Вариант ЕГЭ №5 для самостоятельного выполнения к 02.03.17г.


Вариант №5 ЕГЭ по русскому языку 2017г.
Начало формы
Часть №1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, <...> удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.
1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.
2) Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.
3) Гены, которые кодируют интерферон – важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.
4) С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.
5) Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.
2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложениитекста? Выпишите это слово (сочетание слов).
хотя
лишь бы
несмотря на это,
например,
во-вторых,
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сов. 
1) кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.
2) кого-что.Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью. Обеспеченная старость.
3) что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.
4) кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
на тОртеопломбировАтьпросверлИтлыжнЯдосУха5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.
Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.
Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.
Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.
В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.
6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 
килограмм ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕязыки ПЛАМЕНИ
7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. неправильное употребление формы существительного с предлогом
В. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г. неправильное построение предложения с косвенной речью
Д. ошибка в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.
Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.
Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.
Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.
С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его «Историческую грамматику русского языка».
В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
8Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 
к..ричневыйобр..млённыйпрот..ретьут..шениераскр..снеться9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
вз..ерошить, порт..ера
непр..взойдённый, сопр..частность
бе..жалостность, в..тревожиться
непр..будный, нед..варить
раз..грать, фин..нспектор10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
удоста..вавшийнасмешл..вый
накрахмал..вшийзатм..ватьвладыч..ца11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
се..щий (с утра дождь)
(орехи хорошо) кол..тсямысл..щий (человек)
(туманы) стел..тся(флаги) ре..т
12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Окно на кухне было (не) занавешено.
Было тихо, (не) жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.
(Не) исследованные геологами районы весьма перспективны.
Клементьев ушёл, (не) ответив на наши вопросы.
Сестра сообщила далеко (не) радостные новости.
13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сашка сказал, что обещал родителям Кати доставить её домой (ДО)ТЕМНА.
Человек десять студентов, ТО(ЖЕ) в кожаных перчатках, легко, БУД(ТО) танцуя, передвигались по залу.
Мать ругала его[Кирилку] (ЗА)ТО), что он вчера вернулся поздно и ГДЕ(ТО) перемазал в смоле рубаху.
Со стадиона ребята возвращались (В)ОДИНОЧКУ и (ПО)ДВОЕ.
ЧТО(БЫ) далеко не ходить, Сашук пристраивается ТУТ(ЖЕ у крылечка.
14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Вскоре начался дождь, и ребята вынужде(1)ы были прекратить испытывать технику, созда(2)ую собстве(3)ыми руками.
15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Машина резко тронулась с места сделала круг на площади перед зданием и выехала на городские улицы.
2) Владимир Сергеевич сделал короткий звонок по мобильному телефону и попросил водителя сходить за пакетом в отдел электроники и бытовой техники этого центра.
3) При отцовской поддержке старший сын с лёгкостью управлял в равной степени и автопоездом и микроавтобусом и семейным минивеном.
4) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
5) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.
17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.
19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды...
(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?
(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».
(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.
(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.
«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.
(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.
(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.
(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.(По Н. Долининой*)
* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.
20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.
2) Любовь не каждому человеку под силу.
3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.
4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.
5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.
21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–4 представлено повествование.
2) В предложениях 9–10 представлено описание.
3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.
4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.
5) Предложения 21–23 содержится рассуждение.
22Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).
23Среди предложений 14–20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения. 
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
24«В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди». 
Список терминов:
1) парцелляция
2) диалог
3) восклицательные предложения
4) фразеологизм
5) вопросительные предложения
6) цитирование
7) сравнение
8) синонимы
9) ряды однородных членов предложения
Конец формы