Тема: «Изменение имен прилагательных по родам и числам».


08.04 русский язык 3 «а» класс Джабраилова Р.З.
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам и числам».
Цели:
создать условия для групповой работы при объяснении нового материала;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
формировать умение определять род и число прилагательных;
развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, карта путешествия, разноуровневые карточки, задания для творческой работы на карточках, карточки для письма по памяти (разрезанные строки стихотворения), маршрутные листы для учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
– Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке:Книжка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия.
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правильно, имя прилагательное)  .– Вы уже поняли, что на уроке мы будем работать в группах. А так как мы путешественники, то работать мы будем с маршрутными листами, и по ходу урока будете вести свои маршрутные листы.
– Назовите критерии устной работы:
– активность– актуальность– быть дружными– уметь в группе договориться
– Назовите критерии письменной работы:
– аккуратность– правильность– осанка
2. Минутка чистописания – Чтобы подняться на наш корабль, надо построить мостик (трап)[1] из букв и слогов и вставить подходящие по смыслу слова в текст.(Учащиеся работают на маршрутном листе)
НННН
НО, НА, НУ, НЫ, НИ, НЕ, НЯ, НЕ
Погода стояла ____________. Мы сели на ___________ парусник. Вокруг было __________ море.
Нас ждали ____________ приключения.
(синее, ясная, интересные, красивый)
3. Целеполагание
– Чем интересны слова, из которых вы выстроили мостик? (это имена прилагательные).
– Как вы догадались? (Отвечают на вопросы, обозначают признаки предметов).
– Что мы уже знаем о прилагательном? 
– самостоятельная часть речи– обозначает признаки предметов– отвечает на вопросы:Какой?Какая?Какое?Какие?
– Как вы думаете, мы уже все знаем об этой части речи?
– Что еще нам предстоит узнать? (как изменяется, как пишется, какую роль играет в речи?)
– Сформулируйте цели урока .4. Работа по теме урока
– Прямо по курсу старая крепость. Чтобы не сесть на мель около нее, необходимо выполнить следующее задание: Прочитайте стихотворение на слайде :Голубое небо, речка голубая,Голубой дымок на берегу.Белые кувшинки, белых чаек стаи,Белые березки на лугу.Красное на ветке яблоко тугое,Красные от красных зорь края.Поле золотое, солнце золотое,Золотая Родина моя. (И. Беляков)
– Что заметили интересного? (Одно и то же прилагательное в разных формах.)
– От чего зависит форма прилагательного? (В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное)
– Почему прилагательное согласуется с существительным? (Потому что прилагательное обозначает признак предмета).
– Как же изменяются прилагательные? (По родам и числам).
– Давайте заполним сравнительную таблицу на слайде.
Изменяются По родам По числам
Имя существительное - +
Имя прилагательное + +
– Как можно назвать таблицу? (Изменение существительных и прилагательных по родам и числам).
5. Дифференцированная работа (в группе).
1 группа.
Составьте сложные имена прилагательные и подберите к ним имена существительные трех родов и множественного числа.Предмет, имеющий форму шара.Человек, стремящийся все знать.Человек, который ходит босиком.
2 группа.
К данным существительным подбери имена прилагательные и напиши.
Повидло –Путь – Туфля –Прорубь – Фасоль – Тюль –Полотенце –Фамилия –Картофель –Кофе –
3 группа.
Подберите к данным прилагательным существительные, подходящие по смыслу. Определи род прилагательных.
Яркое, ласковое, весеннее ____________.Изумрудная, шелковистая, мягкая _______.Высокий, стройный, красивый _________.Мягкий, теплый, пушистый __________.Дальняя, трудная, незнакомая __________.Смешной, забавный, короткий ________.Проверка на слайдах.
6. Физкультминутка
7. Беседа о роли имен прилагательных
– Мы приблизились к последнему испытанию.
– Какую еще цель мы ставили в начале пути? (Определить роль имен прилагательных в речи).
– Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные. (Инсценируют дети)
Очень занимательное –Имя прилагательноеТрудно будет без негоЕсли пропадет оно.Ну, представь-ка себе это!Как без признаков предметаБудем спорить, говоритьВеселиться и шутитьЧто тогда получиться?Стоит разве мучиться?Не скажем мы “прекрасное”Не скажем “безобразное”Не скажем маме милаяКрасивая, любимая.Отцу, и брату, и сестреНе сможем говорить нигдеЭти замечательныеПри-ла-га-тель-ные.Чтобы все отличным сталоРазных признаков немалоБудем всюду замечатьИ к месту в речиИх вставлять!
– Зачем же нужны имена прилагательные в речи? (Чтобы украшать нашу речь).
8. Работа с учебниками.
9. Рефлексия. Итог урока
– Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия.
Оцените свою работу.
– Что нового узнали во время путешествия?
– Достигли мы поставленных целей во время путешествия?
10. Домашнее задание