План урока по географии на тему Масштаб
План конспект урока
Предмет: География
Класс: 5Учитель: Табунанова Елена Михайловна
Тема урока Масштаб
Цель Изучить способы изображения местности с помощью масштаба.
Задачи Образовательные: Закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане
Сформировать понятие «масштаб», его виды
Научить учащихся пользоваться масштабом, изображать расстояние на местности в нужном масштабе.
Воспитательные: Формировать культуру общения по работе в парах, группах
Развивающие: Развитие познавательных интересов учащихся, умение находить информацию из первоисточников;
Развитие логического мышления и пространственное воображение, вырабатывать навыки самооценки.
Оборудования Компьютер, проектор, документкамера, доп.информация
Форма работы Работа в парах, группах, индивид
Планируемые результаты 1.Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
2. Метапредметные: Уметь использовать знания полученные в других предметах при работе с масштабом;
3. Предметные: Уметь находить масштаб, применить понятия для возможного увеличения или уменьшения масштаба, определить необходимость применения понятия.
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный Здравствуйте, ребята!
- В этом году вы начали изучение нового предмета -география.
- Что изучает наука география?
-Правильно
-От какого слова произошло и что означает.
-У каждого на партах имеются рабочие листы. По ходу урока вы будете выполнять задания, заполняя рабочий лист. Приветствие
Отвечают на вопрос учителя
География- это наука о Земле. Она описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, какие страны, города и села возникли на Земле.
-…
По гречески «гео»-Земля, «графо»-пишу
2.Акт.зн
Мотивация Мы все любим природу. Вы часто ходите в лес и в поход.
Представьте себе что вы турист.
Что должен знать и уметь каждый турист.
Чтобы не потеряться в лесу человек должен знать план местности, уметь ориентироваться на карте.
Задание №1 А что такое карта?(фиксация)
-Это уменьшенный план местности. Здесь мы видим горы,реки. Моря, океаны.
Учитель показывает знаки. На следующем слайде показаны условные знаки.
-Что вы видите на доске?
-Как они обозначены -Видим знаки, обозначение природных объектов.
-Они обозначены специальными знаками и цветом.
Задание №2 -Вам предлагается рассказ туристов. Замените слова условными знаками.
Работа в парах.
-Сравним работы учащихся - Кто–нибудь был на реке Кэнкэмэ? Где находится эта река?
- На берегу Кэнкэмэ находится особое место, которое имеет большое значение для экологов?
Как вы думаете, что это за местность?
-Как можно добраться до лагеря?
- На сколько далеко находится река?
-На каком расстоянии находится река Кэнкэмэ от с.Намцы
-Там есть детский экологический центр «ЭХО»
-На машине, пешком, на велосипеде.
-Далеко
-не знаем
- Можем ли мы узнать точное расстояние с помощью карты (ситуация разрыва)
-Как узнать?
-Да, нет…
- Например, самый северный населенный пункт улуса как называется?
- Как далеко он находится от центра улуса?
-Как вы думаете, сколько км это будет?
-Весь Намский улус помещен в эту карту, как это сделали?
-Как это будет называться на географичеком языке
-Молодцы -Тюбя- Далеко
-…
- Они уменьшили
-масштаб
Задание №3 -А что такое масштаб?
Работа в группах.
Найти определение масштаб, с помощью: энциклопедии, словаря иностранных слов, интернета
-Найти ключевые слова в этих трех определениях.
Масштаб-это… Ключевые слова: Уменьшение, во сколько-то раз
Виды масштаба
Масштаб имеет 3 вида. - Карту какой страны вы видите? Молодцы!
-Обратите внимание на левый угол карты. Что означают эти цифры. Молодцы!
-Что за карту видим? Внизу с левой стороны дается масштаб данной карты в линейном виде.
-А сейчас к вашему вниманию карта нашего улуса.
-
России
-Масштаб
Перед нами карта нашей Республики
Задание №4 И так вы, туристы, что узнали сегодня?
-Мы все вместе сейчас решим задание №4
-Теперь вторую часть задания делаем самостоятельно.
-Мы научились определить масштаб. -Масштаб
Практическая работа со справочником по Намскому улусу. (Работа в парах)
Задание №5 -Давайте вспомним нашу первоначальную задачу?
Зная масштаб, виды масштаба можем ли мы теперь определить расстояние от с.Намцы до р.Кэнкэмэ.
-Открываем стр.7 Перед вами административно-территориальное деление Намского улуса. Слева внизу мы указали масштаб данной карты.
Задание:
1. Найти масштаб и определить расстояние до реки Кэнкэмэ.(раб лист)
3. С помощью линейки измерить расстояние между с.Намцы и р.Кэнкэмэ и определить расстояние в км.
Мы должны были добраться до лагеря.
Да, можем.
Делают задание.
Групповая работа -А теперь мы можем узнать расстояние от г.Якутска до крупных городов России
-Определить расстояние от г.Якутска до,,,
1 группа- Якутск -Владивосток
2 группа- Якутск-Москва
3 группа- Якутск- Санкт-Петербург. Работают в группах.
Рефлексия Что мы узнали нового?
Какие задания вам понравились?
В каких заданиях затруднились?
Домашняя работа Определить расстояние от с. Намцы до с. Булуус. Запись в дневниках
Заключительный этап Как же нам планету всю
Уместить в кармане?
Не тая отвечу я-
Дело все в масштабе.
Чтоб уменьшить в много раз,
Или увеличить-
Нужно очень хорошо
С масштабом нам граничить.
Всем профессиям он нужен
Рисовать, чертить.
Знай, что трудно в этом мире
Без него прожить.
Дом любой, любую карту
Чтоб нарисовать-
Нужно просто на отлично
Всем масштаб нам знать.
Спасибо за урок, до свидания. Рабочий лист
ученика (цы) ___ класса _________________________________
Тема урока ______________________________________________
Запишите определение
Карта – это _____________________________________________
Замените слова условными знаками
От моста (1) на реке Кэнкэмэ (2) мы пошли сначала по грунтовой дороге (3). Затем мы свернули на просеку (4) вдоль линии электропередачи (5). Долго шли по лесной тропинке (6). Затем мы вышли к озеру (7), берега которого местами оказались заболоченными (8). Скоро начался хвойный лес (9) Идти пришлось долго. Вскоре мы подошли к лагерю (10) – цели нашего пути.
Зарисуйте условные знаки в прямоугольники.
От моста на реке Кэнкэмэ мы пошли сначала по грунтовой дороге вдоль линии электропередачи . . Долго шли по лесной тропинке . Затем мы вышли к озеру , берега которого местами оказались заболоченными . Скоро начался хвойный лес . Идти пришлось долго. Вскоре мы подошли к лагерю – цели нашего пути.
Запишите определение.
Масштаб – это __________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Виды масштаба
Виды масштаба Как пишется на карте? Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу:
- в 1 см 5 м
- в 1 см 10 м.
Практическая работа в парах. Найти масштаб и определить расстояние до реки Кэнкэмэ (справочник по Намскому улусу)
с помощью линейки измерить расстояние между с. Намцы и р. Кэнкэмэ;
и определить расстояние в км.
На карте на плане на местности
Численный масштаб 1 1 000 000
Именованный масштаб 1 см 10 км
Расстояние Намцы - Кэнкэмэ___ см ?___ км ?Групповая работа. Определить расстояние от Якутска до города:
Группы 1 группа 2 группа 3 группа
Маршрут Якутск - Владивосток
Якутск – Москва Якутск – Санкт-Петербург
Найти расстояние
в см___ см ?___ см ?___ см ?Определить расстояние в км___ км ?___ км ?___ км ?Домашнее задание: Определить расстояние от с. Намцы до с.Тюбя