Конспект урока с раздаточным материалом по химии на тему Распознавание солей, находящихся в растворе , с помощью гидролиза и качественных реакций ионов

исследование.
Распознание солей, находящихся в растворе с помощью гидролиза и качественных реакций ионов.
Цель: экспериментальным путём определить состав выданных растворов солей.
Задачи: опираясь на:
знание учащимися:
1). поведения электролитов в растворе; 5). признаков химических реакций;
2). качественных реакций ионов; 6). условий протекания реакций
3). понятия гидролиза солей; обмена до конца;
4). понятия амфотерности; 7). Поведения индикаторов в разных средах;
имеющиеся у учащихся:
1). навыки работы с простейшим лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
2). умение составлять и уравнивать схемы химических превращений;

развить знания о химических свойствах солей и усовершенствовать навыки лабораторных умений.
пробудить интерес к исследовательской работе и научить анализу и систематизации полученных знаний.

План урока:
введение: постановка цели урока;
проведение текущего инструктажа;
переход к работе в группах по определению состава выданных образцов растворов.
теоретический анализ состава солей
выбор путей их определения
выполнение практической части работы
оформление отчёта
подведение итогов групповой работы: заслушивание отчётов о проделанной работе с их одновременной демонстрацией на проекторе.
обобщение выработанных путей решения проблемы распознавания солей с помощью гидролиза и качественных реакций ионов.
рефлексия: выполнение теста - определителя солей.
подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

Система оценивания работы группы:
анализ - 5 баллов;
техника выполнения – 5 баллов;
составление отчёта – 5 баллов;
грамотность записи уравнений реакций – 5 баллов;
презентация отчёта о проделанной работе – 5 баллов.
1 группа

Цель: экспериментальным путём определить образцы выданных растворов солей.
распознать с помощью химических реакций растворы:
карбоната натрия – Na2CO3;
хлорида натрия – NaCl;
ацетата натрия –CH3COONa.
Оборудование:
3 пронумерованные пробирки с исследуемыми растворами;
5 чистых пробирок.
Метилоранж, раствор соляной кислоты (HCl).

Задание:
Провести теоретический анализ состава выданных образцов:
с точки зрения гидролиза. Результаты занести в таблицу
(тип соли отметить Х, среду написать словами)

Тип соли

Соль
Соль сильного основания и сильной кислоты
Соль сильного основания и слабой кислоты
Соль слабого основания и сильной кислоты
Соль слабого основания и слабой кислоты
Среда выданного раствора


карбонат натрия
Na2CO3








хлорид натрия NaCl








ацетат натрия CH3COONa







Среда раствора
Нейтральная
Щелочная
Кислая
~ Нейтральная



Записать уравнения гидролиза

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_____________________________________
_______________________________________________________________________________

с точки зрения качественных реакций ионов (оценить, достаточно ли испытания растворов индикатором для идентификации или нет).
Если нет: привести (записать) уравнения качественных реакций.

____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Выполнить экспериментальную часть работы:
провести экспериментальное исследование выданных образцов с помощью индикатора.
если необходимо, то с неопределёнными растворами солей провести качественные реакции ионов.
Результаты занести в таблицу


Наблюдения и выводы


1
2
3


Метилоранж






Среда






Возможная формула






Какая соль не определилась






Реактив для качественной реакции






Окончательный вывод














Сделать вывод о целесообразности последовательности действий при определении состава солей, находящихся в растворе.



2 группа


Цель: экспериментальным путём определить образцы выданных растворов солей.
распознать с помощью химических реакций растворы:
сульфата алюминия – Al2(SO4)3;
сульфата натрия – Na2SO4;
сульфата магния – MgSO4.
Оборудование:
3 пронумерованные пробирки с исследуемыми растворами;
5 чистых пробирок.
Метилоранж, раствор гидроксида натрия (NaOH).

Задание:
Провести теоретический анализ состава выданных образцов:
с точки зрения гидролиза. Результаты занести в таблицу
(тип соли отметить Х, среду написать словами)

Тип соли

Соль
Соль сильного основания и сильной кислоты
Соль сильного основания и слабой кислоты
Соль слабого основания и сильной кислоты
Соль слабого основания и слабой кислоты
Среда выданного раствора


сульфат алюминия Al2(SO4)3








сульфат натрия Na2SO4








сульфат магния MgSO4







Среда раствора
Нейтральная
Щелочная
Кислая
~ Нейтральная



Записать уравнения гидролиза

_________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·с точки зрения качественных реакций ионов (оценить, достаточно ли испытания растворов индикатором для идентификации или нет).
Если нет: привести (записать) уравнения качественных реакций.
____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

Выполнить экспериментальную часть работы:
провести экспериментальное исследование выданных образцов с помощью индикатора.
если необходимо, то с неопределёнными растворами солей провести качественные реакции ионов.
Результаты занести в таблицу

Наблюдения и выводы


1
2
3


Метилоранж






Среда






Возможная формула






Какая соль не определилась






Реактив для качественной реакции






Окончательный вывод














Сделать вывод о целесообразности последовательности действий при определении состава солей, находящихся в растворе.


3 группа


Цель: экспериментальным путём определить образцы выданных растворов солей.
распознать с помощью химических реакций растворы:
нитрата серебра – AgNO3;
нитрата натрия – NaNO3;
нитрата магния – Mg(NO3)2.
Оборудование:
3 пронумерованные пробирки с исследуемыми растворами;
5 чистых пробирок.
Метилоранж, раствор хлорида натрия (NaCl).

Задание:
Провести теоретический анализ состава выданных образцов:
с точки зрения гидролиза. Результаты занести в таблицу
(тип соли отметить Х, среду написать словами)

Тип соли

Соль
Соль сильного основания и сильной кислоты
Соль сильного основания и слабой кислоты
Соль слабого основания и сильной кислоты
Соль слабого основания и слабой кислоты
Среда выданного раствора


нитрат серебра AgNO3








нитрат натрия NaNO3








нитрат магния Mg(NO3)2







Среда раствора
Нейтральная
Щелочная
Кислая
~ Нейтральная



Записать уравнения гидролиза

_______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·____________________________________________________
_______________________________________________________________________________

с точки зрения качественных реакций ионов (оценить, достаточно ли испытания растворов индикатором для идентификации или нет).
Если нет: привести (записать) уравнения качественных реакций.

____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________
·_______________________________________________


Выполнить экспериментальную часть работы:
провести экспериментальное исследование выданных образцов с помощью индикатора.
если необходимо, то с неопределёнными растворами солей провести качественные реакции ионов.
Результаты занести в таблицу

Наблюдения и выводы


1
2
3


Метилоранж






Среда






Возможная формула






Какая соль не определилась






Реактив для качественной реакции






Окончательный вывод














Сделать вывод о целесообразности последовательности действий при определении состава солей, находящихся в растворе.
4 группа


Цель: экспериментальным путём определить образцы выданных растворов солей.
распознать с помощью химических реакций растворы:
нитрата бария – Ba(NO3)2;
нитрата калия – KNO3;
нитрата цинка – Zn(NO3)2.
Оборудование:
3 пронумерованные пробирки с исследуемыми растворами;
5 чистых пробирок.
Метилоранж, раствор сульфата натрия (Na2SO4).

Задание:
Провести теоретический анализ состава выданных образцов:
с точки зрения гидролиза. Результаты занести в таблицу
(тип соли отметить Х, среду написать словами)

Тип соли

Соль
Соль сильного основания и сильной кислоты
Соль сильного основания и слабой кислоты
Соль слабого основания и сильной кислоты
Соль слабого основания и слабой кислоты
Среда выданного раствора


нитрат бария Ba(NO3)2








нитрат калия KNO3








нитрат цинка Zn(NO3)2







Среда раствора
Нейтральная
Щелочная
Кислая
~ Нейтральная



Записать уравнения гидролиза

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

с точки зрения качественных реакций ионов (оценить, достаточно ли испытания растворов индикатором для идентификации или нет).
Если нет: привести (записать) уравнения качественных реакций.

____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________


Выполнить экспериментальную часть работы:
провести экспериментальное исследование выданных образцов с помощью индикатора.
если необходимо, то с неопределёнными растворами солей провести качественные реакции ионов.
Результаты занести в таблицу

Наблюдения и выводы


1
2
3


Метилоранж






Среда






Возможная формула






Какая соль не определилась






Реактив для качественной реакции






Окончательный вывод














Сделать вывод о целесообразности последовательности действий при определении состава солей, находящихся в растворе.
5 группа


Цель: экспериментальным путём определить образцы выданных растворов солей.
распознать с помощью химических реакций растворы:
cульфита натрия – Na2SO3;
хлорида магния – MgCl2;
хлорида цинка – ZnCl2.
Оборудование:
3 пронумерованные пробирки с исследуемыми растворами;
5 чистых пробирок.
Метилоранж, раствор гидроксида натрия (NaOH).

Задание:
Провести теоретический анализ состава выданных образцов:
с точки зрения гидролиза. Результаты занести в таблицу
(тип соли отметить Х, среду написать словами)

Тип соли

Соль
Соль сильного основания и сильной кислоты
Соль сильного основания и слабой кислоты
Соль слабого основания и сильной кислоты
Соль слабого основания и слабой кислоты
Среда выданного раствора


cульфит натрия Na2SO3








хлорида магния MgCl2








хлорида цинка ZnCl2







Среда раствора
Нейтральная
Щелочная
Кислая
~ Нейтральная



Записать уравнения гидролиза

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

с точки зрения качественных реакций ионов (оценить, достаточно ли испытания растворов индикатором для идентификации или нет).
Если нет: привести (записать) уравнения качественных реакций.

____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________


Выполнить экспериментальную часть работы:
провести экспериментальное исследование выданных образцов с помощью индикатора.
если необходимо, то с неопределёнными растворами солей провести качественные реакции ионов.
Результаты занести в таблицу

Наблюдения и выводы


1
2
3


Метилоранж






Среда






Возможная формула






Какая соль не определилась






Реактив для качественной реакции






Окончательный вывод














Сделать вывод о целесообразности последовательности действий при определении состава солей, находящихся в растворе.

Рефлексия

Соль
Сульфид калия K2S
Сульфат калия K2SO4
нитрат калия KNO3


Тип соли






Среда раствора





Цвет метилоранжа в растворе соли





Какие соли не определены





Качественный реактив (указать возможную формулу)





Окончательный вывод








Соль
Сульфид калия K2S
Сульфат калия K2SO4
нитрат калия KNO3


Тип соли






Среда раствора





Цвет метилоранжа в растворе соли





Какие соли не определены





Качественный реактив (указать возможную формулу)





Окончательный вывод







Соль
Сульфид калия K2S
Сульфат калия K2SO4
нитрат калия KNO3


Тип соли






Среда раствора





Цвет метилоранжа в растворе соли





Какие соли не определены





Качественный реактив (указать возможную формулу)





Окончательный вывод







Текущий инструктаж

Во время проведения лабораторных опытов не вставать, не класть на парту лишние предметы.
Строго следовать инструкции по выполнению работы.
Работу проводить над лабораторным подносом.
Использовать для проведения опытов чистую небитую посуду.
Использовать небольшие порции веществ (не более 1мл=1см3)
Не проводить опыты в посуде с исследуемым образцом: отливать пробы в предварительно помеченные маркером пробирки.
По окончании работы сдать рабочее место учителю.
15