 1. 1. Введение в товароведение
непродовольственных товаров Содержание учебного материала: 1 Товароведная характеристика непродовольственных товаров Ассортимент непродовольственных товаров, штриховое кодирование товаров, маркировка, расшифровка обозначений, показатели качества товаров. Стандартизация. Качество товара, контроль качества товаров. Штриховое кодирование: понятие, назначение. Классификация штриховых кодов и их структура.Потребительские свойства товаров. 2 1
Практические занятия: Товароведная характеристика непродовольственных товаров. Ассортимент непродовольственных товаров, кодирование, маркировка, расшифровка обозначений, показатели качества товаров. 2 Построение схемы фасетной и иерархической классификации непродовольственных товаров.Алгоритм расчета контрольной цифры - проверка подлинности штрих-кода 2 Применение закона о защите прав потребителей (решение ситуационных задач). 2 Тема 1.2. Текстильные товары Содержание учебного материала: 1. Текстильные товары и их упаковка. Текстильные волокна, классификация. Пряжа и нити. Дефекты текстильных нитей. Классификация и характеристика ткацких переплетений. Дефекты ткачества. Упаковка текстильных товаров, маркировка, хранение. 2 2
2. Ткани. Отделка тканей. Потребительские свойства тканей. Ассортимент тканей: хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых. Требования к качеству. Нетканые материалы. Искусственные меха. 2 2
Практические занятия: Определение видов текстильных волокон, отделки , ткацких переплетений по образцам Распознавание сырьевого состава волокон, переплетений, отделок и видов тканей. 2 Органолептическое исследование текстильных волокон. Изучение ассортимента тканей по натуральным образцам 2 Составление консультаций покупателям о потребительских свойствах тканей и правилах ухода. 2 Тема 1.3. Швейные и трикотажные товары Содержание учебного материала: Швейные товары. Основные потребительские свойства и требования к одежде. Производство одежды. Классификация и ассортимент швейных изделий. Требования к качеству швейных изделий. Маркировка, упаковка и хранение. Трикотажные изделия. Потребительские свойства трикотажных изделий. Ассортимент и классификация трикотажных изделий. Требования к качеству трикотажных изделий. Маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Практические занятия: Распознавание деталей швейных изделий, размеров, ростов и видов швейных изделий 2 Распознавание переплетений, отделок, ростов и видов трикотажных изделий. 2 Тема 1.4. Меховые товары
Содержание учебного материала: Пушно-меховые товары. Пушно-меховое сырье. Классификация пушно-меховых товаров. Ассортимент пушно-меховых полуфабрикатов. Основные свойства пушно-меховых полуфабрикатов. 2 2,3
Виды мехового полуфабриката: зимние, весенние. Требования к качеству пушно-меховых изделий. Маркировка, упаковка и хранение пушно-меховых товаров. Меховые шкуры морских и речных зверей.Меховые и овчинно-шубные товары. Ассортимент меховых и овчинно-шубных изделий. Требования к качеству меховых и овчинно-шубных изделий. Маркировка, упаковка и хранение меховых изделий. 2 2, 3
Практические занятия: 1. Распознавание видов меха, видов головных уборов и швейных меховых изделий. 4 Тема 1.5. Обувные товары
Содержание учебного материала: Кожаная обувь. Кожевенные обувные материалы. Классификация и ассортимент кожаной обуви. Искусственные и синтетические обувные материалы. Характеристика обуви по половозрастному назначению. Производство обуви. Требования к качеству кожаной обуви, маркировка, упаковка и хранение кожаной обуви. 2 2, 3
Резиновая и валяная обувь. Резиновая обувь. Классификация и ассортимент.Требования к качеству резиновой обуви, дефекты, маркировка. Валяная обувь: сырье для производства, ассортимент, качество, маркировка, упаковка и хранение валяной обуви. 2 2
Практические занятия: Распознавание видов натуральных и искусственных кож для верха и низа обуви, методов крепления деталей обуви. 2 Тема 1.6. Галантерейные товары
Содержание учебного материала:
1. Различные виды галантерейных товаров. Текстильная галантерея, ассортимент, требования к качеству. Металлическая галантерея, ассортимент, требования к качеству. Кожаная галантерея. Ассортимент, требования к качеству. Галантерея из пластмасс и поделочных материалов, ассортимент, требования к качеству. Щетки и кисти для бритья, зеркала, ассортимент, требования к качеству. Хранение галантерейных товаров. 2 2
Практические занятия: Определение полного торгового наименования и сортности текстильной галантереи. 2 Определение полного торгового наименования и сортности металлической галантереи. 2 Тема 1.7. Парфюмерно – косметическиетоварыСодержание учебного материала: Различные виды парфюмерно-косметических товаров. Сырье для производства парфюмерии. Классификация и ассортимент парфюмерных товаров. Требования к качеству, маркировка, фасовка, упаковка и хранение парфюмерных товаров.Косметические товары, сырье, классификация и ассортимент. Ассортимент средств для ухода за кожей, за волосами и кожей головы. Ассортимент декоративной косметики, средств гигиены полости рта. Требования к качеству косметических товаров, маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Практические занятия: Изучение ассортимента косметических товаров и туалетного мыла. 2 Анализ потребительских свойств косметических изделий 2 Тема 1.8. Посудохозяйственные товары Содержание учебного материала: Стеклянные бытовые товары. Сырье для производства стекла.Классификация и ассортимент стеклянных изделий. Требования к качеству стеклянной посуды, маркировка, транспортировка, хранение стеклоизделий. Керамические товары. Сырье для производства керамических товаров. Классификация и ассортимент керамических товаров. Требования к качеству, маркировка, упаковка и транспортировка керамических товаров. 2 2
Металлохозяйственные и пластмассовые товары. Ассортимент ножевых товаров и столовых приборов. Классификация, характеристика качества. Ассортимент металлохозяйственных товаров. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение металлохозяйственных товаров Товары из пластмасс: классификация, характеристика ассортимента. Ассортимент хозяйственных товаров из пластмасс. Требования к качеству, маркировка и хранение товаров из пластмасс. 2 2
Товары бытовой химии. Ассортимент товаров бытовой химии: клеящие, абразивные, лакокрасочные, моющие, минеральные удобрения, средства защиты растений, средства для борьбы с насекомыми, нефтепродукты. Требования к качеству, маркировка и хранение товаров бытовой химии. 2 2
Практические занятия: Распознавание видов пластмасс органолептическими методами 2 Определение химических, термических и механических свойств пластмасс. 2 Определение ассортимента изделий из пластмасс и проверка их качества в условиях торговых предприятий. 2 Распознавание способов изготовления изделий из стекла. 2 Определение сортности изделий из стекла. 2 Распознавание видов и групп разделок фарфоровых и фаянсовых изделий. 2 Распознавание дефектов и определение механической прочности соединения деталей. 2 Определение ассортимента металлической посуды. 2 Проверка качества чугунной и эмалированной посуды. 2 Описание ассортимента ножевых товаров и столовых приборов. 2 Тема 1.9. Товары культурно-бытового назначения. Содержание учебного материала: Игрушки. Классификация и ассортимент игрушек. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение. Изделия из бумаги и картона.Школьно-письменные и канцелярские товары. Принадлежности для черчения. Требования к качеству, маркировка, хранение школьно - письменных и канцелярских товаров 2 2
Ассортимент спортивного инвентаря.Классификация и характеристика спортивного инвентаря. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение товаров для спорта. Охотничьи и рыболовные товары. Классификация и характеристика товаров для охоты и рыболовства. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Бытовая радиоэлектронная аппаратура и музыкальные товары.Радиотовары: классификация, ассортимент. Требования к качеству, маркировка и упаковка радиоэлектронных товаров. 2 2
Фототовары, требования к качеству, упаковка, маркировка и хранение. Музыкальные товары: классификация, ассортимент, характеристика, требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Практические занятия: Определение качества и цены изделий из бумаги и картона. 2 Определение ассортимента и качества игрушек. 2 Создание прайс – листа спортивного инвентаря. 2 Классификация и характеристика товаров для охоты и рыболовства. 2 Определение ассортимента, технических характеристик, правил эксплуатации, определение цены фотоаппаратов и телефонов. 2 Определение ассортимента и проверка качества товаров для занятий спортом (предложенного вида). 2 Тема 1.10.
Бытовыеэлектротехнические товары. Содержание учебного материала: Электробытовые товары. Классификация электробытовых товаров. Электроустановочные и проводниковые изделия. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение.Электрические лампы, светильники.Ассортимент, характеристика, правила эксплуатации электрических ламп и светильников. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Бытовые электрические машины и приборы.Холодильники, машины для стирки и сушки белья, электроприборы для глажения белья, пылесосы, кухонные машины, приборы для микроклимата помещений, бытовые электрические машины. Характеристика и принципы работы. Требования к качеству, маркировка, упаковка и хранение. 2 2
Практические занятия: Определение ассортимента, качества и работы проводов и шнуров. 2 Определение ассортимента и правил эксплуатации электрических ламп накаливания. 2 Определение ассортимента, правил эксплуатации, упаковки и транспортировки бытовых электрических машин. 2 Тема 1.11. Строительные имебельные товары Содержание учебного материала: Свойства строительных материалов, характеристика.Древесные, кровельные, конструкционные профильные, облицовочные и отделочные материалы, изделия из них. Материалы для остекления, для полов, стен и перегородок.Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение строительных товаров. 2 2
Классификация и ассортимент мебели.Ассортимент и классификация мебельных товаров. Основные требования, предъявляемые к мебели. Требования к качеству мебели. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение мебели. 2 2
Практические занятия: Анализ строения и пороков древесины. 2 Распознавание материалов, применяемых для мебельного производства и элементов конструкции мебели. Определение качества мебели 2 Тема 1.12. Ювелирные товары,бытовые часы, художественные изделия и сувениры. Содержание учебного материала: Ювелирные товары, часы, художественные изделия Благородные металлы и их сплавы. Цветные металлы и их сплавы. Ювелирные камни, классификация. Классификация и ассортимент ювелирных товаров. Требования к качеству, маркировка, клеймение, упаковка, правила обращения с ювелирными изделиями и уход за ними. Требования к качеству, упаковка, правила хранения. 4 2
Практические занятия: 1. Классификация и ассортимент бытовых часов. Требования к качеству, упаковка, транспортирование, правила обращения с часами. Художественные изделия и сувениры, классификация. 2 Внеаудиторная (Самостоятельная) учебная работа при изучении раздела №1:
Создание презентации «Маркировка товаров в России и за рубежом».
Подготовка электронной презентации по видам непродовольственных товаров.
Подготовка наглядных пособий.
Работа с нормативно-технической документацией, прейскурантами, каталогами (изучение, заполнение, составление). 30 Консультации 7 Раздел 2. Осуществление продажи, выкладки и размещения непродовольственных товаров в торговом зале 46(18+20СРС+8К)
МДК.01.01. Розничная торговля непродовольственными товарами Тема 2.1. Подготовка, размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале. Содержание учебного материала: Виды розничной торговли непродовольственными товарами.Виды розничной торговли. Устройство и планировка магазинов для торговли. Организация рабочего места продавца. 2 2
Подготовка торгового объекта и товаров к продаже. Приемка непродовольственных товаров. Правила приемки товаров и составление документации. Подготовка торгового объекта и товаров к продаже. Рекламно - информационная работа в магазинах. 2 2
Торговая мебель и инвентарь. Мебель и торговый инвентарь для продажи отдельных групп непродовольственных товаров: назначение, классификация и характеристика. 2 2
Размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале. Основные требования к размещению и выкладке непродовольственных товаров. 2 2
Практические занятия: Организация рабочего места продавца. 2 Выполнение заданий по приемке товаров, в соответствии с методикой приемки товара. 2 Выполнение задач по приемки непродовольственных товаров. 2 Документационное оформление приемки товаров (актов приемки, товарно-транспортной накладной, акта переоценки товаров). 2 Подготовка непродовольственных товаров (парфюмерных, косметических, бытовой химии) к продаже. Расчет остаточного срока годности товаров на момент их получения 2 Внеаудиторная (Самостоятельная) учебная работа при изучении раздела №2:
Создание рекламных презентаций отдельных групп непродовольственных товаров;
Разработка рекомендаций по правилам приемки товаров;
Разработка рекомендаций по правилах хранения определенной группы непродовольственных товаров. 20 Консультации 8 Раздел 3. Обслуживание покупателей и контроль за сохранностью 37 (22+10СРС + 5К)
МДК.1.1. Розничная торговля непродовольственными товарами Тема 3.1. Технология обслуживания покупателей Содержание учебного материала: Контрольно-кассовые операции. Устройство и правила работы контрольно-кассовых машин. Торговые автоматы. Назначение, классификация, правила пользования автоматами. Фасовочно-упаковочное оборудование непродовольственных товаров. 2 2
Виды торговли. Виды цен. Денежные банкноты и монеты. Правила работы кассира с деньгами. Товарооборачиваемость и способы ее вычисления. Определение оборачиваемости товаров. Вычислительные средства, применяемые в торговле. Товарные вычисления. Товарный отчет. 2 2
Продажа отдельных видов непродовольственных товаров. Ассортимент, формы продажи, информация о товарах. Организация расчетов с покупателями.Правила продажи отдельных видов непродовольственных товаров Правила особых видов торговли (в кредит, по образцам, комиссионная торговля и др.). 2 2
Санитарные правила, охрана труда и противопожарная безопасность в торговых магазинах.Санитарные требования к торговле непродовольственными товарами. Правила безопасности и охраны труда.Системы защиты товаров от хищений в магазинах. 2 2
Практические занятия: Ознакомление с устройством и работой контрольно-кассовых машин. Заполнение товарного отчета. Изучение основ работы на микрокалькуляторах. 2 Упаковка отдельных групп непродовольственных товаров. 2 Применение закона о защите прав потребителей (решение ситуационных задач). 2 Тема 3.2.
Учет и отчетность Содержание учебного материала: 1.Материальная ответственность в торговле. Виды материальной ответственности. Правила оприходования товарно-материальных ценностей. Возмещение ущерба. 2 2
2.Документооборот. Документы и их роль в учете торговли непродовольственными товарами. Учет движения денежных средств. 2 2
Практические занятия: Заполнение инвентаризационной описи. Выведение результатов инвентаризации 2 Анализ сертификатов на непродовольственные товары. Анализ реквизитов документов 2 Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела №3:
Разработка рекомендаций по технологии обслуживания покупателей 10 Консультации 5 Учебная практика
Виды работ:
Распознавание ассортимента непродовольственных товаров: текстильных и швейно-трикотажных, обувных, пушно-меховых, парфюмерно-косметических, галантерейных, изделий из пластических масс, товары культурнобытового назначения, посудохозяйственных, бытовых электрических, строительных и мебельных товаров, ювелирных товаров и бытовых часов, художественных изделий и сувениров; определение видов брака непродовольственных товаров;
Оценка качества непродовольственных товаров по органолептическим показателям; расшифровка маркировки, клеймения и символов по уходу за товарами; характеристика отдельных видов непродовольственных товаров.
подготовка и организация рабочего места продавца;
выбор торгового инвентаря и мебели для продажи непродовольственных товаров в магазине и его обоснованность;
приемка непродовольственных товаров по количеству и качеству, согласно инструкции П-6, П-7; оформление торгово-накладной документации;
подготовка, размещение и выкладка непродовольственных товаров в торговом зале; реклама непродовольственных товаров
Оформление первичных документов: товарно-транспортной накладной, товарной накладной, заборного листа;
Обслуживание и расчет покупателей;
Подготовка рабочего места для фасовки;
Подбор и подготовка упаковочного материала;
Упаковка непродовольственных товаров разными способами;
Подсчет стоимости товаров с применением контрольно-кассовых машин;
Проведение инвентаризации и оформление документов по итогам;
Соблюдение условий и сроков реализации товара,
Составление актов на товар, пришедший в полную или частичную негодность; создание рекламы для продвижения товара;работа с каталогами, прайс-листами, сертификатами и другими торговыми документами; решение производственных ситуаций. 108 Производственная практика
Виды работ:
Работа в торговых организациях:
Подготовка рабочего место продавца, контролера-кассира;
Приемка непродовольственных товаров по количеству и качеству;
Подготовка товаров к продаже;
Обслуживание и расчет с покупателями;
Соблюдение деловой этики при общении с покупателями;
Ознакомление с маркетинговыми мероприятиями торгового предприятия;
Ознакомление с экономическими показателями торгового предприятия;
Работа на контрольно-кассовых машинах;
Участие в проведении инвентаризации и оформление документов по итогам;
Участие в составлении актов на товар, пришедший в полную или частичную негодность 468 Всего: 816 (160+60СРС+20К+108УП+ 468ПП)4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие лабораторий: торгово-технологического оборудования и учебного магазина.
Оборудование лаборатории учебного магазина:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект бланков торгово-технической и отчетной документации;
комплект учебно-методической документации по темам программы;
контрольно-кассовые машины;
весоизмерительное оборудование: весы циферблатные, электронные, товарные;
комплект гирь;
образцы товаров (галантереи, парфюмерии, тканей, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды, пластмассовых изделий и др);
витрины, прилавки, столы;
торговый инвентарь для непродовольственных товаров.
Реализацияпрограммымодуляпредполагает обязательную производственнуюпрактику,которую рекомендуется проводить концентрированно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
рабочее место продавца по группе товаров;
контрольно-кассовые машины;
весы и комплект гирь;
товары различных непродовольственных групп;
торговый инвентарь для непродовольственных товаров.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Закон РФ «О защите прав потребителей»
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения; учебник. - М.: Норм, 2012. - 448с.
А.Н. Неверов, Т.И Чалых. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник: Издательский центр «Академия» .- 560с. 2014.
Дополнительные и источники:
Ильина М.Г. Товароведение непродовольственных товаров: Практикум: учеб.пособие: Издательский центр «Академия» - 4 –е изд., стер. – 192 с., 2014.
Самарин В.И., Чалых Т.И., Пехташева Е.Л. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: в 3т.: учеб.пособие: Издательский центр «Академия». – 336 с., 2014.
Яковенко Н.В. Товароведение непродовольственных товаров: Рабочая тетрадь: учеб пособие: Издательский центр «Академия». – 112, 2014.
Золотова С.В., Пехташева Е.Л., Райкова Е.Ю. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: В 3т.: учеб.пособие: Издательский центр «Академия».- 448 с., 2014 год.
Интернет-ресурсы:
Товароведение: http: //znavtovar.ru;http://revolution.allbest.ru/marketing/00145496 0.htmlhttp://www.biblioclub.ru/book/83582 HYPERLINK "http://images.yandex.ru/yandsearch?text" http:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http:http://images.yandex.ru/yandsearch?texhttp://www.labirint.ru/books/127250/http://www.biblion.ru/product/458879/4.3. Организация образовательного процессаОсвоение программы модуля «Продажа непродовольственных товаров»базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: Основы деловой культуры, Организация и технология розничной торговли.
Программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем разделам модуля, располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий.
Во время самостоятельной подготовки обучающимсядолжнаоказываться помощь в форме консультаций (групповых, индивидуальных, письменных, устных). Для организации самостоятельной работыобучающихся необходимо создать условия в читальном зале библиотеки или компьютерном классе с выходом в сеть Интернет для выполнения презентаций и подготовки к лабораторным работам.
Различные формы аудиторных занятий (уроки, семинары, зачеты, конференции и т.д.), групповые занятия, самостоятельная подготовка, учебная и производственная практика должны обеспечивать овладение обучающимися общими компетенциями.
Практические занятия рекомендуется проводить в аудиторных условиях на образцах, моделях и действующем оборудовании, используя программное обеспечение для тренажеров по подготовке продавцов, контролеров-кассиров.
При проведении практических занятий в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно деление учебной группы на подгруппы не менее 10 человек.
В данной программе профессионального модуля предусматриваются следующие виды практик: учебная практика, которая проводится рассредоточено и производственная практика, которая проводится концентрировано.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Продажа непродовольственных товаров»является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Производственная практика должна проводиться на предприятиях торговли, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих предприятий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу «Розничная торговля непродовольственными товарами» следующие: преподаватели должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого профессионального модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой следующие: мастера производственного обучения должны иметь квалификацию по профессии рабочего на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, решения карточек-заданий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий: рефераты, сообщение, разработка карт, схем, составление таблиц.
Обучение по профессиональному модулю завершается проведением экзамена, который проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии входят социальные партнёры образовательного учреждения, представители администрации, преподаватели, мастера учебной практики.
Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по профессиональному модулю, доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением созданы фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки: тесты практической направленности и критерии их оценки; вопросы для проведения экзамена по модулю.
Основные показатели оценки результатов
Результаты
(освоенные ПК) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Проверять качество, комплектность,
количественные
характеристики
непродовольственных
товаров
правильность определения качества и комплектности непродовольственных товаров;
правильность проведения
органолептической экспертизы отдельных групп товаров;
правильность и точность определения количества поступившего товара;
точность определения маркировки
непродовольственных товаров; оценка в рамках текущегоконтроля:
выполнениявнеаудиторнойсамостоятельнойработы;
результатовтестирования;
устного иписьменногоопросов;
выполнения исоставленияотчетов по практическим занятиям.
Наблюдения за деятельностью обучающихся во время проведения учебной и производственной практик, зачеты по практикам;ПК 1.2.Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании правильность осуществления приемки товаров;
правильность распаковки отдельных групп непродовольственных товаров;
правильность размещенияи выкладки непродовольственных товаров в торговом зале;
точность соблюдения правил размещения и выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании; правильность эксплуатации торгово¬технологического оборудования; Оценка в рамках текущего контроля:
выполнения внеаудиторнойсамостоятельной работы;
результатовтестирования;
устного и письменного опросов;
выполнения и составления
отчетов по выполнению практических занятий.
Наблюдение за деятельностью
обучающихся вовремя проведения
учебной и производственной
практик, зачеты по практикам;
ПК 1.3.Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации скорость и правильность обслуживания покупателей; ясность предоставления достоверной информации о качестве товаров; полнота и достоверность консультирования покупателей о потребительских свойствах товаров; достоверность сведений о производителях товаров; соответствие предоставления достоверных сведений о безопасности способов эксплуатации различных непродовольственных товаров;
правильность решения ситуационных и проблемных задач по продаже товаров иобслуживаниюпокупателей. Оценка в рамках текущего контроля: выполнения отчетов по практическим занятиям, контрольных работ по темам МДК, зачетов, тестовых заданий.
Наблюдение за деятельностью обучающихся во время проведения учебной и производственной практики; зачеты по практикам;
ПК 1.4.Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей скорость и правильность выполнения вычислительных операций на калькуляторе; тщательность проведения инвентаризации материальных ценностей; точность заполнения и ведения учетных и отчетных документов; точность произведения расчетов с покупателями; контролировать обеспечение сохранности материальных ценностей; оценка в рамкахтекущегоконтроля:
выполненияотчетовпопрактическимзанятиям,контрольныхработ по темам
МДК, зачетов,тестовых заданий.
Наблюдение иоценкадеятельностиобучающихся вовремя проведенияучебнойипроизводственнойпрактики;
зачеты попрактикам;
экзамен помодулю;
оценкавыполненияпробных и
выпускныхквалификационных работ.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
- активность, инициативность
в процессе освоения
профессиональной деятельности;
- наличие положительныхотзывов по итогам учебной и
производственной практики;
- участие в конкурсах
профессионального
мастерства, тематическихмероприятиях; - наблюдение и оценка деятельности обучающегосяпривыполнении отчетов по практическим занятиям, в процессе учебной и производственной практики;
- социологический опрос;
анкетирование;
- оценка материалов портфолио;
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем - результативность определения задач деятельности, с учетом поставленной руководителем цели;
- правильность формулирования конкретных целей и на их основе планирования своей деятельности;
- эффективность деятельности при выполнении профессиональных задач; - оценка эффективности и
правильности принимаемыхрешений в процессе учебной и производственной практик;
- оценка результативности икачества выполненной
работы на практических занятиях;
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы - самоанализ и коррекция собственной деятельности в определенной рабочей ситуации;
- правильность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами выбором соответствующих документов, сырья и инструментов;
- проявление ответственности за результаты своей работы; оценкаэффективности и правильности принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной практики и производственной практики;
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных
задач - оперативность и самостоятельность в поиске информации;
- целесообразность выбора источников информации правильность отбора, обработки и результативного использования необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач; - наблюдение и оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в процессе учебной и производственной практики, во время выполнения практических работ;
- оценка выполненных рефератов, творческих работ;
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - самостоятельность и активность в применении ресурсов сети Интернет и электронных обучающих материалов для решения профессиональных задач;
- демонстрация навыков работы использования информационно-коммуникационных технологий; наблюдение и оценка
самостоятельно оформленной документации, презентаций и отчетов по работе;
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами - заинтересованность в достижении общего результата групповой деятельности;
- эффективность выполнения своей роли в групповой деятельности;
- соблюдение правил деловой культуры при общении с коллегами, руководством, клиентами - наблюдение и оценка в процессе осуществления групповой деятельности при выполнении работ на практических занятиях, учебной и производственной практики;
- оценка (самоанализ) своей роли и деятельности в групповой работе;
ОК 7.Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров - последовательность и точность соблюдения правил продажи различных видов товаров;
- проявление ответственности в соблюдении сроков годности и правил реализации различных товаров; Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.
ОК 8.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) аргументированность и полнота высказываемых суждений о необходимости исполнения воинской обязанности; Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Разработчики: мастер ПО ГБПОУ РС (Я)
«Сангарский многопрофильный лицей» /Плешанова В.Ю./