Поурочная разработка по географии на тему:Реки — артерии Земли (6 класс)


Урок географии, 6 класс
Реки – артерии Земли.
Цели:
Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России и Крыма с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
Обучающие:
формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
формирование умения составлять описание географического объекта;
формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие:
развитие навыков работы с информационным материалом.
развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
формирование критического мышления.
Воспитательные:
способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Предполагаемые результаты обучения:
Личностные: использовать языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей; повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, ,различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.
Тип урока: введения нового знания по технологии деятельностного метода.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Ресурсы:
Основные: учебник «География 5-6 классы» авт.А.И.Алексеев, «Просвещение»,2012г, атлас и контурные карты 6 класс, тетрадь для практических работ авт. Супрычев А.В., Григоренко А.Л., карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Крыма.
ХОД УРОКА
Мобибилизующий этап (проверка домашнего задания)
Входной тест:(2 мин.)
1. Расположите океаны в порядке уменьшения их площади: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.3.Выбрать самый большой залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский. 4. Выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой, называется: остров, полуостров, архипелаг.5. Выбрать самый большой остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.6. К внутреннему морю относится: Баренцево, Аравийское, Черное.7. Самое соленое море на Земле: Балтийское, Черное, Красное.
Установка познавательной задачи (2 мин.)
Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является вода.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься , не понимая, что ты такое».
Антуан де Сент- Экзюпери
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Предлагаю отгадать загадки:
СЛАЙД № 2
Целеполагание (2 мин.)
Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту.
Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.
Ученик читает стихотворение.

Есть в мире много всяких рек,Великих, сильных, полноводных,Коварных, тихих, благородных,Воспел их в песнях человек.Есть Дон, Кубань, Урал, Ока, Есть Волга матушка-река.Меконг, Янцзы и Хуанхэ,Где жёлтый берег вдалеке. Амур, Даугава и Миссури,Рассветы там синей лазури.Я слышал Конго, есть река,Темна, опасна, глубока.Есть Амазонка, Ориноко,Текут они в дали далёкой,Есть Нил великий, Ганг огромный,Есть множество – больших и скромных…
Предлагаю определить значимые цели урока по теме :
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
Научиться показывать реки мира, России на карте.
Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Изучение нового материала (10 мин.)
1. Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
Ребята, вы все видели реки. Бывая в городе Керчи, вы проезжаете мимо реки Мелек – Чесме. Расскажите о ней. Расскажите о других реках Крыма, которые вы видели.
А задумывались вы когда – нибудь , что такое река? Сверим свои определения с текстом учебника( читают определение в учебнике стр.109)


Используя электронное приложение к учебнику, изучаем строение реки.
Первичная проверка понимания.
Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий
найдите на карте истоки и устья разных рек :I группа – Янцзы, Енисей, II группа – Ангара, Нил, III группа – Амазонка, Салгир,IV группа – Лена, Миссисипи;Объясняют как определить правый и левый берег.


4.Показываю презентацию, рассказываю о режиме и питании рек.
4.Показываю презентацию, рассказываю о режиме и питании рек
Учащиеся дополняют схему, самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр.113.
Находят черты сходства и различия ( составляют диаграмму Венна).



Горные реки Равнинные реки
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах.
1группа. Изучить рис. 77 стр.113. Объяснить как образуются пороги.
2группа. Изучить рис.78 стр. 113. Объяснить как образуются водопады?

3 группа. Найти по физической карте полушарий водопады, используя их координаты:
1. 5*с.ш.,62* з.д. (АНХЕЛЬ);
2. 18*ю.ш.,26*в.д. (Виктория);
3. 42*с.ш.,78*з.д. (Ниагарский)
6.Включение в систему знаний и повторение.
Организую деятельность учащихся по применению новых знаний:
Практикум «Описание реки по плану» (пошаговый алгоритм в рубрике «Шаг за шагом» учебник стр.114).

Работа в группах:(Описание рек Амазонки, Волги, Салгира).
7.Рефлексия деятельности.
У меня получилось…
Я научился
Сегодня на уроке я смог…
Урок дал мне для жизни…
За урок я…
8.Рефлексия содержания учебного материала.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял что…
Теперь я могу…
Я научился…
Урок для меня показался…
9. Домашнее задание.
Выучить параграф 33,нанести на контурную карту крупные реки мира.
задания на выбор:
составить «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту;
составить чайнворд или синквейн к термину «Река»;
Волга
Спокойная, широкая
Течет, движется, изменяется
Издалека долго течет река
«Матушка»