Конспект урока по музыке в 6 классе по программе Е.Д. Критской, раздел 1 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки». Тема: «Завораживающий мистер джаз».
Конспект урока по музыке в 6 классе по программе Е.Д. Критской, раздел 1 «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
Тема: «Завораживающий мистер джаз».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из стилей 20-го века.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся со стилем «джаз», с композитором и исполнителями джазовой музыки, выделить черты характерные для этого стиля.
Развивающая: развивать музыкальные способности: интонационный слух, вокальные навыки, чувство ритма, музыкальную память; развивать воображение, фантазии, речи.
Воспитывающая: воспитывать музыкальный вкус у учащихся, прививать интерес к музыкальному искусству.
Универсальные учебные действия:
Личностные: учить слушать и понимать музыку разных стилей, повысить мотивацию собственных знаний.
Познавательные: уметь анализировать синтезировать новые знания, учиться доказывать свои суждения.
Коммуникативные: уметь вступать в диалог, учиться работать в группе (в хоре, при вокально-хоровой работе).
Регулятивные: уметь высказывать своё предположение, уметь оценивать свои действия.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Вид (форма) урока: путешествие.
Методы: словесный, наглядный, поисковый, метод обобщения, метод эмоционального воздействия.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, слушание, пение.
Средства: ресурсы мультимедиа, фортепиано.
Ход урока:
(ЗВУЧИТ: «Мелодия» Аннона Рубинштейна, можно показать портрет композитора)
(1829 – 1894)
УЧИТЕЛЬ: жаркий летний день 1904 года. 125-я улица Гарлема района негритянской бедноты запружен людьми. Откуда-то из магазина доносится звуки автоматического фортепиано. Не обращая внимания на прохожих, застыл превратившийся в слух, босоногий шестилетний мальчишка. «Мелодия» Антона Рубинштейна, записанная в модной манере регтайма, овладела всем его существом.
В этой встрече Гершвина-ребенка с классической музыкой приправленной острыми синкопами, было нечто символическое. Всю жизнь его буду привлекать Бродвей и Карнеги-холл, Голливуд, Метрополитен-опера. До Гершвина тоже писали танцевальную музыку наряду с симфониями и операми. Однако для многих композиторов она была чем-то, второстепенным. Но Джордж Гершвин был убежден, любой жанр – эстрадная песня, танец, концерт для фортепиано с оркестром, киномузыка, опера, мюзикл – достоин серьезного внимания художника. И в каждом из этих жанров американский композитор создал шедевры. (показ портрета Дж. Гершвина)
(1898 – 1937)
Прежде чем говорить о творчестве композитора, познакомимся с его биографией.
(ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ ЗАРАНЕЕ ПОЛУЧИЛИ ЗАДАНИЕ ОТ УЧИТЕЛЯ).
Итак, юный Гершвин угодил в один из самых жарких цехов песенного производства. Напоминаю, что к легкой музыке, а песня относится к жанру легкой музыки, Гершвин подходил с меркой высокого искусства.
20-е годы – начало признания таланта Гершвина. Его песни исполняются на лучших сценах. ЗАЧИТАТЬ: «Он разнообразил их контрастными ритмами, паузами, акцентами, контрапунктами Это начало утонченного джаза». Таково было мнение музыкальных критиков.
(показать портрет Джорджа с его братом)
В 1924 году брат Айра показал Джорджу свежий номер «Нью-Йорк гералд трибюн», где сообщалось, что в скором времени в Нью-Йорке состоится концерт, который позволит определить, «что есть американская музыка». В жюри входили ведущие музыканты (среди них – Сергей Рахманинов). Назывались некоторые имена будущих участников концерта, в их числе имя Дж.Гершвина.
Джордж решил, что это ошибка. Оказалось, что всё верно, и композитор должен был представить на конкурс своё новое произведение. Джордж назвал его «Американская рапсодия». Однако, всем известное название этой музыки дал Айра, побывавший перед этим на выставке в музее искусства, где демонстрировались работы Джеймса Уистлера «Ноктюрн в голубом и сером», «Композиция в сером и зелёном». (показать портрет художника, а затем его работы)
Портрет Джеймса Уистлера. (1834 – 1903)
«Симфония в сером и зелёном»
«Гармония в голубом и серебряном»
«Ноктюрн в сером и зелёном».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СЛУШАНИЕ: «Рапсодия в блюзовых тонах».
ЗАДАНИЕ: подобрать название для этого произведения. (После прослушивания следует БЕСЕДА о названии, характере произведения)
Услышав музыку брата, Айра предложил назвать её «Рапсодия в блюзовых тонах». Получилось как нельзя лучше. Ведь слово «БЛЮЗ», в английском языке, имеет несколько значений (можно задать вопрос детям: КАКИЕ это значения? Ответ: это лирическая песня, а так же значение цвета – голубой).
12 февраля 1924 г. на концерте, афишированном как «эксперимент в современной музыке», собрались звёзды джаза и музыкальной комедии, выдающиеся критики и музыканты: Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Вальтер Дамрош. В переполненном зале было душно и жарко. Кое-кто потянулся к выходу Когда за рояль сел Джордж Гершвин, первые звуки сразу же наэлектризовали зал. Уайтмэн дирижировал, не замечая, что по его щекам катятся слёзы восторга. А потом раздались овации.
«Рапсодия» получилась динамичная, текучая, не поддающаяся строгим правилам, частая смена темпов, оттенков, свободная игра мотивов, ритмов. «Утончённость и мечтательность, вот то новое, что внёс Гершвин в джазовую музыку» писали музыкальные критики.
СЛУШАНИЕ: звучит «Колыбельная Клары» («Summertime») из джаз-оперы «Порги и Бесс»
Клара – одна из героинь оперы, жена рыбака Джейка.
ВОПРОС: Кто может назвать это произведение?
Премьера, первой в истории США национальной оперы «Порги и Бесс», состоялась в Бостоне в 1935 году. Гершвин к этому времени уже написал свои знаменитые произведения в симфоническом жанре «Рапсодия в блюзовых тонах», сюита «Американец в Париже», «Концерт для фортепиано с оркестром». Но его огромная популярность сосредоточилась на мелодичных эстрадных песенках. Он написал их более 300, которые постоянно звучали по радио, с киноэкрана и на театральных подмостках Бродвея.
«Колыбельная Клары» («Summertime»), чудеснейшая мелодия, несомненно, входящую в десятку лучших мелодий сочинённых в 20-м веке. В музыке колыбельной чувствуется черты блюза придающие ей меланхолический и чувственный характер. На протяжении последних 65-ти лет являются любимой темой для джазовых импровизаций. Предлагаю прослушать её ещё раз в исполнении Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.
СЛУШАНИЕ и ОБСУЖДЕНИЕ иной (джазовой) манеры исполнения (особенно у Л. Армстронга), средств выразительности, особенностей стиля
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА: «Хлопай в такт» («Clap your hands»), муз. Дж. Гершвина. (поэтапная работа над песней)
ФИНАЛ УРОКА:
Историю развития джаза можно изучать очень долго. СВИНГ, НОВООРЛЕАНСКИЙ ДЖАЗ, КУЛ ДЖАЗ, ЭЙСИД ДЖАЗ, ПРОГРЕССИВ ДЖАЗ, БИ-БОБ – и ещё много других направлений джаза. Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. Мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур. Современный джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В связи с этим, я предлагаю разделиться вам на несколько групп и к следующему уроку представить одно из направлений джаза. Т.е. подготовить – мини проект.