Конспект урока по русскому языку Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа»
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода
с основой на шипящий звук
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД
Цель урока: Обеспечить условия для формирования умения распознавать и правильно писать слова – названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Задачи урока: - образовательная:
познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;
- развивающая:
развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
развитие внимания, зрительной памяти учащихся при работе со словарями;
- воспитывающая:
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку;
Планируемые результаты:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации из словаря;
- применение и представление информации.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- определять общую цель и пути ее достижения.
ХОД УРОКА.
I. Орг. момент. (слайд 1)
Прозвенел звонок.Начинается урок .Наши ушки на макушке,Глазки широко раскрыты .Слушаем , запоминаем,Ни минуты не теряем!
Садитесь.
- Записываем число, классная работа
2.Минутка чистописания.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями.
- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На “отлично” напишу.
- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).
- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
3.Постановка темы и целей урока.
Сегодня, ребята, мы будем продолжать учиться открывать для себя новые знания. Откройте учебник. Сформулируйте, о чём мы будем говорить на уроке, тему урока.
Что вы знаете о словах, которые обозначают название предмета?
Как мы определяем род у слов, обозначающих название –предметов?
Какие знаем шипящие звуки?
Приведите примеры слов – названий предметов, с основой на шипящий звук.
Обратите внимание на доску, вы видите картинки, точно такие же есть у вас в учебнике.
Подумайте, какое задание можете предложить по ним?
( Найти слова – названия предметов с основой на мягкий знак, определить род.Ёж –м.р., шалаш – м.р., камыш- м.р., ландыш – м.р., мышь – ж.р., ночь- ж.р., печь – ж.р.)
Посмотрите на запись слов, которые вы назвали?
Что заметили? (мягкий знак пишется не всегда)
Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?
(дети используют слова УЧИТЬСЯ, ПОНЯТЬ, УЗНАТЬ, РАСШИРИТЬ, ИССЛЕДОВАТЬ)
Я предлагаю исследовать причины неодинакового написания слов – названий предметов, с основой на шипящие.
У кого какие есть предложения о начале исследования?
Какие предположения можно вынести о написании слов-названий предметов м.р. и ж.р. с основой на шипящие? (ответы детей)
4. Работа с обратным словарем
- Найдите упражнение №117. Прочитайте задание.
(упр. №117 – Открой Обратный словарь на букву ч. Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на –ч, слова женского и среднего рода)
- Есть слова женского и мужского рода? (Нет, только М.Р.)
- Обозначим, что в первом столбике будут слова-предметы мужского рода (м.р.)
- Где будем работать? (В Обратном словаре?)
- На какую букву открываем обратный словарь? (На букву ь)
- Это будет в начале, середине или конце словаря?
- Прочитайте слова на ч.
- Назовите слова. Какого рода все эти слова?
- Запишите одно слова, обозначающую шипящий звук.
- Откройте словарь на букву Ж. Определите, какого рода все слова-предметы?
- Запишите одно слово.
- Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.
- Увидели вы здесь мягкий знак? Значит, какой можно сделать вывод?
Вывод: слова-предметы мужского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без Ь.
- Зачеркиваем Ь.
- Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а затем на ЖЬ.
- Назовите слова. Какого они рода? (женского рода)
- Обозначим - во втором столбике будут слова женского рода.
- Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ.
- Какой вывод можем сделать о написании слов-предметов женского рода?
Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с Ь.
М.р. Ж.р. Ь
плащ вещь
этаж рожь
ландыш ночь
врач помощь
Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие, пишутся с Ь
5. Физкультминутка (слайд 2) Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода – приседаете.Ёж, лещ, печь, вещь, товарищ, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж.
6. Работа в тетради (слайд 3)
Ваши предложения следующей работы (упражнение № 118)
Какая цель этого упражнения?
Как вы думаете на какие две группы можно поделить слова-названия предметов? (м.р. и ж.р.)
Запишите правильно.
У кого возникли трудности при выполнении этого задания?
Взаимопроверка.
Какой вывод можете сделать о написании слов-названий предметов с основой на –Ч и – ЧЬ?
7. Наблюдение за словами – названиями предметов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на – Ш и – ШЬ (слайд 4, 5)
Исследовали мы с вами слова - названия предметов с основой на –Ч и – ЧЬ, проверили гипотезы, сделали вывод.
Какие ещё шипящие звуки вы знаете?
А как думаете это правило написания мягкого знака подойдёт для слов – названий предметов, с основой на –Ш и –ШЬ и Ж и –ЖЬ? Сделайте предположение.
Как проверим нашу гипотезу? (посмотрим обратный словарь)
Чтобы время не терялось предлагаю девочкам проверить написание слов – названий предметов, с основой на –Ш и –ШЬ, а мальчикам - слова – названия предметов, с основой на Ж и –ЖЬ.
Работаем в паре. Поделитесь друг с другом о полученными результатами. Чья пара сможет сделать вывод, сигнализируете поднятой рукой. (выслушиваются выводы о написании слов м.р. и ж.р., основа которых заканчивается на –Ш и –ШЬ и Ж и –ЖЬ)
Как можно потренироваться в написании слов - названий предметов, с основой на –Ш и –ШЬ и Ж и –ЖЬ в тетради. Предложите задание. (Записываем в два столбика по 3 слова на –Ш и –ШЬ и по 3 слова на Ж и –ЖЬ.)
Можете сами сформулировать правило написания на основе ваших исследований? (ответы детей)
На основе ваших рассуждений попробуем составить алгоритм написания слов-названий предметов с основой на шипящие.
Кто сможет рассказать правило о написании слов – названий предметов, с основой на шипящие?
Посмотрите, есть ли в учебнике правило. Сравните свои выводы с правилом в учебнике.
8. Физкультминутка для глаз
9. Закрепление. Работа с синонимами. (устно) (слайд 6)
Какое задание можете предложить с этими словами? (если дети не называют, то учитель произносит своё задание: подберите к каждому слову синоним, слово – название предмета с основой на шипящие. Тьма – ночь, спокойствие – тишь, доктор – врач, поддержка – помощь)10. Итог урока. Рефлексия. - Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке? - Что было легко? Что было трудно? - Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест: (Слайд № )1. На конце слов-названий предметов ж. р. после шипящих: а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце слов-названий предмета м. р. после шипящих: а) пишется мягкий знак;
11. Домашнее задание.
Выполнить в тетради №1 упражнение 60 на стр.49
Запишите слова в два столбика, вставляя нужные буквы.
Подчеркните буквы, которые вы вставили.