Рабочая программа по учебному курсу «Введение в экономику» разработана на основе Федерального компонента и примерной программы по экономике основного общего (полного) образования под редакцией Ю. Н. Свеженца Рабочая программа к курсу Экономика по учебнику
Пояснительная записка
по «Введение в экономику»
в 10«А» классе
Рабочая программа по учебному курсу «Введение в экономику» разработана на основе Федерального компонента и примерной программы по экономике основного общего (полного) образования под редакцией Ю. Н. Свеженца Рабочая программа к курсу Экономика по учебнику И. В. Липсица - М.: Феникс, 2005.
Рабочая программа, а также календарно-тематическое планирование, согласно учебному плану школы, рассчитаны на 1 час в неделю и ориентированы на учебник под редакцией И. В. Липсица «Экономика – М.: Вита-Пресс, 2011».
Учебник И. В. Липсица рассчитан на преподавание учебного курса в 10 и 11 классах средней школы. Данная рабочая программа рассчитана на преподавание в течение первого года обучения в 10 «А» классе.
Преподавание направлено на приобретение десятиклассниками основ экономических знаний об основных законах рыночной экономики, о возникновении денег и банковских систем, законных условиях деятельности людей на рынке и роли государства в создании условий для деятельности различных экономических систем: традиционной, рыночной и государственной то есть смешенной экономики.
В десятом классе будут изучены темы: «Ограниченность ресурсов» §1, до темы «Экономические проблемы безработицы» до §20.
Важно отметить, что учитель должен показать развитие либерально-демократической экономики. Выбор для учащихся состоит в подготовке к предпринимательской деятельности, либо к высокой профессиональной деятельности наёмного работника. В условиях современной смешанной экономики существует безработица, с причинами которой необходимо знакомить учащихся.
Цели изучения учебного курса «Введение в экономику» 10 «А» классе:
Освоение начал экономических знаний при изучении закономерностей развития традиционной, рыночной, муниципальной и государственной экономических систем; понимание основ функционирования смешанной экономической системы в современной России
Изучение особенностей развивающейся рыночной экономики в экономике России в 1988 – 1991 гг и в 1991 – 2013 гг. Понимание экономического процесса вхождения российской экономики в общемировую экономику
Изучение основ, законов и закономерностей развития мировой экономики. Понимание роли учёных с мировым именем в изучении мировой экономики, а именно: А. Смита, К. Маркса, Д. Рикардо, Д. Кейнса, А. Маршалла, А. Леонтьева и других
Формировать понятия цикличности развитие рыночной экономики
Введение в курс преподавания региональных экономических данных на предприятиях Ростовской области и города Новочеркасска
Развитие у десятиклассников умения сравнивать общероссийские и региональные результаты развития экономических систем
Воспитывать на уроках интерес учащихся к деятельности экономической сферы общества, как единства хозяйства и науки
Сформировать интерес к изучению различных экономических систем, к определению цели экономической деятельности в ранней юности
Воспитание ответственности в принятии собственных экономических решений.
Задачи изучения учебного курса
Развитие экономического образа мышления у старшеклассников, потребности в получении экономических знаний для последующего изучения социально-экономических дисциплин в системе высшего образования
Развитие познавательных, коммуникативных способностей, практических умений, необходимых для участия в предпринимательской деятельности
Формирование гражданских позиций, способствующих распространению экономической культуры: производства и потребления качественных экономических благ
Воспитание понимания ответственности экономических решений в своей личной жизни и деятельности гражданского общества
Методы работы на уроках экономики в 10 «А» классе различны: объяснение учебного материала, диалогическое общение, диалогическая лекция, урок презентация, творческие задания, доклады.
Результатом изучения учебного курса «Введение в экономику» учащиеся десятого класса должны приобрести навыки: умение сравнивать различные экономические системы, уровни развития экономики различных стран, уметь делать выводы, выказывать свою точку зрения, признавать право на иное мнение, приводить примеры интенсивного развития экономики в информационном обществе, вступать в диалог при обсуждении экономических проблем.
Важно уделить особое внимание развитию способностей десятиклассников самостоятельно развивать свою учебную деятельность, работать с различными источниками информации, использовать материалы Интернет-ресурсов.
В итоге изучения учебного курса «Введение в экономику» учащиеся должны:
Знать/уметь
Факты, явления, понятия и процесс экономического развития, цикличность современной экономики
Взаимосвязь российской экономики и мировой, международное разделение труда и значение вступления России в ВТО
Получать и критически осмысливать экономическую информацию, сравнивать уровни развития экономики различных стран
Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации, выбирать наилучшие из них
Значение анализа особенностей развития современной мировой и отечественной экономики для определения личных экономических задач
Важность применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наёмного работника или в предпринимательской деятельности
Необходимость приобретения познавательных, информационных и коммуникативных компетенций
В соответствие с учебным планом, годовым календарным графиком, расписанием уроков программа будет реализована заI полугодии – 16 часов
II полугодии – 19 часов
Контрольные работы – 2
В соответствие с расписанием 2012-2013 года уроки по учебному курсу «Введение в экономику» проводится по понедельникам и поэтому контрольные работы так же будут проведены в понедельник.
Содержание программы по курсу «Введение в экономику» в 10 «А» классе
№
п/п тема кол-во часов обязательный минимум типы и формы учебной деятельности примечание
знать уметь 1 Экономика как хозяйственная система по созданию благ и экономическая наука. 3 Определение экономики как системы.
Понятие макроэкономика и микроэкономика. Анализировать понятие: «ограниченность экономических ресурсов: труда, производства и земли» Фронтальный опрос, опрос, диспуты, творческие работы, контрольные работы, лекции в течение всего учебного года. 2. Типы экономических систем. 2 Различие между традиционной, рыночной и смешанной экономическими системами. Сравнивать наличие всех систем в определенное время 3. Основные законы экономики: спроса и предложения. 2 Определения спроса и предложения. Различать понятия: роль цены, совокупный спрос. 4. Рынок. 3 Законы формирования рыночных цен, виды капиталов и виды рынков. Различать понятия: избыток, дефицит, равновесие. 5. Деньги. 4
Причины возникновения денег, как товара всеобщего эквивалента.
Различать понятия: валютные и золотовалютные резервы. 6. Банковская система. 4
Основные закономерности формирования. Виды банков. Причины эмиссии и инфляции. Объяснить причины эмиссии и инфляции. Фронтальный опрос, опрос, диспуты, творческие работы, контрольные работы, лекции в течение всего учебного года. 7. Человек на рынке труда. 6 Экономическую природу заработной платы, как равновесной цены труда, структуру основной заработной платы. Понимать причины различий в заработной плате. 8. Социальные проблемы рынка труда. 4 Изменение условий формирования заработной платы, социальные факторы формирования заработной платы. Различать деятельность трудовых коллективов и наемных работников в защите своих трудовых прав. Фронтальный опрос, опрос, диспуты, творческие работы, контрольные работы, лекции в течение всего учебного года. 9. Экономические проблемы безработицы.
5 Причины и виды безработицы, методы её сокращения, основные положения государственных программ по поддержке молодых работников. Разумно относиться к необходимости работы поиска и перемены рабочих мест. 10. Повторение 1 11. Итоговое повторение учебного курса 1 Основные факты и определения тем учебного курса Уметь делать выводы по экономике России и других стран и анализировать основные события Диспут Календарно-тематическое планирование по курсу «Введение в экономику»
в 10 «А» классе
№ п/п тема урока сроки освоения виды контроля примечание
1 Что такое экономика? 03.09.2012 2 Факторы производства 10.09.2012 опрос 3 Ограниченность ресурсов 17.09.2012 фронтальный опрос 4 Традиционная и рыночная системы 24.09.2012 5 Командная и смешанная системы 01.10.2012 диспут 6 Что такое спрос? 08.10.2012 7 Предложение товаров на рынке 15.10.2012 8 Формирование рыночных цен 22.10.2012 творческие работы 9 Торговля: организация и виды 29.10.2012 тесты 10 Виды капиталов и рынков 12.11.2012 11 Причины возникновения и формы денег 19.11.2012 12 Денежная система 26.11.2012 13 Функции денег в экономике 03.12.2012 14 Контрольная работа за 1-е полугодие 10.12.2012 контрольная работа 15 Причины появления и виды банков 17.12.2012 16 Принципы кредитования 24.12.2012 17 Роль центрального банка 14.01.2013 18 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Банковская система» 21.01.2013 фронтальный опрос 19 Рынок труда 28.01.2013 20 Экономическая природа заработной платы 04.02.2013 опрос 21 Факторы спроса на рынке труда 11.02.2013 22 Заработная плата, как равновесная цена труда 18.02.2013 опрос 23 Структура основной заработной платы 25.02.2013 24 Профсоюзы и трудовые конфликты 04.03.2013 25 Изменение условий заработной платы 11.03.2013 26 Социальные факторы формирования заработной платы 18.03.2013 фронтальный опрос 27 Виды трудовых соглашений 01.04.2013 28 Факторы роста благосостояния граждан 08.04.2013 29 Причины и виды безработицы 15.04.2013 30 Методы сокращения безработицы 22.04.2013 31 Реализация государственных программ по поддержке молодёжи 29.04.2013 32 Повторение темы 06.05.2013 опрос 33 Контрольная работа по теме: «Человек на рынке труда и проблемы безработицы» 13.05.2013 контрольная работа 34 Повторение 20.05.2013 35 Итоговое повторение по курсу 27.05.2012 диспут График контрольных работ в 10 «А» классе
Темы Дата
«Контрольная работа за I полугодие» 10.12.2012
«Человек на рынке труда и проблемы безработицы» 13.05.2013