Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы в I полугодии по дисциплине История часть II
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Профессиональное училище №18»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной
внеаудиторной работы в I полугодии
по дисциплине История
2013 г
Самостоятельная работа № 4
Тем 3.2. Китайско – конфуцианская цивилизация.
Цель: ознакомиться с важнейшими достижениями средневековой китайской культуры, дать оценку отдельным явлениям культуры, их духовной и художественной ценности.
Задание 1
Составить сообщение по теме: «Культура средневекового Китая и ее влияние на культуры соседних стран»
Норма времени: 1 час
Содержание работы
1.Прочитать текст учебника или другого источника информации
2.Написать сообщение по рекомендуемому плану.
Художественные ремесла.
Изобретения.
Образование и научные знания.
Литература и искусство.
Влияние культуры Китая на другие страны.
Формат выполненной работы: 1страница
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.
Контроль выполнения: проверка сообщения, беседа
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. :Учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.- М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
2.Образовательные сайты Интернет
Самостоятельная работа № 5
Тем 3.4. Арабо - мусульманская цивилизация.
Цель: ознакомиться с важнейшими достижениями средневековой арабской культуры, дать оценку отдельным явлениям культуры, их духовной и художественной ценности.
Задание 1
Составить реферат или кроссворд по теме: «Арабская средневековая культура»
Норма времени: 1 час
Содержание работы
1. Прочитать текст учебника или другого источника информации
2. Написать реферат по рекомендуемому плану.
Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети.
Образование: университеты, медресе.
Научные знания: математика, астрономия, медицина.
Литература, философия.
Культура повседневности.
Формат выполненной работы: 2-4 страницы
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.
Контроль выполнения: проверка реферата, беседа
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. :Учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.- М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
2.Образовательные сайты Интернет
Самостоятельная работа № 6
Тем 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации.
Цель: выяснить положение средневекового европейского города в системе феодальных отношений.
Задание:
Составить конспект по теме: «Права и вольности средневекового города»
Норма времени: 1 час
Содержание работы
Прочитать текст учебника или другого источника информации
Написать конспект опираясь на вопросы:
Вопросы и задания для обучающихся:
Вспомните, как называлась борьба городов за свои права. В каких формах она проходила?
Кто автор данного документа? Какие отношения связывают его с графами и горожанами?
По какому праву император вмешивается в тяжбу графов с городом?
Выпишите права, полученные городом, определите их значение.
Зачем императору предоставлять горожанам такие широкие права?
Сравните полученные данные о положении горожан со сведениями о положении других слоев средневекового общества. В чем были их отличия?
Как вы считаете, вписывается ли средневековый город в систему феодальных отношений, или это историческое явление иного порядка?
ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА I ГОРОДУ ЛЮБЕКУ
1188 сентября 19. Император Фридрих I устанавливает границы города Любека, дает ему городские права, свободное от пошлин передвижение по всей Саксонии за исключением Артленбурга и другие льготы.
Перевод.
Пусть чаще прибывают в названный город[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и свободно отбывают обратно рутены, готы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], норманны и прочие восточные народы без пошлины и ганзы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Равным образом пусть сюда прибывают купцы любой страны и любого города, свободно продают и покупают, уплатив лишь такую полагающуюся поплину: по 4 денария[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с фердинга[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и с тысячи марок[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не более. Если же кто прибудет водным путем, то сколько бы не имел товаров, пусть даст всего 15 денариев, а если у него ничего нет и он ест собственный хлеб, пусть даст 5 денариев; сколько бы он не имел товаров, за которые дал пошлину, то если отправится обратно не позже одного года и одного дня, будет свободен относительно их всех[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Любек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Жители Готланда
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ганза – объединение купцов для взаимной помощи и защиты, так что здесь речь идет, по-видимому, о каком-то ганзейском налоге.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Денарии – серебряная монета весом прибл. от 1 до1,5 г., пфеннинг.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фердинг – четверть счетной марки, колебался в зависимости от количества пфеннингов в марке. Фердинг широко распространенной марки в 240 пфеннингов равнялся 60 пфеннингов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Марка – денежно-весовая единица.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Эти льготы городу Любеку были дословно подтверждены датским королем Вальдемаром II в грамоте от 7 декабря1204 г.
Никулина Т.С. ИМПЕРАТОР И ИМПЕРСКИЙ ЛЮБЕК (XII – XVI вв.).
Во взаимоотношениях между городами и королевской властью в Германии можно выделить два этапа: I – XI-XIII вв., характеризующийся интенсивным ростом городов и их борьбой за привилегии. На этом этапе королевская власть помогала новому социальному слою. Отношения между сторонами строились по схеме, близкой к французской1. Немецкие короли-императоры Генрих IV, Генрих V, Фридрих I, особенно Генрих VII до начала XIV в. даровали городам новые привилегии, создавали города в имперских владениях, стремились к установлению "земского мира" в стране. II этап - XIV-XV вв., союз между городами и королевской властью стал нарушаться. (Особый период составляет эпоха Реформации.)
В эту схему вписываются, с определенными модификациями, отношения между императорской властью и Ганзейским Любеком. В орбиту имперского внимания и политики Любек попал в XII в., когда в 1181 г. сеньором Любека стал император Фридрих Барбаросса после получения вакантного лена в результате изгнания из Германии Генриха Льва Саксонского2, давшего в 1164 г. Любеку права города.
19 сентября 1188 г. император Фридрих Барбаросса пожаловал Любеку грамоту, основу которой составила привилегия Генриха Льва, не сохранившаяся, но дошедшая до нас именно в документе 1188 г. Фридрих I подтвердил прежние привилегии Любека и расширил его права. Грамота содержала следующие наиболее важные пункты: торговую и пошлинную привилегии; привилегию любекского права, а также порядок формирования городского совета; постановление о разделе штрафов при нарушениях со стороны пекарей, мясников, трактирщиков, а именно между бюргерством и судьей в отношении 2:1; защита мира при отчуждении недвижимости; регулирование безнаследного (выморочного) имущества; привилегия размена денег и обмена чужеземной валюты, а главное – право беспошлинной торговли: "Русские, готы, норманны и прочие восточные народы пусть являются в неоднократно названный город и свободно уходят из него без пошлины и торговых поборов"3. Это право способствовало привлечению иностранных купцов в Любек и утверждению его как торгового центра Северной Германии и Европы.
Формат выполненной работы: 1-2 страницы
Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.
Контроль выполнения: проверка конспекта, беседа
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. :Учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.- М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
2. Образовательные сайты Интернет.
3. Грамота германского императора Фридриха I городу Любеку от 19 сентября 1188 г.
4. Никулина Т.С. Император и имперский Любек XII – XVI вв.
Самостоятельная работа № 7
Тем 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов.
Цель: выяснить особенности развития Восточной и Западной цивилизаций. Их взаимное влияние в материальной жизни, науке и культуре.
Содержание работы
Понятие цивилизации:
Цивилизация (от лат. сivilis – гражданский, государственный) – тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Одну цивилизацию от другой отличает, в первую очередь, уровень развития духовной культуры.
Сравнительная характеристика Восточной и Западной цивилизации
Задание 1: расположите все перечисленные ниже признаки Восточной и Западной цивилизаций в нужные графы таблицы в соответствии с предложенными критериями.
Таблица:
Критерии сравнения:
Восточная цивилизация
Западная цивилизация
Культурные традиции
Особенности темперамента
Отношения в обществе
Соотношение власти и собственности
Отношение к государственной власти
Признаки различных типов цивилизаций:
Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни.
Узаконенность и гарантированность частной собственности.
Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник»).
Отсутствие полноценной частной собственности.
Дух здорового индивидуализма.
Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности.
Разделение власти и собственности.
Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
Государство – не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.
Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией.
Самоценность отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу.
Неразделенность собственности и власти (кто у власти, тот и при собственности).
Коллективистские традиции и нормы поведения.
Дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.
Восприятие отдельного человека как «винтика» огромной «машины» общества.
Сильная централизованная власть государства.
Место России в цивилизационном развитии.
Задание 2: прочитайте весь приведенный материал до конца и кратко заполните следующую таблицу, используя тезисы из текста и выражая собственное мнение:
+ (Известная мне информация)
! (Новая информация, раньше не знал)
? (Непонятно, сомневаюсь, есть вопрос)
- (Не согласен, могу оспорить, есть собственное мнение)
Споры о том, к какой цивилизации (восточной или западной) принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше в своем развитии, ведутся давно. В 1840-1850-х гг. дискуссии по этим проблемам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников.
Основные идеи:
Славянофилы
Западники
Западная цивилизация обманула надежды, разрушает человека и идет к упадку
Начатая Петром I европеизация российского общества нарушила органичное развитие доброй старой общинной Руси
У России свой путь – на началах «соборности», любви, братства, смирения и верности православию
В России царят многовековой застой, бездеятельность и невосприимчивость к прогрессу
Пока Святая Русь спит, энергичный Запад благоустраивается и идет к вершинам цивилизации
России следует проснуться и творчески усвоить исторические достижения Западной Европы положительная оценка реформистской деятельности Петра I
В 20-30-х гг. ХХ в. к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство. Его сторонники (в основном, русская эмигрантская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917 г.) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское положение.
Основные идеи евразийства
Сходство со славянофильством
Отличия от славянофильства
Глубокая антипатия к Западу и его идейным поклонникам в России
Корни русской нации не в Киевской Руси, а в евразийской империи Золотой Орды, поэтому восточные славяне едины с татарами, монголами, казахами, бурятами, якутами и другими народами Евразии
Петр I прервал особый путь России и начал европеизацию российской культуры
Сила России не в местном самоуправлении, а в мощном, централизованном, идеократическом государстве
Российский человек, в отличие от западного, не индивидуалист, а коллективист – «симфоническая», «соборная» личность
*Симфонический (от греч. simphonos – созвучный) – основанный на симфонии, т.е. на гармоническом соединении, сочетании множества чего-либо (например, звуков, красок, чувств).
*Идеократия (от греч. idea – представление, идея + kratos – власть) – «власть идеи».
Вывод современных социологов о цивилизационном положении России:
«Как бы то ни было, но именно западная цивилизация сегодня представляет уютный, благоустроенный мир, с высоким благосостоянием тех, кто хочет трудиться, с открытыми границами и все большим уважением прав и свобод человека. Бесперспективность же любого «особого пути» России убедительно доказана ее хроническим отставанием от в целом процветающих западных стран. Разумеется, у российского общества всегда были и останутся свои духовные особенности и неповторимые черты культуры. Но наряду с ними неизбежно и творческое усвоение того эффективного опыта, который выработан и проверен на практике современным цивилизованным Западом. Иначе Россия обречена оставаться «вечно вчерашней».
Норма времени: 1 час
Формат выполненной работы: таблицы
Критерии оценки: правильность выполнения, аккуратность.
Контроль выполнения: проверка таблиц, тест.
Рекомендуемые источники информации:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. :Учебник для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей.- М.: Изд. Центр «Академия», 2011.
13PAGE 15
13PAGE 141415
Заголовок 1Заголовок 6Заголовок 715