Бинарный урок по теме: Коммуникативность и общение в сфере управления
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СПО «КУВШИНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Бинарного урока по ПМ.03. УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
г.Кувшиново, 2016г.
ПЛАН УРОКА
Учебная дисциплина «ПМ.03УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ»
Дата 15.03.2016г.
Группа МЦ-41
Тема: Коммуникативность и общение в сфере управления
Цель : объяснить особенности коммуникативности и общения в сфере управления, барьеры общения и пути их устранения; практически применять полученные знания.
Задачи:
дидактические - усвоение основных понятий менеджмента; усвоение и применение типов, этапов и содержания коммуникации; преодоление барьеров коммуникации;
развивающие - формирование логического, аналитического, позитивно-
критического коммуникативного мышления.
воспитательные - содействие групповому взаимодействию, развитию
деловой речи, организационному поведению, чувство гордости за избранную профессию.
Формируемые компетенции
Профессиональные компетенции:
ПК 3.4 Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной
деятельности
Общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Тип урока: бинарный, комбинированный урок.
Педагогические технологии: Интерактивные технологии (игровые)
Межпредметные связи:
а)деловое общение,
б) социология и политология;
в) социальная психология.
Комплексно-методическое обеспечение: презентация, тесты по общению, ситуации.
Продолжительность занятия: 90 минут
Этапы урока, их примерная продолжительность:
1.Организационный момент -5 минут
2.Контроль знаний -10 минут
3.Изучение нового материала 45 минут
4.Практические упражнения-25 минут
5. Подведение итогов занятий -3 минуты
6.Домашнее задание -2 минуты.
Литература:
1.Драчёва Е.Л. Менеджмент: Учеб.пособие для студентов учреждений СПО /Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-2-е издание, стереотип-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство», 2013.-288с.
2.Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «ДАШКОВ и К0», 2012 – 490с.
3.Суетенков Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. – 240с.
4. Г.М. Шеламова. «Деловая культура и психология общения». АCADEMA. М., 2012г.-176с.
Объяснение нового материала.
Подведение итогов:
Подведем итоги занятия. По моему мнению цель урока достигнута и задачи выполнены. Степень активности студентов можно оценить как хорошую.
Выражаю благодарность всем: и студентам и коллегам.
Домашнее задание:
Подготовить реферат на тему «Деловое общение» или презентация.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Здравствуйте уважаемые студенты! Прошу присаживайтесь. Доброе утро, уважаемые коллеги.
Рады Вас приветствовать на открытом уроке по ПМ.03.01 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения» и учебной дисциплины «Социальная психология» в группе МЦ-41. Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта проведения бинарного урока преподавателями специальных и общепрофессиональных дисциплин. Данный урок проводят: преподаватель спецдисциплин Целпанова Г.Н. и педагог-психолог Зеленкова Т.В.
Тема занятия «Коммуникативность и общение в сфере управления». Наша с Вами совместная цель сегодня – обобщить теоретические знания в области коммуникаций, рассмотреть этапы коммуникационных процессов, барьеры общения и пути их устранения, практически применить полученные знания.
Но прежде – учет посещаемости.
Контроль знаний:
Следующий этап нашего урока – контроль знаний. Сейчас мы проверим Ваши знания по предыдущим темам ПМ, дисциплины «Социальная психология, которую Вы изучали на 2 курсе. Предлагаем Вам ответить на блиц-вопросы. (Приложения № 1).
На бланках заполните, пожалуйста, ФИО, но после того, как Вы получите задание. Вы должны заполнить таблицу, подобрав правильные варианты ответов. Критерии оценивания: все правильные ответы –«5»; один неправильный ответ –«4»; два неправильных ответа –«3»;нет правильных ответов –«2»
Изучение нового материла:
На следующем этапе урока мы с Вами изучим новый материал и вспомним то, что уже изучили при изучении дисциплины «Социальная психология» на втором курсе с использованием Презентации Power Point (Приложение № 2).
Сообщение темы и цели урока.
Понятие коммуникации. Виды и уровни коммуникации.
Структура и этапы коммуникационного процесса и их роль в управлении организацией.
Барьеры в коммуникации.
Группы людей в процессе коммуникации
Давайте напишем тест и в конце урока зачитаем результаты. -8 минут
Для чего вообще существуют коммуникация? С их помощью мы можем передавать и получать разные виды сообщений:
♦ Передавать и получать информацию (например, вы рассказываете коллегам о научном фильме, который посмотрели вчера).
♦ Объяснять и давать инструкции (например, вы объясняете, как при помощи калькулятора извлекать корни различных степеней).
♦ Побуждать кого-либо к действиям (например, вы приглашаете коллег прийти к вам на беседу, совещание).
♦ Выражать свое отношение к чему-либо (удивление и гнев, радость и неодобрение).
Руководитель от 50 до 90% времени тратит на коммуникацию, ведь он должен довести информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное взаимодействие с коллегами и вышестоящим руководством.
80% зарубежных руководителей считают, что обмен информацией — одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации — это главное препятствие на пути достижения успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.
Эффективность управления персоналом пропорциональна эффективности коммуникационных процессов в организации. Выделяют следующие виды коммуникаций:
— формальные (слайд 4)(определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
— неформальные коммуникации(слайд 5) {например канал общения между друзьями, канал распространения слухов);
— вертикальные(слайд 6-8) (межуровневые) коммуникации: сверху вниз
и снизу вверх;
— горизонтальные коммуникации — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;
— межличностные коммуникации — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.
Горизонтальные потоки сообщений в организации имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.
Горизонтальный обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников одного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.
ВЫВОД: Коммуникационный процесс (слайд 9)– это обмен информацией между двумя и более людьми.Основная цель – обеспечение понимания информации.
Вопрос.2
Чтобы эффективно управлять коммуникацией, руководитель должен точно знать, как она строится. Можно выделить четыре основных элемента коммуникации:
1. Источник(слайд 10) (или отправитель) – создатель сообщения, лицо, генерирующее идеи. Может быть организация, индивид, группа индивидов. лицо, формулирующее идеи или собирающее и передающее информацию;
Сообщение – информация, передаваемая источником получателю. Передаваемая идея кодируется – преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение. сама информация, закодированная с помощью символов;3. Канал – средство передачи информации (передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты). Канал должен соответствовать идее, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.средство передачи информации4. Получатель – лицо, которому предназначена информация; он получает, декодирует и интерпретирует ее.
Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которые ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят четыре взаимосвязанных этапа(слайд 11)– зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование.
На каждом этапе смысл сообщения может быть искажен. Чтобы избежать этого, отправитель должен тщательно обдумать смысл будущего сообщения до его кодирования. Он должен быть уверен, что информация, предназначенная для передачи, адекватна, уместна и отвечает той цели, которой он хочет достичь с помощью сообщения.
Зарождение идеи. Девиз этапа: «Не начинайте говорить, не начав думать». Идея не может заключаться в смутных, общих похвалах или критике поведения подчиненных.Пример. В магазине необходимо увеличить объем продаж на 10%, чтобы получить дополнительную прибыль на совершенствование технологического процесса.а) Исполнители должны понять, какие именно нужны изменения – увеличение объема продаж на 10%, получение дополнительной прибыли.б) Они должны понять, почему нужны эти изменения – совершенствование технологического процесса.в) Они должны понять, каким образом следует осуществлять эти изменения:• расширение ассортимента товаров;• повышение производительности труда;• консультация покупателей;• оказание дополнительных услуг;• высокая культура обслуживания
Второй этап будет понятным, если представить его себе как операцию упаковки: многие хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Подобным образом, многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит «сбыта»
Также отправителю следует выбирать канал передачи сообщения, соответствующий идее и символам кодировки (выговор, сделанный за чашкой кофе, вряд ли произведет желаемый эффект). Помехи в процессе передачи сообщения могут препятствовать его доставке.
Последний этап – декодирование – пройдет успешно, если символы кодировки имеют то же значение для получателя, что и для отправителя.
Для эффективного обмена информацией очень важна обратная связь, когда отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Обратная связь замедляет процесс коммуникации, но делает его результативнее, а кроме того, в большей степени, нежели односторонне общение, «подавляет шум», то есть помехи, возникающие в процессе обмена информацией вследствие различий в восприятии, статусе и т. д.
3вопрос.Преграды (помехи) в коммуникациях(слайд 17-18):Барьеры общения и пути их устранения;
Барьеры общения сосредоточены на: восприятии, семантики, невербальной информации, некачественной обратной связи, плохом слушании.
Восприятие – люди неправильно интерпретируют в своей интерпретации в зависимости от накопленного опыта. Расхождение будет зависеть от эмоционального состояния внешнего окружения людей.
Семантика – это неверное понимание слов, проявляется в многонациональных коллективах.
Невербальная информации - мимика, тон,жесты, поза, взгляды, речь, паузы. Все это должно соответствовать идее, которую Вы должны изложить.
Не качественность обратной связи – вы должны убедиться, действительно ли Ваше сообщение принятое получателем и истолковано в том смысле, которое вы в него вложили.
Неумение слушать –надо уметь молчать, слышать и прислушиваться
В процессе коммуникации субъектами выступают отдельные личности, группы и организации.
Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть, т.е. информационные потоки. Информация, используемая в управлении, классифицируется:
- по объему управления;
- по принадлежности к той или иной системе управления;
- по форме передачи;
- по способу передачи;
- по режиму передачи;
- по назначению;
- по стадиям жизненного цикла объекта.
Основные требования к качеству информации:
- своевременность;
- достоверность;
- достаточность;
- надежность;
- адресность;
- многократность использования;
- высокая скорость;
- возможность кодирования;
- актуальность.
Вопрос 4.
Комплексные информационные системы охватывают все сферы предприятия, а локальные предназначены для функций управления.
Психологи в процессе коммуникации выделяют несколько групп людей:
Вздорные люди – нетерпеливые, не сдержанные, возбудимые, выходят за рамки темы беседы.
Позитивные люди – доброжелательные, трудолюбивые, стремятся к сотрудничеству.
Всезнайка – трудны в общении, уверены, что знают все.
Болтуны- бестактные люди, прерывают ход беседы, много говорят по пустякам.
Трусишки – не любят публичных выступлений.
Холоднокровные – неприступные, замкнутые.
Незаинтересованные – «спят» во время беседы, безразличные к обсуждению.
Важна птица – не выносят притирки, чувствуют себя как личность стоящая выше остальных.
Почемучки- постоянно сочиняют и задают вопросы.
Знание абстрактных типов собеседников поможет правильно строить беседу и общение.
Подведение итогов:
Подведем итоги занятия. По моему мнению цели урока достигнуты и задачи выполнены. Степень активности студентов можно оценить как хорошую.
Выражаю благодарность всем: и студентам и коллегам.
Домашнее задание:
Вопросы для закрепления:1. Что такое коммуникационный процесс? Какова его основная цель?2. Кратко объясните сущность четырех основных элементов процесса обмена информацией. 3. Объясните каждый этап коммуникационного процесса.Подготовить реферат на тему «Деловое общение» или презентация.
Ход урока:
№ п\пЭлемент (этап) урока Ход урока Время (мин.)
Деятельность преподавателя Деятельность студентов 1. Организационный момент - приветствие
- контроль посещаемости
- сообщение темы, цели и задач урока 5 мин.
2. Проверка выполнения домашнего задания – контроль знаний в виде теста - бланки для ответов разложены на парты предварительно
- раздает тестовые задания
- инструктирует студентов о правилах выполнения тестов
- собирает задание и бланки ответов с ответами - решают тестовые задания 5 мин.
3. Изучение нового материала, используя презентацию и объяснение преподавателя - показывает презентацию (18 слайдов) и сопровождает ее своими объяснениями, задает вопросы студентам. - слушают преподавателя и конспектируют основные моменты презентации, Приложение 2 отвечают на вопросы 45 мин.
5. Практические упражнения - коллектив студентов делится на 4 группы по 5 человек
- выдает задания
- координирует деятельность студентов, отвечает на вопросы. - ознакомляются с заданием: проблемная ситуация;
- анализируют конфликтную ситуацию по алгоритму
- представляют результаты своего анализа 25 мин
6. Проведение психологического тестирования студентов на определение уровня конфликтности. - показывает тестовые задания с помощью Презентации Power Point - студенты выполняют задание, а потом смотрят ответы 2 мин.
7. Подведение итогов занятия (рефлексия) - оценивает ход занятия, активность студентов - заполняют отзыв об уроке 2мин.
8. Выдача домашнего задания - проговаривает домашнее задание - прописывают задание в тетради 1 мин.
Приложение 1
Блиц-опрос.
Управление персоналом Характеристика этапа управления персоналом
1 Размер, состав, сплоченность, творческое отношение к делу, статус
2 Хороший контакт с подчиненными, верное соизмерение задачи и способностей человека, контроль достижения результатов
3 Короткие консультации на рабочем месте, инструктаж в процессе работы, курсы.
4 Образование и опыт, интеллект, диспозиция, физические данные
Варианты ответов для таблицы:
1.Критерии подбора персонала -4
2. Обучение персонала-3
3.Организация работы командой -1
4.Принципы эффективного управления персоналом -2
Приложение3
Тест «Коммуникабельны ли Вы» (автор В.Д. Ряховский) Ф.И.________________________
На предложенные вопросы отвечайте «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или т. п. мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 1000руб., которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост м томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не принимаете? Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
ключ
«Да» — 2 балла.
«Иногда» — 1 балл.
«Нет» — 0.
Подсчитайте сумму набранных вами баллов.
Результат
30 — 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, т. к.
страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На
вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь стать
общительнее, контролируйте себя.
29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и
поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новыхконтактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы
знаете эту особенность своего характеpa и бываете недовольны собой. Но
изменить эти особенности характера в вашей власти. При увлеченности вы ведь
приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19 — 24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомойобстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И
все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете
неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого нато основания. Эти недостатки исправимы.
14 — 18 баллов. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны,
охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с
другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных
переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите
шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.
9 — 13 баллов. Вы весьма общительны, порой быть может даже сверх
меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам,
что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми
людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах,
хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего
вам не достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении ссерьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не
отступать.
4 — 8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет извас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех
дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру.
Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное
представление. Всюду чувствуете себя в «своей тарелке». Беретесь за любое дело,
хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководите-
ли и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над
этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер.
Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам
никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно
некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода
конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете
необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и
вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим
характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность,
уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье —
такой «стиль» жизни не проходит бесследно.
Приложение
КОМАНДА 1
УСТНОЕ СОООБЩЕНИЕ ( выполняет студент)
1.Сообщить коллективу слесарей о том, сто отремонтированный насос три дня назад сломался вновь и Вам «грозят» лишением премии.
ПИСЬМЕННОЕ СОООБЩЕНИЕ
Создать сообщение от отдела главного технолога отделу маркетинга о новом выпуске продукции на предприятии.
КОМАНДА 2
УСТНОЕ СОООБЩЕНИЕ
2.Сообщить коллективу слесарей, что их просят выйти в выходной день на разгрузку оборудования на 2 часа, без предоставления выходного или оплаты за отработанное время.
ПИСЬМЕННОЕ СОООБЩЕНИЕ
Создать сообщение отдела главного механика отделу главного технолога о внеплановом останове оборудования.
Приложение
Задание.
Проанализируйте приведенные ниже утверждения и укажите, какие из них верны, а какие нет.
1. Коммуникации – важнейшая составная часть деятельности менеджеров.
2. Успех коммуникации зависит от того, насколько внимательно собеседники слушают друг друга.
3. Наличие обратной связи делает процесс коммуникации двусторонним.
4. Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств и информационных технологий, наиболее значимы для изучения организационного поведения.
5. Выбор носителя информации в процессе коммуникации не зависит от характера управленческих проблем.
6. Чтобы уточнить мнение собеседника, следует задавать ему как можно больше вопросов.
7. Наличие обратной связи – важное условие коммуникаций.
8. Межличностные коммуникации во многом зависят от социокультурной среды, в которой они осуществляются.
9. В формальной группе не могут возникнуть неформальные коммуникации.
10. В процессе общения невербальные сигналы собеседников должны способствовать усилению речи.
11. Если подчиненные зависят от руководства, то восходящий поток информации может оказаться блокированным. Осознающий свою зависимость работник, получив неприятную для руководителя информацию, может не передать ее ему.
12. Чтобы сократить время коммуникации, следует перебить собеседника и прямо сказать ему о дефиците своего времени.
13. Если руководителя захлестывают эмоции, то он может неправильно понять собеседника.
14. Слухи – это невербальные коммуникации в процессе общения.
Ответ:
1) верны утверждения: 1, 2, 3, 7, 8, 10, И, 13;
2) неверны утверждения: 4, 5, 6, 9, 12, 14.