Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС ОО Портфолио обучающегося (7 класс)


1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год;
3.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединение по общему образованию, протокол №1/15 от 8.04.2015г.)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год.
5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
6. Учебного плана МОБУ СОШ № 18 г. Сочи на 2015-2016 учебный год.
7. Письмо Министерства Образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015г № 47-12606/15-14 Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов.
8.Инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».



В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Поэтому технология составления портфолио является наиболее актуальной.
Рабочая программа разработана на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся общеобразовательных учреждений Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» от 06.10.2009 № 373 с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика».
В рамках осуществления модернизации российского образования на средней ступени общего среднего образования технология составления портфолио является наиболее актуальной в связи с тем, что портфолио является тем документом, который наиболее полно отражает достижения обучающегося.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Цели и задачи обучения
Цель: создать образовательное пространство, способствующее личностному самоопределению учащихся, оказать им помощь в снятии комплексов низкой самооценки, научить их презентовать свои достижения.
Задачи:
формировать умение учиться: ставить цели, планировать, организовывать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
развивать умения демонстрации собственных достижений и самопрезентациисоздавать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения
укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой
2. Общая характеристика занятий (внеурочная деятельность)
Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в современной российской школе становятся и иные формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют "портфолио достижений ученика".
Термин "портфолио" прочно входит в нашу жизнь. После выхода из школы ученику придётся столкнуться с тем, что ему необходимо будет уметь "прорекламировать" себя с помощью собранной информации.
Портфолио ученика – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами контрольных, диагностических работ и экзаменов является определяющей образовательного рейтинга ученика (а в дальнейшем выпускника) школы.
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время. Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов достижений определяется следующим образом. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, классном собрании, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика.
Портфолио ученика в первую очередь это механизм построения индивидуальных учебных траекторий учащихся. Портфолио должно помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать подход и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка средней школы. Благодаря такому досье образовательных результатов нашего ученика можно судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.
Функции портфолио:
Целеполагание.
Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения
Диагностическая функция.
Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
Мотивационная функция
Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
Воспитательная функция. Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
Развивающая функция. Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговая функция.
Показывает диапазон и уровень навыков и умений.
 Виды контроля:
Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области:
результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся),
анкеты и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников,
для изучения личностных особенностей используют анализ творческих работ учеников (сочинения, рисунки), тесты. Тесты позволяют судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний, они не измеряют собственно качества личности в каких-то условных единицах, уровнях, они обнаруживают понимание учеником определенных ситуаций, отношения, оценку школы, себя, окружения, его моральные позиции.
Итоговый и промежуточный контроль включает:
выполнение домашних творческих заданий к занятиям;
проведение самоисследования и самооценки;
публичная защита подготовленного доклада в классе.
Формы контроля и оценки результатов:
выполнение творческих заданий;
создание «Портфолио» в целом и его разделов;
проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера;
Критерии оценки результативности исследовательской работы:
оригинальность, ценность собранного материала;
исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе программы);
структура, логика работы;
язык и стиль изложения, умение ответить на вопросы по своемусамоисследованию и выводить самооценку;
степень самостоятельности.
Формы организации образовательного процесса:
Данная внеурочная деятельность имеет четкую направленность. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, тренинги,самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы: индивидуальные занятия;занятия в группах, встречи со школьным психологом и социальным педагогом; практическая работа (заполнение папки»Портфолио»), участие в конкурсах.
Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и во внеурочное время.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель, он
является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует обучающихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
отслеживает индивидуальное развитие обучающегося;
является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий современного метода оценивания портфолио;
подтверждает достоверность учебных достижений учащегося (визирует итоговые аттестационные ведомости).
Родители:
помогают в заполнении портфолио;
осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Основные преимущества портфолио:
портфолио органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание;
позволяет объединить количественную и качественную оценку способности учащегося по средствам анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;
поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, самоанализ и самоконтроль учащихся;
сотрудничество учащихся и учителя, с целью оценки достижений в обучении;
форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которое смещает акценты от традиционной оценки к альтернативной.
Недостатки портфолио:
внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности принять эту инновацию;
портфолио требует от учителя и от учащихся новых и организационных и познавательных умений;
портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Возможные риски:
недостаточное понимание проблемы работы над портфолио со стороны родителей;
организованность родителей на должном уровне;
не у всех участников возникает потребность в работе над портфолио;
работа будет проводиться не систематически.
Портфолио семиклассника позволяет акцентировать внимание обучающихся на таких важных моментах, как целеполагание и планирование собственной учебной деятельности, дальнейшее совершенствование навыков самооценки учебной и внеучебной деятельности, сосредоточение усилий в овладении технологиями проектной деятельности и экспериментальной работы. В этот период важными приоритетами становятся идеи индивидуального проекта и социальных практик в области экологии и сотрудничества. Важно приучать детей к систематической работе с таблицами самооценок, представленными в брошюре, и поддерживать желание участвовать во внеучебных мероприятиях. Поскольку период адаптации завершился, важно сделать регулярной фиксацию значимой для портфолио деятельности обучающихся с помощью фотосъёмки, аудио- и видеозаписи.
3. Место учебного курса в учебном плане.
Данная программа является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана для 6 класса на 34 часа в год,1 час в неделю.
4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты обучения:
уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность
быть способным к объективномусамооцениванию и самокорректировке результатов;
работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты:
работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы.);
общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
Предметные результаты:
совершенствовать компетентности, необходимые для организации и анализа собственной деятельности;
уметь работать с анкетами, тестами, опросниками и т.д.;
уметь анализировать собственные результаты, находить пути усовершенствования своих пробелов;
уметь систематизировать информацию и раскладывать документы в портфолио.
Что даёт портфолио учителю:
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям:
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или дополнить.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
5. Содержание учебного предмета
Самоанализ начала 2015-2016 учебного года (анализ собственных планов и интересов). Образовательные планы и цели на 2015-2016 учебный год. (1 час)
Работа с визитной карточкой (навыки в использовании ИКТ-оборудования и медиаоборудования; навыки работы с оборудованием). (1 час)
Помощник-планировщик «Как научиться хорошо учиться». (2 часа)
Философская лестница –WIKI. (1 час)
Познаю себя: определение своего темперамента. Проведение психологической игры. (1 час)
«Выставочный зал» Работа с таблицами по определению самооценки учащегося по отдельным учебным предметам. Проведение теста на выявление уровня самооценки. (2 часа)
«Сделай тест по предмету» Формирование навыков работы с тестами и составлению своих тестов по предмету в группах. Презентация своих тестов другим группам. (2 часа)
«Чайный отчет». Работа с картой своих представлений по предметам. (1 час)
Программирование успеха на второй триместр. (1 час)
Работа с разделом «Копилка памяток для успешной учебы». (2 часа)
Проведение блицтеста для определения способа познания у школьников (Лорен Брэдвей и Барбара Алберс Хил). ПоЗДОРОВайся или оценка качества своей жизни. (2 часа)
Раздел «Мои достижения» Заполнение страниц «Участие в школьных мероприятиях», «Участие в школьных и городских мероприятиях» (1 час)
Заполнение страниц «Участие в краевых и областных мероприятиях», «Участие во всероссийских конкурсах и олимпиадах» (1 час)
Тест «Каков ваш творческий потенциал?». Заполнение страницы «Мои достижения в системе дополнительного образования (конкурсы, фестивали, спартакиады, соревнования) (1 час)
Работа с картинкой «Дерево жизни». Мое место на дереве жизни, составление мини-рассказа о своем человечке. (1 час)
Думай о завтрашнем дне или выбор будущей профессии. Заполнение таблицы «Профессия, которая мне нравится». Работа с дифференцированно-диагностическим опросником по методике Е.А. Климова. (2 часа)
Анализ успехов по предметам за первый и второй триместры. (1 час)
Программирование успеха на третий триместр. (1 час)
Интернет – мой помощник в подготовке к урокам. Работа с таблицей «Гостиная Интернет. Укрощение компьютера». (1час)
Я и окружающие меня люди. Тест «Лидер ли я?» (1 час)
Мое место в классе и школе. Мое участие в системе самоуправления класса. Тест «Психологический тип в общении». (1 час)
Заполнение страницы «Участие в конференциях, дискуссиях, презентациях» (1 час)
Работа с разделом «Мои проектные работы» (1 час)
Подведение итогов работы с портфолио (1 час)
Планирование достижений на следующий учебный год (1 час)
Индивидуальные консультации по оформлению портфолио (2 часа)
Публичное выступление «Анализ моего портфолио за 7 класс» (2 часа)
Тематическое планирование
№ п/пТема занятия Количество часов
1 Самоанализ 1
2 Визитная карточка 1
3 Помощник-планировщик 2
4 Философская лестница WIKI 1
5 Познаю себя 1
6 Выставочный зал 2
7 Сделай тест по предмету 2
8 Чайный отчет 1
9 Программирование успеха 1
10 Памятки для успешной учебы 2
11 ЗОЖ 2
12 Мои достижения 3
13 Дерево жизни 1
14 Профессия, которая мне нравится 2
15 Анализ успехов по предметам за первый и второй триместры. 1
16 Программирование успеха на третий триместр. 1
17 Интернет 1
18 Я и окружающие меня люди. 2
19 Мои достижения 1
20 Мои проектные работы 1
21 Подведение итогов работы с портфолио6
Итого: 34
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫВажно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего продвижения. Именно поэтому основным инструментом программы является рабочая папка «Портфолио» ученика, где отражаются цели, которые ставит перед собой ученик, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Содержание рабочей папки (портфолио):
– официальные бланки портфолио;
– диагностические материалы;
– таблицы и схемы для ведения портфолио;
– памятки и инструкции для учащихся;
– методические рекомендации по ведению портфолио;
– примерные варианты занятий с учащимися.
Литература
Портфолио ученика средней школы / авт.- сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с.
Портфолио школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Просвещение.2012.
Личностный портфель школьника. З.М.Молчанова, А.А.Тимчан. М.Интеллект-Центр.2011
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Интернет-материалы
2. Компьютер
3. Проектор
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса ученик должен
знать:
собственные индивидуально-психологические особенности
уметь:
уметь проводить самоанализ;
искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять;
осуществлять речевой самоконтроль;
создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;
определять и ранжировать цели обучения;
развивать навыки самоконтроля и самооценки; самостоятельности и ответственности;
выявлять потребности в умениях по предметам;
оценить своё понимание целей обучения и его планируемых результатов;
наметить цели своей конкретной работы по улучшению обучения.