Клеточное строение организма.Ядро,цитоплазма, оболочка — основные части клетки.
Разработка урока по природоведению в 5 классе на тему:
«Клеточное строение организма. Ядро, оболочка, цитоплазма – главные части клетки».
Цель: сформировать представление о строении клетки;
«Ты сам, несомненно признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем. М.В.Ломоносов О чем говорил Ломоносов ? (О клетке)
Оборудование: таблицы, учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся
-Назовите имя ученого, впервые ввевшего понятие «клетка».(Гук)
-Как зовут ученого, который изобрел первый в мире микроскоп?(Галилей)
-Назовите имя ученого, открывшего красные кровяные тельца(Левенгук)
- Какие увеличительные приборы вы знаете? ( лупа, микроскоп)
- Что означает слово микроскоп? (видеть малое)
-Кто привез микроскоп в Россию? ( Петр первый)
-Какие виды микроскопов вы знаете? ( световой, электронный)
- Перечислите части микроскопа?(объектив, окуляр, тубус, винт, зеркало, штатив, предметный столик)
3. Изучение нового материала
- Понятие о цитологии, ее задачи. ( записывают в тетрадь)
Цитология – наука о клетке, изучающая строение, функции, эволюцию клеток.
Задачи: - изучать строение клетки;
- изучение химического состава клетки, функции клеток;
- исследовать процессы размножения клеток.
- Понятие клетки ( записывают в тетрадь)
КЛЕТКА – элементарная наименьшая частица живого, обладающая всеми признаками организма: рост, развитие, размножение, обмен веществом и энергией, реакция на изменения).1831 год – Роберт Броун – открыл ядро- важнейшую часть клетки.
1834 год – ученый Горянинов , что все растения и животные состоят из соединенных между собой клеток.
1858 год – Рудольф Вихров доказал, что клетки возникают из клеток путем размножения.
→ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ-состоят из одной клетки
ОРГАНИЗМЫ
→ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ – состоят из большого
Количества клеток
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ( работа с учебником стр. 161 и табл, записывают в тетрадь понятия).
ЯДРО – важнейшая часть клетки, содержит наследственную информацию.
ЦИТОПЛАЗМА – заполняет большую часть клетки.
ОБОЛОЧКА – клеточная мембрана, служит защитой, активно участвует в регуляции обмена веществ, проводит воздух и питательные вещества, удаляет продукты распада.
Зарисовывают в тетради строение клетки.
Классификация клеток: по форме, по размерам, по роли.
Свойства клетки: рост, развитие, размножение, питание, раздражимость.
4.Закрепление нового материала (работа в тетради, обмениваются работами и проводят прверку)
Какие утверждения верны ( да-нет)
- Клетка – основная единица строения всех живых организмов (ДА)
- Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клетки (ДА)
- Живые клетки только питаются (НЕТ)
- Организмы состоят из клеток (ДА)
- Ядро активно участвует в обмене веществ клетки (НЕТ)
- Цитоплазма содержит наследственную информацию (НЕТ)
- Самый сильный увеличительный прибор – микроскоп (ДА)
- Цитология- наука о клетке (ДА)
- Ядро клетки открыл Роберт Браун (ДА)
- К свойствам клетки можно отнести: рост, развитие, питание, размножение, раздражимость (ДА) ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ №4, 5 стр.162
5. Домашнее задание: выучить записи в тетради,
Чит. Стр. 161-162