Факультативное занятие по русскому языку «Слово доброта».
Факультативное занятие по русскому языку «Слово доброта». (3 класс).
Андриянова Галина Вячеславовна учитель начальных классов, 1 категория.
СОШ № 39
г. Уральск ЗКО.
Форма проведения: Исследование.
Цель: Активизировать языковую компетенцию учащихся через предметное мероприятие.
Задачи:
Обобщить знания об имени существительном, как части речи, грамматические признаки имён существительных, синтаксический разбор предложений, фонетический и словообразовательный разборы слов, название разделов науки о языке;
развивать речь;
развивать творческую инициативу каждого ученика;
совершенствовать групповой навык работы.
воспитывать интерес к русскому языку;
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к обучению.
Развитие предметных компетенций.
Доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.
Эпиграф: «Добрым быть – добрым слыть».
Оборудование: Портрет К.Д. Ушинского, карточки с названиями разделов науки о языке, рисунки учащихся с изображением добрых и злых лиц, буквы на цветных карточках со словами «доброта», словарь русской фразеологии, историко-этимологический справочник, толковый словарь Ушакова.
1.Организационный момент.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта,
Подравняйтесь, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
2.Постановка темы и целей урока.
В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое– нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов. Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что в добрый час можно говорить всё, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый, и мы можем не бояться и говорить всё, что думаем.
А сейчас я хочу задать вам очень простой, казалось бы, вопрос: «Чему вы учитесь в школе?»
( Читать, грамотно писать, считать, решать задачи)
Всё правильно. Но давайте послушаем, что говорит об этом великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. (Портрет К.Д.Ушинского)
Он считал, что просто учиться читать, писать, решать – это «деятельность без цели» Мы должны не просто учиться, а учиться добру. Недаром говорят: «Земля согревается солнышком – а душа добротой» (Пословица написана на доске)
Сегодня у нас не просто урок, а урок – исследование. Хотите ли вы прикоснуться к науке, быть исследователями?
-Какими качествами должен обладать исследователь?
(любознательность, внимание, трудолюбие, терпение, интуиция, )
-Исследователь в первую очередь должен уметь мыслить, т.к.
Красив тот, кто красиво мыслит.
Тема нашего исследования – слово. Но это слово непростое, а очень важное.
На уроках изобразительного искусства вы узнали, что цвета бывают тёплые и холодные.
Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках тёплых цветов и составьте из них слово. ( ДУМОБЛРКОСТА - Доброта).
Это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времён. Но это не значит, что его нет в других языках. Давайте послушаем, как оно звучит на казахском языке - жаKсылыK, а теперь на английском языке - kindness. Сегодня мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.
Итак, в добрый путь по разделам русского языка!
3. Исследование по различным разделам языка.
1.ЛЕКСИКА
Что изучает лексика?
(Правило: Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.)
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Но всякие ли звуки являются словом?
Стихотворение Ирины Токмаковой: «А я придумал слово»
Ложка это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
«Плим» - это слово? (нет)
Верно не любые звуки, взятые вместе, будут словом.
Что ещё должно иметь слово? (Внутреннее содержание.)
Внутренним содержанием слова является его лексическое значение.
Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова добрый?
(Ученики зачитывают или рассказывают ответы из толкового словаря.)
Вы назвали несколько значений слова «добрый». Какой можно сделать вывод?
( Это слово многозначное)
Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. (Правило: Многозначные слова – это слова, имеющие несколько значений. Многозначным может быть слово, которое обозначает предмет, признак предмета, действие предмета.)
В толковом словаре найдите определение слова «добрый».
- Делающий добро другим; благожелательный, отзывчивый, обладающий мягким характером: добрый человек, добрая душа.
-Незапятнанный, безукоризненный, достойный, честный: доброе имя, добрая память.
И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова –«единомышленники» - синонимы и слова - антонимы. Напомните, что такое синонимы? ( Правило: Синонимы это слова, близкие по значению. Обычно они относятся к одной части речи.) Какие слова называем антонимы( Правило: Антонимы слова одной части речи с противоположным значением.)
Подберите и запишите синонимы и антонимы к словосочетаниям, написанным на карточках:
добрый человек – (добродушный, добросердечный, гуманный – злой человек)
добрый совет – (хороший, отличный ,превосходный – плохой, глупый)
добрые дела – (хорошие, полезные – плохие дела)
добрая память – (светлая память – дурная слава)
добрая душа – (отзывчивая – жестокая)
доброе имя –( честное – лживое)
Обычно, раскрывая понятие, мы берм предметную картинку или указываем на предмет и говорим, например, «это книга», а можно ли изобразить «доброту»? Как?
Нарисовать «доброту» нельзя.
Какие слова можно изобразить? ( парта, ученик.....)
Все эти существительные обозначают конкретные предметы, и их можно пересчитать.
Поэтому их называют конкретными существительными ( Карточка с понятием прикрепляется к доске). Другие нельзя пересчитать – это отвлечённые существительные. Приведите примеры (красота, радость, злость)
Можно их изменить по числам?
Они употребляются в форме либо множественного числа, либо единственного числа. Помните это, когда мы будем рассматривать это слово на морфологической станции.
Но всё – таки мы с вами на уроках изобразительного искусства попробовали изобразить доброту. ( На доке выставка рисунков детей, где лица людей – добрые и злые)
Посмотрите на рисунки, большинство из вас выбрали чувство доброты, любви. Почему?
(человек, испытывающий злобу, некрасив и неприятен)
Наше исследование продолжается.
2.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Следующий раздел науки о языке, куда мы отправимся, словообразование.
Что такое словообразование? (Правило: Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования новых слов.)
Напомните из чего могут состоять слова? ( Корень, приставка, суффикс, окончание).
Может ли слово не иметь приставку? суффикс? окончание?
А без чего не может существовать слово? (без корня)
Разберите слово «доброта» по составу. ( Работа по карточкам)
Проверка.
Какие слова называются родственными или однокоренными? (Правило: Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными)
Работа по карточкам. Кто больше придумает однокоренных слов.
( В течение 2 минут записать как можно больше однокоренных слов)
В словообразовательном словаре русского языка Л.Н.Тихонова более ста слов с корнем - добр - добрейший, добряк, задобрить, предобрый – эти слова из одного корня, а есть слова из двух корней – добродушный, доброкачественный, добрососедский, добросовестный.
3.ФОНЕТИКА
Отправимся дальше. Что исследует фонетика? (Правило: Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуки речи их образование и свойства.)
Девочки произнесите слово «доброта». А мальчики послушайте и скажите сколько звуков « о» вы слышите? У вас получились разные ответы. Давайте сделаем фонетический разбор слова и выясним, кто прав.
Работа по карточкам.
Фонетический разбор слова «Доброта»
Сколько же звуков «о»? (ни одного)
Почему мы слышим «а», а пишем «о»?
Надо проверить безударную гласную – добренький, добро.
Какой раздел о языке учит правильно писать?
4.ОРФОГРАФИЯ.
Верно, орфография означает правописание.
Как проверить безударные гласные в слове доброта? (Правило: Безударный гласный – слабый звук. Звук не совпадает с буквой. Вот почему слово нужно изменить так, чтобы безударный гласный стал ударным.)
Приведите примеры слов, где встречаются безударные гласные в корне.....
Физкультминутка.
Покажите часть тела.
1) Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
2) На него медведь наступил (ухо)
3) Ими машут, как мельница (руки)
4) Он длинный и без костей (язык)
5) Ими щелкают от голода (зубы)
6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши)
8) С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)
Русский язык богат крылатыми словами, выражениями. Как по-другому они называются? (Фразеологизмы) А раздел языка, который их изучает? (Фразеология)
5.ФРАЗЕОЛОГИЯ
(Правило: Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов - фразеологизмы)
В начале урока мы говорили, что слово доброта – русское слово. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Вспомните, с какими вы уже встречались и объясните их значение.
Конкурс «Словарь фразеологии»
В добрый путь! ( Добрые пожелания тому, кто уезжает)
В добрый час! (Пожелание удачи при начинании, какого – либо дела)
Добро пожаловать, добрый молодец, дать добро, доброе здоровье.
6.МОРФОЛОГИЯ
Что исследует раздел русского языка морфология? (Правило: Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются слова как части речи.)
Какой частью речи является слово доброта? (сущ.)
Посмотрите на схему разбора им. сущ. и выполните морфологический разбор слова доброта. Проверка.
Составьте предложение со словом «доброта». Какой раздел русского языка изучает предложение?
7.СИНТАКСИС.
Что исследует раздел русского языка синтаксис? (Правило: Синтаксис изучает словосочетания и предложения, члены предложения)
У каждого человека – свои достоинства. Кому – то прекрасно даётся учёба. Кто – то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто – то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить. На уроках литературного чтения мы читали произведения о добрых людях и добрых поступках.
- Кто может назвать произведения о добрых людях и добрых поступках?
Сейчас послушайте легенду о старом плаще. (Подготовленный ученик)
Жили три брата: учёный, врач, и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре стали уважаемыми и известными.
Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в кармане его плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал.
Однажды почтальон появился на улице без плаща и больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи. Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия учёного продолжали служить людям, Помнили и о чудесном докторе. При помощи его методов в больницах возвращали к жизни даже самых тяжёлых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о добром скромном почтальоне, о его добродушии, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке, и конечно о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее, как самая дорогая реликвия.
- Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему?
Прочитайте и объясните пословицу, сделайте синтаксический разбор.
Доброго человека дела славят.
Проверка. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
4. Рефлексия.
Мы рассмотрели слово доброта с разных точек зрения. Давайте вспомним,
о каких разделах русского языка мы сегодня говорили?
( Лексика, словообразование, фонетика, морфология, синтаксис, фразеология.)
Чему мы сегодня учились? (подвести к выводу «Мы учились доброте»)
Как вы думаете, нам эти знания нужны в жизни?
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
Значит добрый человек - это солнышко для людей, светит, греет, улыбается.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и заботится о ней. А любовь и забота согревают, как солнце
5. Оценивание.
Покажите ладошкой, как вы оцениваете свою работу на уроке? А теперь пожмите ладошки друг другу и поблагодарите за работу. А я благодарю Вас.
15