План-конспект урока по биологии на тему Строение клеток растений, животных и грибов (5 класс)
Тема урока: « Строение клеток растений, животных и грибов. "Задачи:
Обучающая: изучить строение клеток растений, животных и грибов; выявить общие и отличительные черты в строении их клеток.
Развивающая:
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах. развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
- Воспитывающая: воспитание интереса к познанию живой природы
УУД:
Познавательные умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме ,смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
ЛичностныеУУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД:
-умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; умение работать в парах, группах.
Оснащение урока: учебник, интерактивная доска, элементы для моделирования клетки и построения схемы, карточки с заданиями, рисунки клеток.
Этапы учебного занятия Образовательные задачи Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формы органи-зацииУДД, формирующиеся на данном этапе
1 2 3 4 5 6
1.Организационный момент
1.Актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.Вступительное слово.
Заливистый школьный звонокПозвал опять на урок.Будьте все внимательны,А еще старательны!Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь отметку «пять»!
– Здравствуйте, ребята. Кто готов получать «5»?
Приветствуют учителя
Поднимают руки, кто готов отвечать на 5
Фронт.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: волевая саморегуляция
2.Актуализация знаний, постановка проблемы.
3 . Изучение нового материала
4.Реализация и закрепление изученных способов действий
5.Контроль и самооценка знаний и способов действия
6. Коррекция знаний и способов действий
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
8. Рефлексия
1.Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
2.Мотивация обучающихся к учебному процессу.
Работа по тексту учебника
Работа по тексту учебника с использованием рисунка 2.13
.
Фиксация нового материала в моделировании
Самостоятельное выполнение тестовых заданий
Несколько уроков тому назад мы с вами отправились в путешествие по удивительной стране, вспомните её название, отгадав загадку:
Материи мельчайшая частица-
Меня не видит глаз - так я мала,
Но из меня ведь состоят тела
Растений, человека, зверя ,птицы!
Отгадай кто я?
(Клетка)
Правильно, ребята. Не забудьте поставить 1б. за правильный ответ в «Оценочном листе» ( Приложение « 1)
-Так клетка, кажется мала!
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Страна, полная загадок, которые нам предстоит отгадать. Часть загадок нами уже отгаданы, а другую часть нам ещё предстоит отгадать.
Ребята, у вас на партах лежат элементы для составления схемы (листочки с названиями и стрелки), составьте, пожалуйста, опорную схему «Живые организмы» (Приложение № 2)
Давайте вспомним, строение какой клетки мы изучали на прошлом уроке?
Проверьте свои знания о строении бактериальной клетки, подписав её составные части.(Приложение № 3)
–Строение клеток каких организмов для вас ещё загадка?
Сформулируйте тему урока.
Запишите в тетрадь.
Работа по учебнику(§ 17, стр.46, пункт «Общие черты строения ядерных клеток)
Задание 1: найти черты сходства ядерных клеток.
Сформулируйте вывод, о чём свидетельствуют общие черты в строении ядерных клеток?
Сегодня на нашем уроке вы узнаете, чем различаются клетки растений, животных и грибов.
Прочитайте текст. По ходу чтения составляйте сравнительную таблицу( Приложение № 4)
2 задание. Самостоятельно, на основе анализа содержания текста учебника определите характерные черты клеток растений, животных, грибов.
3 задание. Моделирование клетки: каждая группа представляет свою смоделированную клетку (аппликация.), используя раздаточный материал ( Приложение № 5)
1группа –растительная клетка,
2 группа-животная,
3 группа- грибная.
Ребята, давайте проверим, как хорошо вы усвоили новую тему. Я предлагаю выполнить вам тестовые задания. ( Приложение № 6)
Ребята, а теперь давайте с вами поиграем. (Приложение № 8)
«Найди ошибку». 3 человека (по одному представителю от группы) работают у доски):1.Зарисованы две клетки грибная и животная, под грибной подписано «животная клетка» и наоборот;
2.Зарисованы две клетки растительная и животная, под животной клеткой подписано «растительная клетка» и наоборот;
3.Зарисованы две клетки растительная и грибная, под грибной клеткой подписано «растительная клетка» и наоборот.
Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу в группе по 3-х бальной шкале, а также посчитайте свой результат в «Оценочном листе» и переведите свой первичный бал в отметку за урок.
Домашнее задание( Слайд № )
- Проработать ещё раз материал § 17, ответить на вопросы;
Творческие задания:
- Сделать модель клетки (на выбор), используя любой материал
- Подготовить сообщение « Вирусы - доклеточные организмы»
- Составить 5 тестовых заданий по § 15-17
- Составить кроссворд по теме « Клетка»
Ребята, продолжите предложения, которые подведут итог нашему уроку
Я узнал..Я умею…
У меня есть вопросы..Самооценка знаний обучающихся (Светофор)
Красный – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали затруднения;
Зеленый – Задания были трудными, многое не понял.
Отвечают на вопрос.
Делают отметку в «Оценочном листе»
Составляют схему, проверяют правильность её составления ( по слайду ). Выставляют баллы в «Оценочном листе»
Делают подписи к рисунку «Строение бактериальной клетки».
Выполняют взаимопроверку (по слайду )
Делают отметку в «Оценочном листе»
Записывают тему в тетради
Строение клеток растений. животных,грибов
Работают в тетради, осуществляют самоконтроль, выставляют баллы.
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организуется для учащихся ситуации успешности.
находят необходимую информацию, читают, заполняют таблицу в рабочем листе, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки
Создают модель,
характеризуют её.
Выполняют тестовые задания
Выполняют взаимопроверку (по слайду)
Делают отметку в «Оценочном листе»
Обсуждают задание, находят противоречия, исправляют ошибки, объясняют своё решение.
Дают самооценку учебной деятельности ; подсчитывают сумму баллов и переводят первичный балл в отметку.
Выставляют оценки в дневник.
Записывают домашнее задание
Фронталь-ная работа
Индивид.
Работа в парах
Индивид.
Индиви-дуальная работа
Индиви-дуальная работа
Работа в парах
Индивид.
выступление.
Работа в группах
Индиви-дуальная работа
Работа в группах
Индиви-дуальная работа
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Познавательные:общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь информацию из материала учебника, представить его в сравнительных таблицах.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
Регулятивные: оценивают собственную деятельность
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Приложение № 1
Оценочный лист __________________________________________
№ п/пЗадание Варианты оценивания Самооценка Отметка
1 Загадка 1 б. 2 Составление схемы «Живые организмы» От 1 до 2 б. 3 Строение бактериальной клетки От 1 до 2 б. ( 0,5 б. за одну правильную подпись) 4 Черты сходства клеток эукариот. 2б. 5 Составление сравнительной таблицы От 1 до 3б. 6 Работа в группе От 1 до 3 б. ПОДВОДИМ ПЕРВЫЕ ИТОГИ 14-13 б. – результат отличный – красный сигнал
12 – 9 б. – результат хороший – жёлтый сигнал
8 – 5 б. – результат неплохой, но следует ещё проработать материал - зелёный
7 * Выполнение тестовых заданий «5» - 6 -5,5 б.
«4» - 5 – 4 б.
«3» - 3,5 -2,5 Приложение № 2
Живые организмы
Животные
Эукариоты
Прокариоты
Бактерии
Грибы
Растения
↓ ↓ ↓ ↓Приложение № 3
Приложение № 4
Сравнительная таблица
Особенности строения клеток растений, животных и грибов
Признак Клетка
Растений Грибов Животных
Клеточная оболочка, её состав Пластиды Вакуоли Запасные питательные вещества Приложение № 6
Тестовые задания
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1
( с выбором одного правильного ответа; каждый правильный ответ – 0,5 б.)
1.Какая клеточная структура имеется только у растений?
А) клеточная мембрана Б) хлоропласты В) ядро Г) вакуоли
2.Хлоропласты есть в клетках:
А) Тела кузнечика Б) кисломолочных бактерий
В) Листьях берёзы Г) Бледной поганки
3.Вакуоли отсутствуют в клетках
А) грибов Б) растений В) животных
4. Нет клеточной оболочки у
А) грибов Б) растений В) животных
5. Клеточную оболочку из хитина имеют
А) грибы Б) растения В) животные
6. Ядро отсутствует в клетках
А) Тела дождевого червя Б) бактерий сибирской язвы
В) корня одуванчика Г) мухомора
7. К организмам прокариотам относится
А) тигр Б) тюльпан В) клубеньковые бактерии Г) белый гриб
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ( по 0,5 б. за правильно вставленное слово)
Заполните пропуски в тексте.
Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи она покрыта бесцветной, прозрачной и очень прочной __________ __________(А)
Под ней, внутри клетки, находится бесцветное полужидкое– это ___________(Б)
В центре клетки располагается __________(В), в котором находятся хромосомы, в которых хранится наследственная информация.
Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид, которые называются ___________(Г).
В цитоплазме растительной клетки имеются прозрачные пузырьки - ___________(Д), которые заполнены клеточным соком.