Эссе Я-учитель (для конкурса Учитель года — 2016)
«Что может дать учитель своим ученикам,
кроме капли тепла? И что может быть больше этого?»
Я – учитель… Никогда бы не подумала. Я – филолог, я – переводчик, я – экономист, - да. Я – учитель? Что вы…
Еще со средней школы я знала, что свяжу свою жизнь с иностранными языками. Я грезила Лондоном, Тауэром, Букингемским дворцом и мысленно представляла себя здоровающейся по всем правилам этикета с Королевой. Я видела себя переводчиком президента на официальном приеме в Кремле. Ну, хорошо, как минимум служащим Министерства иностранных дел. Школа? Нет, спасибо. Учитель? Да вы за кого меня принимаете?
Так сложилось, к сожалению, что профессией учителя в наше время хвастаться особо не приходится. Студенты языковых вузов в большинстве своем при выборе дальнейшего профессионального развития ставят профессию школьного учителя в лучшем случае на последнее место, «если уж никуда больше не возьмут», или, в худшем случае, не рассматривают ее как потенциальную вообще. И я не была исключением. Для меня, как и для большинства, профессия учителя ассоциировалась с мизерными зарплатами, невоспитанными детьми и неуважающими родителями и обществом.
Но вот я здесь. И знаете что? Мне нравится. Нет, не так – я обожаю свою работу! Размышляя о своем будущем, я боялась одного – что мне будет ненавистно вставать рано каждое утро, заставлять себя идти на нелюбимую работу и мучительно, считая минуты, дожидаться конца рабочего дня. Для меня это было, да и остается до сих пор, самым страшным в профессиональной деятельности человека. И сейчас, по прошествии трех лет моей работы в школе, я с восторгом осознаю, что у меня не было ни одного такого утра и такого дня. Многое было, были и разочарования, сложности, непонимание, разногласия. Было страшно, больно, несправедливо. Бывало, что я чувствовала себя бессильной, никчемной, не предназначенной для этой профессии, не побоюсь этого слова, бездарной!
А бывали моменты, когда мне говорили, что у меня горят глаза после очередного проведенного урока. Когда, пообщавшись со своим классом, я потом некоторое время после их ухода замечала, что сижу и улыбаюсь без видимой на то причины. Когда я видела глаза своих ребят, выигравших очередной конкурс, меня захлестывали эмоции, и просто хотелось кричать от восторга. Когда после долгого, трудного и напряженного дня я, вместо того, чтобы валиться с ног от усталости, чувствовала такой душевный подъем, что готова была горы свернуть. Такие моменты дорогого стоят, и именно ради таких моментов я здесь.
Когда меня спрашивают, каким, по моему мнению, должен быть учитель, я всегда немного теряюсь и, слегка помолчав, отвечаю – «Он должен быть настоящим». Естественно, я не имею в виду картонную фигуру или достижения последних десятилетий в области робототехники. Под словом «настоящий» я понимаю человека открытого, без тени фальши. Дети мгновенно чувствуют неискренность. Если учитель всем хорош – умен, воспитан, компетентен, с наличием всевозможных грамот и дипломов, но неискренен с детьми – он никогда не сможет заслужить их любовь. А детей нужно любить. Только так, отдавая всего себя, ты можешь получить что-то взамен. Только так, достучавшись до детских сердец, ты сможешь вложить в них то, что хочешь. И это не только знания определенного предмета, нет. Это те знания, навыки, что позволят детям не потеряться в мире взрослых. Это то, что будет помогать им найти свой путь, служить им путеводной звездой.
Школа – это не просто место, где детей учат умножать цифры и отличать ямб от хорея. Школа готовит детей к взрослой жизни, к внешнему миру. А мир жесток, и нам необходимо научить детей справляться с жизненными трудностями, с достоинством выходить из самых сложных ситуаций и всегда, при любых обстоятельствах, оставаться людьми, человечными, гуманными. Вот для чего школа, вот для чего учителя.
Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Я не могу их подвести. Я буду совершенствоваться, я буду развиваться. Я стану тем учителем, каким они хотят меня видеть. Я дам им столько знаний, сколько они смогут взять и еще чуточку больше. Я не расплескаю, не растеряю того доверия, которое они так щедро дарят мне. Они верят в меня, а я верю в них.