Формирование основ гражданской идентичности обучающихся через организацию проектной деятельности на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности

Негосударственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «ЧаШа»





« Формирование основ гражданской идентичности обучающихся через организацию проектной деятельности на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности»






Учитель ОРКСЭ
Русецкая М.А.

Обнинск
2015

Предыстория. Интерес к теме
Патриотическая тема в наши дни – актуальна и важна, потому что 1) Россия остается полиэтнической и многоконфессиональной страной, 2) продолжается внутригосударственная трудовая миграция, 3) в классах школ центрального округа растет количество таджикских и узбекских обучающихся, 4) ситуация на Украине заставляет задуматься о правильности выбираемых форм становления гражданской идентичности
Тема воспитания патриотизма – становления российской идентичности – меня интересует давно. Несколько лет я собираю и систематизирую материалы о нашей великой стране. Они включают в себя общие сведения о России, ее истории, культуре, ярких личностях (в первую очередь, «делавших» Россию). Поэтому неслучайно в качестве темы творческого отчета я выбрала представление своего опыта по воспитанию патриотизма обучающихся - становлению гражданской идентичности. Решила показать не все направления работы, а только одно из них (на мой взгляд, самое эффективное в данной области) – проектную деятельность.
Почему именно проектная деятельность? Во-первых, проекты в ОРКСЭ - важный объект оценивания (я бы сказала – главный), особенно если учесть, что оценить достижения обучающихся в духовно-нравственной области весьма не просто. Во-вторых, метод проектов является одним из универсальных и многофункциональных подходов к обучению и содержит возможности для формирования практически всего спектра социально-коммуникативных компетенций. В-третьих, метод проектов обеспечивает два основных подхода к образованию: деятельностный и компетентностный. Более подробно рассмотрим позже.
Актуальность темы
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся изменением парадигмы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их усиления поликультурного состава.
Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» (главном направляющем документе в области воспитания): «развитие гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Условия возникновения и становления опыта в НОУ СОШ «ЧаШа» (сведения о микрорайоне, школе)
«Выписка» из социального паспорта школы
Негосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «ЧаШа» работает с 1992г. Расположена в центре г. Обнинска Калужской области на ул. Звездной, арендует первый этаж крыла МБОУ «СОШ № 9». «ЧаШа» посещает спортзал, медкабинет, столовую школы. Количество обучающихся в «ЧаШе» среднем 120 человек, педагогический состав около 30 человек. На внутришкольном учете и в ОПДН обучающихся нет. Многодетных семей 6, из них обучаются в школе 10 обучающихся. Неполных семей 11 (%) (матери). Детей на опеке нет. С ОВЗ четверо. 16 детей получают бесплатное питание. В школе работает 15 кружков различных направлений. Семьи в основном обеспеченные, могут позволить себе оплату обучения в частной школе. Контингент обучающихся особый. Школа имеет определенную мессию – «скорой педагогической помощи». К нам в большей степени приходят те, у кого не сложились отношения в других школах. «ЧаШа» обеспечивает индивидуальный подход, сугубое внимание каждому.
Краткая характеристика работы

Рабочее название работы - «Программа «Проекты СОГИ». СОГИ – становление основ гражданской идентичности. Программа представляет собой попытку систематизировать и представить систему формирования патриотических качеств у обучающихся через их участие в проектной деятельности определенной тематики – увеличение тем гражданско-правовой направленности. Это пример своеобразной тактики воспитания гражданской идентичности.
Основные проблемные вопросы, которые предстояло решить в работе
1) формирование гражданской идентичности является важным, но трудно диагностируемым компонентом воспитания (как и другие личностные УУД);
2) среди современных родителей наблюдается тенденция непонимания значимости воспитания у детей гражданских качеств как следствие некой деформации родительского сознания в условиях размытости и неопределенности ценностных ориентиров в обществе; а также в настоящее время идет процесс отчуждения семьи от образовательных учреждений, усиливается недоверие родителей к школе;
3) низкая мотивация обучающихся к патриотической тематике (среди молодежи часто звучит убеждение «Россия – слабая страна»);
4) неполное использование воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов;
5) низкий уровень школьного самоуправлении: нет ученической организации, органа ученического управления;
6) низкий уровень вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности;
7) тематика проектов школы редко связана с гражданско-патриотической тематикой (сами обучающиеся не предпочитают).

Гипотеза в проекте
Вовлечение обучающихся в проекты гражданско-патриотической тематики может оптимизировать процесс становления основ гражданской идентичности в начальной школе.
Цель «Проекта СОГИ»
Продумать и апробировать систему становления основ гражданской идентичности в начальных классах через организацию проектной деятельности, которая повысит интерес к России, расширит знания о ней и убедит обучающихся в том, что они живут в сильной и самобытной стране.
Задачи проекта
изучить понятие «гражданская идентичность»;
найти основные составляющие понятия, выделить показатели сформированности гражданской идентичности на уровне начальной школы;
обосновать преимущества проектной деятельности в становлении основ гражданской идентичности;
разработать программу работы (определить типы и формы проектов; разработать и провести их, проанализировать результаты работы);
проанализировать имеющиеся образовательные ресурсы школы «ЧаШа», влияющие на процесс становления основ гражданской идентичности обучающихся 4 класса;
обеспечить участие родителей в проектной деятельности;
подобрать материалы диагностики замеров сформированности основ гражданской идентичности.

Теоретические основания программы
Основные понятия
Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл [8, с.13]. Воспитание гражданственности определяется как совокупности качеств личности, интегрирующих и сохраняющих историческую и культурную преемственность в социокультурном пространстве нашего общества.
Патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину... Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [3,с.7].
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),
1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении [6, c.7]. Проект может рассматриваться как результат проектировочной деятельности и как
форма организации совместной деятельности людей [6, с.13].

С принятием «Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г.» наша система образования призвана обеспечить:
- воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции;
- сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур [3,сс.3-6].

Таким образом, перед педагогическими работниками вновь встала задача поднимать престиж теперь уже – т.н. «воспитательной компоненты». Согласно «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» современный национальный воспитательный идеал «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4,с.11].
Новый образовательный российский стандарт в области воспитания направлен на обеспечение:
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Двумя важными составляющими результативности образовательного процесса считаются личностный рост учащегося и его успешная социализация.
Примерный «портрет выпускника российской школы» в рамках нового государственного образовательного заказа выглядит так:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Итак, среди направлений воспитательной работы одним из важных является патриотическое воспитание или становление гражданской или национальной идентичности обучающихся.
Идентичность может быть разных видов – гражданская, социальная, этническая и личностная. Процесс становления идентичности (как гражданской, социальной, так и личностной) совпадает с процессом социализации в целом. Становление гражданской идентичности закладывает основы нравственности личности. Формируются представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе. Основными понятиями являются Отечество, малая Родина, семья. Этим самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие: - общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; - общий язык, являющийся средством коммуникации и условием сохранения ценностей; - общая культура, построенная на определенном опыте совместной жизни,
- переживание совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране (к примеру, совместное празднование государственного юбилея – 70-летия Великой победы) и др.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка, привитие ребенку таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму. Особенно важна совместная работа обучающихся и членов их семей. Именно это обеспечивает метод проектов.
Процесс становления гражданской идентичности – присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей.
Чувство «Мы», объединяющее человека с обществом, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях. Таким образом, гражданская идентичность выполняет как бы защитную функцию.
Структура гражданской идентичности включает четыре основных элемента:
- когнитивный – знание о России, представления о гражданстве;
- ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к Родине;
- эмоциональный – наличие стыда или гордости за «свою страну» (принятие или непринятие России);
- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.

Начальные представления о гражданстве включают образ государства - территория, система ценностей, а также народы, населяющие эту территорию, их культура, язык и традиции.
Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают: - осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; - гражданский патриотизм; - установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»; - готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие; - осознание своей сопричастности к судьбе Отечества.
Достижение гражданской идентичности – задача развития юношеского возраста, решение которой достаточно часто пролонгируется на более поздний возраст. Вместе с тем, можно говорить о предпосылках или основах становления гражданской идентичности уже на ступени начального образования.

Можно определить требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:
1) когнитивный компонент:
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2) ценностный и эмоциональный компоненты:
-чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3) деятельностный компонент
определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).
Показателями сформированности гражданской идентичности личности также выступают также такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности.



Сущность педагогического опыта, его технологии
Ведущая идея: если применять проекты разных видов и задач в области гражданско-патриотического воспитания, то повысится интерес обучающихся к России, основы гражданской идентичности будут заложены.
Выделим показатели сформированности гражданской идентичности на уровне начальной школы:
1. представление о Родине, уважение к ней;
2. любовь к родному краю (малой родине);
3. наличие позитивного отношение к семье, понимание ее ценности для человека;
4. готовность помочь ближнему.

Представлю технологии, которые были отобраны для использования при организации проектов.
Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве, а педагогическая технология может рассматриваться как «набор для конструирования» [2, с.150].
Среди разных подходов для организации проектов идеально подходит деятельностный подход. Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым (или деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский) широко применяется в системе общего образования. Собственно сам метод проектов (или технология проектной деятельности) относится к деятельностному подходу. В работе также использовались иные технологии деятельностного типа:
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии и т.д.

Вторым важным подходом является компетентностный подход, обеспечивающий формирование компетентной личности в современном мире. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, готовность действовать в неопределенной ситуации (компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, навыковая составляющая образования, стандарт на выходе) [1, сс.12-30].
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
- общекультурной (учебно-познавательная и информационная) – готовность к работе с информацией;
- коммуникативной – готовность к общению с другими людьми;
- социально-трудовой (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
- личностного определения (проблемная) – готовность к решению проблем.
В четырехкомпонентную модель содержания образования наряду со знаниями, умениями, опытом творческой деятельности включен и опыт ценностного отношения, важный в области формирования основ гражданской идентичности.
Из основных социальных компетенций, выделенных Ивановым Д.А. [1], в данном проект формируются следующие три:
1) умение решать проблемы;
2) умение работать в команде;
3) умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

Как использовалась технология проблемного обучения (проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог). Эта технология также универсальна, реализует формирование социально-коммуникативных компетенций, обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. Приемам создания проблемных ситуаций были изучены в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Для знакомства с данной технологией изучала материалы сайта ОС «2100» раздела «Проблемный диалог» [12], проштудировала книгу автора технологии Е.Л.Мельниковой «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками (Пособие для учителя. - М., 2002), материалы ее сайта (http://pdo-mel.ru). Как тренировку в данной технологии проработала возможные проблемные вопросы для обсуждения для обеспечения понимания сути темы урока УМК ОПК А.Кураева (опубликовала на своем сайте, они включены в мой самоанализ). На мой взгляд, научить ребенка размышлять – одна из важных задач современной школы. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять, что-то решить. Одним из толчков к мыслительной деятельности является проблемная ситуация. Следующим этапом было продумать проблемные вопросы в области патриотического воспитания. Для этого был задуман проект «Диспут». Подготовкой к нему стала внутриклассная разработка индивидуальных и групповых проектов «Россия – сильная страна» в одном четвертом классе, в другом – «мозговой штурм». Проект «Народы России» также стартовал как решение проблемных ситуаций:
в классах муниципальных школ много обучающихся восточных национальностей и не всегда общение ребят носит мирный характер; обучающиеся школы «ЧаШа» контактируют с ними на территории МБОУ «СОШ № 9»; если обучающиеся будут знать особенности культуры, верований мусульман, они смогут не провоцировать возможные конфликты;
в Обнинске сильна армянская диаспора, которая имеет свои особенности;
современные дети не имеют четкого представления о русской национальной культуре.

Технологии активного обучения или АМО (активные методы обучения). Для того, чтобы разнообразить процесс воспитания, решила освоить АМО (активные методы обучения) через услуги Образовательного портала «Мой университет» (http://www.moi-universitet.ru). Для этого прошла обучение на курсах (свидетельство представлено в самоанализе), приобрела электронный учебник «Копилочка» с описанием активных методов обучения. На уроках использую данные приемы для рефлексии, разгрузки, физминуток. Больше всего ребятам нравятся прием «поздоровайся локтями», прием выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча», прием эмоциональной разрядки и физической разминки « Тряпичная кукла и солдат» и др.

Формы групповой работы или группового взаимодействия были проработаны по технологии «Метод активизации возможностей личности и коллектива» проф. Г.А. Китайгородской. Формы «конвейер», «ручеек» очень нравятся оучающимся, но требуют больше времени и пространства для проведения. Самая оптимальная форма – парная или «четверки» - обучающиеся впереди сидящей парты поворачиваются к сидящим сзади.

Была также включена технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук или Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Использование приемов ТРИЗ (героев-помощников Мишу Рассудительного, Кузю Беззаботного, Макарика по прозвищу Комарик (оптимист), Мадам Проблемкину и др., «волшебного» 9-ти экранного телевизора и пр. приемов) развивают у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивают умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы, оценивать социальные привычки, самостоятельно выводить жизненные правила и использовать их в будущей жизни. Эти качества важны для лучшей подготовки проектов обучающимися. В качестве тренировки обучающиеся предпочитают игру «Да–Нетку», «Хорошо-плохо».
Из здоровьесберегающих технологий (ЗБТ) были выбраны брейн-гимнастика и элементы В.Ф.Базарного (описаны в самоанализе).
Пригодилась и социально-воспитательные технологии - организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой) и основные положения педагогики сотрудничества.
Из отдельных воспитательных методов были использованы:
- метод «сократовской беседы» с целью развития диалогического мышления, творческих способностей (шаги: выясняю, что дети знают по теме обсуждения (суммируем), добавляем новые знания (объединяем), делаем вывод – что знали и что узнали);
- метод «деловой игры» - при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (эмпатические игры «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «Мир глазами» и др.);
методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» ситуаций свободного выбора поведения; для этого хорошо подошли проблемные ситуации общения, разработанные в УМК Бунеева «Светская этика», а также серия иллюстраций для тренировки общения;
- метод социального закаливания (этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика);
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам, «приём на работу», «представление предприятия», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
Карта программы «Проекты СОГИ»
Проекты (по организации)
Проекты (по направленности)

Применяемые технологии
Применяемые методы

На уроках ОРКСЭ (индивидуальные урочные, домашние, семейные, групповые)
На занятиях кружка «Истоки»
На классных часах
Общешкольные проекты

Проблемные
Информационно-поисковые
Аналитические (сравнить и сделать выводы)
Краеведческие
Иные

технология проблемного обучения
технология групповой работы
ЗБТ: брейн-гимнастика, элементы технологии В.Ф.Базарного
ИКТ
ТРИЗ
АМО
метод «сократовской беседы»
метод «деловой игры»
эмпатические игры
методы «воспитывающих ситуаций» и «социального закаливания»


Этапы работы по разработке «Проекта СОГИ»

1 этап. Подготовительный. Теоретический: сбор и анализ материалов по становлению гражданской идентичности. Отбор технологий и методов. Анализ ресурсов. Продумывание тем и форм возможных проектов;
2 этап. Диагностический: анализ исходной ситуации (сентябрь);
3 этап Практический: апробация программы на практике, создание проектов (учебный год);
4 этап: Аналитический (подведение итогов, анализ срезов и продуктов проектов);
5 этап: Прогнозирующий.
Планируемые результаты участия в проекте
Качественные показатели:

На уровне личности:
- становление ценностных ориентаций и гражданской позиции: воспитание уважения к культуре народов, проживающих на территории РФ  через обогащение социального опыта каждого участника (проект «Народы России»);
- развитие коммуникативных навыков (командные игры, диспуты, защита проектов);
- повышение уровня мотивации к изучению ОРКСЭ и проектной деятельности (итоговая анкета курса);
- приобретение навыков проектной работы: поиска и обработки информации, публичного выступления;

На уровне коллектива:
- развитие навыка социального взаимодействия - взаимоуважения и взаимовыручки среди членов коллектива в ходе подготовки и защиты проекта;
- оказание позитивного влияния на становление гражданской позиции обучающихся и их ценностной ориентации;
- повышение социального статуса некоторых обучающихся;
- укрепление семейных отношений через совместное участие в работе над проектами.

Количественные показатели:
- разработка материалов проектов (презентации, рефераты, доклады, рисунки и пр.);
- представление проектов на разных уровнях (получение грамот и дипломов);
- разработка материалов «Проекта СОГИ».
Анализ образовательных и иных возможностей школы «ЧаШа»
1. Изучение «Основной образовательной программы НОУ СОШ «ЧаШа» на 2013-14 уч.год (4-11 классы)
Требования личностных результатов выпускника начальной школы включают следующие качества: патриотизм, чуткость, нравственность, доброжелательность, ответственность. В программу духовно-нравственного воспитания введены базовые ценности (фрагмент модели выпускника начальной школы):


Анализ возможностей учебных предметов
Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности включает «Окружающий мир», «Русския язык» и «Литературное чтение», ОРКСЭ и предметы художественно-эстетического цикла.
Были выделены разделы некоторых учебных предметов в области гражданско-патриотического воспитания:
1) Литературное чтение: обучающиеся проводят анализ и оценку поступков героев, читают и изучают сказки народов России, произведения о России, её природе, людях, истории;
2) Русский язык: обучающиеся постигают воспитательный потенциал русского языка, происходит развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.;
3) Окружающий мир: изучают учебные темы: «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка», изучение правил поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа»;
4) ОРКСЭ – происходит осмысление понятий «добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость», изучают темы: равенство и добрые отношения народов России, культуру диалога, взаимодействие представителей разных конфессий и т.д.;
5) «Трудовое обучение», ИЗО, «Музыка»: знакомятся с народными промыслами, декоративно-прикладными видами искусства России, творчеством национальных художников и музыкантов; слушают и исполняют народные песни танцы; посещают тематические выставки и др.;
6) «Физическая культура»: учатся народным играм (русским и других народностей РФ).
3) Возможности кружка духовно-нравственной направленности «Истоки»
Начальное изучение истории через темы кружка «Истоки» обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников, государственных праздников. В результате анализа в программу «Истоков» был внесен краеведческий компонент .
Обоснование выбора метода проектов в качестве ведущего элемента процесса становления гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности должно представлять собой целенаправленный процесс, включающий учебную и внеурочную деятельность. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения данной единой задачи.

Одним из оптимальных средств реализации может выступать метод проектов, т.к. именно он позволяет:
обеспечить на практике два основных подхода к образованию: деятельностный и компетентностный;
формировать информационные, коммуникативные и социальные, т. е ключевые компетентности учащихся (как бы спектра социально-коммуникативных компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, что предусмотрено в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения;
активизировать участие родителей, обеспечивает взаимодействие семей в процессе работы над проектом (опосредованный результат);
обеспечить развитие мотивационной сферы обучающихся: повышает интерес к предмету ОРКСЭ, к главной теме «проекта СОГИ» – к России;
оценить «движение» обучающихся внутри предмета (проекты само и взаимо оцениваются при защите проекта, подробно показывается комментированная оценка педагога); организовывать коллективный анализ совместной деятельности;
обеспечить реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение
успеха, признание товарищами; есть возможность сравнить успехи каждого в течение
года и даже нескольких лет;
учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, межличностные отношения обучающихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
создавать специальные ситуации, позволяющие высказывать свои суждения, оценку, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
обучать обучающихся культуре общения, навыкам совместной работы: слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарищей, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно
высказывать свое мнение;
обучать организаторской деятельности и самоорганизации.

Поэтому и было принято решение проверить, насколько проекты эффективны в воспитании ценностного отношения обучающихся к России и российскому обществу.
При формировании личностных универсальных действий именно проектная деятельность создает необходимые условия для возникновения «естественной предметной радости», и «подлинного духовного опыта» маленького человека (русский философ Ильин).


Принципы организации проектной деятельности

1. Личностно-ориентированный:
- создание атмосферы психологического комфорта и установки на успех;
2. Культурообразующий:
- привитие навыков культуры общения;
- приобщения к культурному наследию страны и отдельных народов России;
3. Осознанного отношения к своей деятельности:
- осознание причастности к сохранению многонациональной культуры народов России;
- понимание важности навыков подобной работы для себя самого (что мне это дает);
3. Деятельностно-ориентированный:
- овладение основами проектной деятельности - этапами деятельности: целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия);
- опора на самостоятельное развитие и креативность;
4. Информационно-коммуникационный:
- умение найти, отобрать и преобразовать необходимую информацию и передать ее в нужной форме;
- умение работать в Интернете и с другими источниками;
5. Гибкости, вариативности, разнообразия и динамики при выборе тем, форм, количества участников проектов и пр.

Оценка проектов
Педагогическая оценка проекта проводится таким образом:
Каждая позиция оценивается по следующей шкале:
Достигнуто в высокой степени 3 балла
Достигнуто частично 2 балла
Достигнуто в малой степени 1 баллов
Не достигнуто (или не входило в цели) 0 баллов
Оценка продукта проекта

Критерии, показатели
Баллы

1.
Актуальность темы и предлагаемых решений


2.
Полнота разработки
2.1. Замысел работы реализован.
2.2. Собственная позиция представлена


3.
Логичность изложения. Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно)


4.
Самостоятельность


5.
Творческий подход


6.
Качество оформления работы


7.
Участие родителей


8.
Практическая направленность


9.
Учет региональных особенностей



Всего баллов:


Критерии оценки самопрезентации проекта

Критерии, показатели
Баллы

1.
Соответствие требованиям конкурса


2.
Полнота самопрезентации проекта


3.
Представление этапов работы


4.
Завершенность работы (наличие обобщения, выводов в соответствии с заявленной темой)


5.
Анализ результатов проекта



Всего баллов:


Критерии оценки защиты проекта


Критерии, показатели
Баллы

1.
Аргументированность и убедительность


2.
Глубина и объем знаний, межпредметные связи


3.
Четкость и доступность выступления


4.
Коммуникативность


5.
Культура речи


6.
Использование наглядных и технических средств



Всего баллов:



Для самооценки обучающимися кратковременных (особенно в рамках одного урока) текущих проектов критерии упрощены:
Реализована ли цель;
Как глубоко и качественно реализована (содержание проекта);
Как оформлен проект;
Как представлен (защищен).

Характеристика некоторых проектов
Проектная работа велась по нескольким направлениям:
- работа с одаренными детьми, создание индивидуальных проектов (в основном, краеведческой направленности, обусловленных какими-либо «круглыми» «местными» датами;
- работа с группами учащихся, семейные проекты;
- работа с целым классом;
- проекты на общешкольном уровне.

Проект «Народы России»
Проект разрабатывался в рамках курса ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
Учебник Р.Н. Бунеева и др. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Характеристика проекта
по количеству участников – групповой (6 обучающихся);
частично исследовательский, более информационный;
практико-ориентированный, имеет на выходе конкретные продукты:
презентация, материалы о России и народах, буклет).
Цель проектной работы:
узнать и показать другим удивительное разнообразие наших соседей, увидеть себя, русских, со стороны,
а также
развивать чувство патриотизма, сопричастности к России, формировать активную гражданскую позицию.
Задачи:
- расширение знаний обучающихся о народах России, многообразии и уникальности этнического богатства нашей страны;
- обучение проектной деятельности;
- развитие УУД (поиск, обработка, анализ информации) и пр.
Актуальность
Работа в области патриотического воспитания всегда актуальна, особенно в данный период обострения национальной конфронтации (события на Украине).
Этапы реализации
Постановка задачи, коллективное обсуждение, принятие решения «Делаем»
Распределение народов России для подготовки рассказов
Выработка общих критериев для рассказа
Подготовка докладов, выступления на уроках, корректировка
Объединение собранных электронных материалов
Подготовка презентации защиты, обсуждение, выбор сопутствующих атрибутов – детали костюма представляемого народа, подготовка текста защиты, репетиции
Выступление – защита проекта на школьной конференции
Обсуждение работы над проектом
Подготовка самопрезентации (разработка буклета, описание проекта).

Примерный план рассказа о народе:
Что за народ,
Где живет, есть ли название своей страны, столица, герб, флаг;
Есть ли свой язык, письменность, как он звучит (отрывок из песни);
Национальная одежда,
Национальный танец,
Национальные праздники,
Национальные герои,
Национальные сказки,
Национальная еда,
Национальные промыслы,
Характер нации,
Что-то особенное, удивительное
Анализ работы
При подведении итогов ребята отметили, что работа над проектом им понравилась, узнали много интересного, работали вместе
Минусы проекта:
- не удалось самим попробовать делать презентации (не ФГОС-класс, еще не умеют, выводы для обсуждения в школе и внесения задачи для кружка «Информатика»);
- не указали источники получения материалов.
Перспективы
Работа может быть продолжена следующими обучающимися (другие народы). Можно создать объединенный банк данных о народностях России – не только в школе, но и в городе. Запланирована исследовательская работа «Характер народа в народных пословицах».
Полезность
Материалы могут быть использованы другими учителями для организации проектной работы в области ОРКСЭ
Перечень материалов проекта:
Раздел «Гимн России»:
Гимн России с текстом караоке для разучивания и исполнения;
Мр3 запись
Клип «День России 2012 - Гимн России - Россия, Вперед! – Салют»
Клип «Гимн России в исполнении группы ЛЮБЭ»

Раздел «О России»
Клипы «Россия»
песня Трофима «Родина»
«Про Россию»
«Что может быть лучше России»
Песни «Гимн детей России»
«Мы дети твои, Россия»
«У моей России длинные косички»
«Моя Россия»
Серия МУЛЬТИ-РОССИЯ о РОССИИ (анонс)
Карты России и представляемых регионов (35)
Презентации «Россия моя родина»,
«Моя родина Россия»

Раздел «Народы России»
Аудиоэнциклопедия для школьников о народах России (59 файлов)
Мульти-Россия (45 минутных мультфильмов о разных регионах России, текстовой файл с описанием)
Справочный материал «Народы России» (36 народов)
Электронная книга «Атлас культуры народов России» (Зенько АП и др)
Электронная книга «Малые народы России»
Презентации «Мы народы России»
«Народы России»
«Национальный состав России»
Видео «Народы России и ближнего зарубежья»
Конспекты урока «Народы России» (2 текстовых файла)

Раздел «Башкиры»
Презентации «Башкиры»
«Башкиры в Краснодарском крае»
Видео «Башкиры – люди меда»

Раздел «Белорусы»
Тематический час «ДАВАЙТЕ ГОРДИТЬСЯ ТЕМ, ЧТО МЫ БЕЛОРУСЫ»
Туристическая презентация «Сувениры из Беларуси»
Презентация «Страна Белоруссия»
Песни на белорусском языке
Дзяды (текстовой файл)

Раздел «Коми»
Сборник коми песен
Презентации «Народы Пермского края»
«Мифология коми»
Клип «Презентация Республики Коми в ООН»
Видео «Своя тропа» (о коми народе)
Коми (текстовой файл)
Раздел «Русские»
Презентации «Богатыри земли русской»
«Русская изба»
«Русские народные сказки»
Видео «Белёв. Город яблок или Русские какие мы
Клип хоровод ансамбля «Березка»

Раздел «Татары»
Песня «Курай»
Клип «Татары» (Леонова Мария)
Презентации «Татарская кухня»
«Татарские танцы»
«Татарский костюм»
«Татары»
«Татарский фольклор»
Видео «Мы говорим по-татарски»

Раздел «Украинцы»
Презентация «Украина»
Сборник украинских песен
Клип «Гопак»

Раздел «Якуты»
Традиционная культура народов Якутии (текстовой файл)
Якутские песни
Презентации «Ысыах»
«Якутский героический эпос» «ОЛОНХО»
«Якутская кухня»

Видеоклип по проекту размещен по следующем адресу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Краеведческие проекты

Кратко представлю проведенные краеведческие проекты, способствующие формированию личной сопричастности учащихся к историческому, культурному прошлому и настоящему нашей страны:
1) буклет-путеводитель по г. Обнинску и серия заочных экскурсий по городу (презентации);
2) «Наш земляк адмирал Сенявин» (двое обучающихся);
3) «Святой Кукша - просветитель вятичей» (Хреняков Степан);
3) «Наш земляк – архитектор М.Т. Преображенский». Проект был задуман как социальный, еще не закрыт. Его целью является возвращение славного имени выдающегося архитектора русского стиля жителям его села, обнинцам и всем патриотам. В проекте участвовали несколько учащихся. Собранная информация была оформлена в виде доклада на конференцию, презентации, брошюры, видеоклипа. Жителям села «Совхоз Боровский» (ранее село Троице-Секия) была организована лекция о знаменитом земляке, в библиотеку села передана брошюра, подготовлен стенд о Михаиле Тимофеевиче. В сентябре 2015г. готовим несколько публикаций в обнинские газеты ко второму юбилею профессора, создавшего удивительные храмы, ставшие «лицом» России за рубежом.
Ссылки публикаций видеоклипов о Преображенском: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с текстом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Другие проекты в области гражданско-патриотического воспитания:
внутриклассный проект «Мой город», например, представление своего города (презентация «Жуков» Лукашиной Анастасии) (включен в самоанализ);
индивидуальный проект «Русская одежда» Анастасии Штумпф (включен в самоанализ);
индивидуальный проект «Белоствольный символ России» (Саликова Ольга) посвящен белоствольной красавице – березке. Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю;
проект 4Б класса «Домашние архивы или как сохранить историю семьи» (Рахманкулов Илья) был посвящен рассказу о том, что, как важно проводить работу по сохранению культурного наследия семьи. Важно не откладывать её на потом нельзя, т.к. вместе со старшим поколением от нас уходят уникальные интересные сведения, которые составляют частичку нашей общей истории.

Общешкольные проекты патриотической тематики

1) «Недаром помнит вся Россия» памяти 200-летия Отечественной войны 1812г.

2) «Устный журнал «Мы за чистоту русского языка» , web-адрес публикации: kopilka.ru/prezentaciya_quotustnyy_zhurnal_my_za_chistoty_russkogo_yazykaquot-30257.htm (48 учащихся, в то числе ученики 4 класса)

3) «Профессии моих родителей» (целевой компонент: познакомить учащихся с миром профессий их родителей, предприятиями г. Обнинска и окрестностей, формировать уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.

4) Участие во всероссийской акции «Бессмерный полк»: Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. 18 семей приняли участие, оформлено 5 стендов.

Ежегодные циклопроекты в рамках кружка духовно-нравственного направления «Истоки»
Циклопроектом названы проекты, проводимые не однократно, а каждый год с новыми обучающимися. Наполнение тем внутри циклопроекта меняется. Например, проект «Что говорят нам названия городов и деревень Калужской области»: берем новые районы Калужской области. Сам поиск «говорящих» топонимов увлекает. В него втягиваются не только дети, но и семьи (даже бабушки – у них больше времени). Перечислю некоторые циклопроекты:
1) командная игра «Город-Деревня» (чаще всего побеждает команда «Деревня»);
2) «Что говорят нам названия городов и деревень Калужской области»; 3) «Происхождение наших фамилий»; 4) «Мое семейное древо»; 5) «О чем говорит мое имя»; 6) «Святой, имя которого я ношу»; 7) «Правда и Кривда в сказках» и др.
Проекты патриотической тематики в ГМО духовно-нравственного образования и воспитания г. Обнинска
Для привлечения интереса педагогических работников и обучающихся школ Обнинска к гражданско-патриотическому воспитанию в номинации ежегодного Муниципального конкурса проектов была включена номинация «Мое отношение к Родине». Это дает дополнительный стимул обучающимся лучшие проекты представлять на городском уровне. Видеоклип о первом конкурсе размещен по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Диагностика работе. Способы замера результатов
Объектами изучения являлись классы, группы и отдельные обучающиеся, семьи школы «ЧаШа». Принятие духовных ценностей «на словах» проверялось с помощью письменных и не подписываемых учениками диагностических работ. В них ученикам предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы не подписываются учениками.

Были использованы следующие приемы и методы диагностики:
1. Наблюдение как метод длительного, планомерного, целенаправленного описания особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении обучающихся;
2. Анкетирование (методика Н.П. Капустина и Г.И Щурковой для определения уровня воспитанности обучающихся в целом), методика по выявлению уровня сформированности основ гражданской идентичности, методика «Неоконченное предложение»
3. Беседа для выявления мотивов поведения, особенностей характера, оценки.
4. Анализ продуктов проектной деятельности – проектов обучающихся.

В качестве входящей диагностики в сентябре были проведены два классных часа – викторины «Знаешь ли ты Россию» и «Угадай промысел». По анализу работы учащихся на классных часах были сделаны выводы:
1. Дети знают государственную символику;
2. Гимн России не могут спеть полностью (задача перенесена на классного руководителя);
3. Знают расположение Калужской области и особенности города Обнинска;
4. Могут назвать только основные русские народные промыслы (Гжель, Хохлому);
5. Знают, что береза является своеобразным символом России, но не знают, почему (значение березы в жизни наших предков);
6. Назвали хоровод как самый известный русский танец;
7. Вспомнили, что Русь была крещена (программа кружка «Истоки» 3 класс);
8. Не смогли объяснить, почему Русь называют святой.

Выводы: образ России (когнитивный компонент) в основном сформирован (государственные атрибуты, символы), в программу работы нужно включить те вопросы, на которые обучающиеся не смогли четко ответить.


Методика самооценки уровня сформированности гражданской идентичности
Анализ результатов анкетирования четвероклассников

Показатели сформированности гражданской идентичности на уровне начальной школы:
1. представление о Родине, уважение к ней;
2. любовь к родному краю (малой родине);
3. наличие позитивного отношение к семье, понимание ее ценности для человека;
4. готовность помочь ближнему.

Для проверки сформированности показателей ОГИ была использована методика самооценки уровня сформированности гражданской идентичности. На ее основе составлена следующая анкета:


В каждом разделе выдели ту цифру, которая тебе подходит
1.1.
5 – люблю и берегу природу, побуждаю к бережному отношению других
4 – люблю и берегу природу
3 – участвую в деятельности по охране природы под руководством учителя
2 – не очень нравится участвовать в деятельности по охране природы (заставляют взрослые)
1 – природу не ценю и не берегу, ломаю природные объекты
1.2.
5 – интересуюсь и горжусь историческим прошлым Отечества, рассказываю об этом другим
4 – интересуюсь историческим прошлым, самостоятельно изучаю историю
3 - люблю слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории
2 – знакомлюсь с историческим прошлым только при побуждении старших
1 – не интересуюсь историческим прошлым, высказываю негативные оценки
2.1.
5 – нахожу дела на пользу своему городу и организую других
4 – нахожу дела на пользу городу селу
3 – с желанием участвую в делах на пользу своему городу, организованных другими людьми
2 – участвую в делах на пользу своему городу, организованных другими людьми под давлением со стороны
1 – не принимаю участия в делах на пользу своему городу
2.2.
5 – организую дела на пользу школе; классу
4 - участвую в делах класса и привлекаю других
3 – испытываю гордость за свою школу, участвую в делах класса
2 – в делах класса участвую при побуждении
1- в делах класса не участвую, гордости за свою школу не испытываю
2.3.
5 – интересуюсь и горжусь историческим прошлым своего края, берегу исторические памятники, рассказываю об этом другим
4 – интересуюсь историческим прошлым своего края, берегу исторические памятники
3 - люблю слушать рассказы взрослых и одноклассников по истории нашего края
2 – знакомлюсь с историческим прошлым нашего края только при побуждении старших
1 – не интересуюсь историческим прошлым нашего края, высказываю негативные оценки
3. 1
5 – люблю своих родителей, благодарен им за заботу, считаю, что они делают для меня всё, что могут
4 – люблю своих родителей, благодарен им за заботу
3 - люблю своих родителей, считаю, что они делают для меня не всё, что могут
2 – люблю своих родителей, но считаю, что они для меня ничего не делают
1 – не уважаю и не люблю своих родителей
3.2.
5 – домашние обязанности исполняю добровольно, всегда качественно
4 - домашние обязанности исполняю добровольно, но не всегда качественно
3 – домашние обязанности исполняю по настроению
2 – домашние обязанности исполняю при наличии напора и контроля со стороны родителей
1 – нормы и правила поведения не соблюдаю
4.1.
5 – уважаю старших, не терплю неуважительного отношения к ним со стороны других
4 – уважаю старших
3 – уважаю старших, но на неуважительное отношение со стороны других не обращаю никакого внимания
2 - к старшим не всегда уважителен, нуждаюсь в руководстве
1 – не уважаю старших, допускаю грубость
4.2.
5 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно отношусь к сверстникам, осуждаю грубость
4 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам
3 – сам уважение проявляю, но к грубости других равнодушен
2 – проявляю дружелюбие в присутствие взрослых
1 – груб и эгоистичен
4.3.
5 – сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным, привлекаю к этому других
4 – сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным
3 – помогаю слабым, беспомощным при организации дела другими людьми
2 – помогаю слабым, больным при условии поручения
1 – неотзывчив, иногда жесток

Обработка результатов показала, что средний показатель 3,9 (объединенная самооценки обучающихся и педагогов). У некоторых обучающихся (30%) завышенная самооценка

Анализ уровня сформированности гражданской идентичности

Показатели уровня сформированности гражданской идентичности:
1. представление о Родине, уважение к ней;
2. любовь к родному краю (малой родине);
3. наличие позитивного отношение к семье, понимание ее ценности для человека;
4. готовность помочь ближнему.

Чтобы высчитать показатель уровня сформированности гражданской идентичности одного обучающегося, складываются все показатели каждого обучающегося и делятся на 10 (количество ответов в разделе).
Чтобы высчитать показатель уровня сформированности гражданской идентичности класса в целом, все личностные показатели складываются и делятся на количество обучающихся.

Уровни
Высокий - выше 4 балов;
Средний – от 3 до 4 баллов;
Низкий – от 1 до 2 баллов.

Основные отношения и показатели воспитанности и признаки и уровни формирующихся качеств

Обработка результатов

Самооценка обучающихся: средняя по классу 4,0

Отношение к Родине

Отношение к своему городу, краю

Отношение к семье

Отношение к людям

Общая оценка

4 4
4 5 4
4 4
5 5 4
4,3

5 4
5 5 5
5 4
5 5 5
4,8

5 5
5 5 5
5 5
4 5 4
4,8

4 3
2 3 4
5 5
4 4 4
д 3,8

5 4
3 4 5
5 4
5 5 2
Д 4,2

4 4
5 5 4
4 4
3 5 3
Д 4,1

5 5
5 5 5
5 5
5 5 5
5,0

4 5
3 3 5
5 5
5 5 4
Д 4,4

4 3
3 3 5
5 5
4 4 4
Д 4,0

4 5
3 3 4
5 4
5 5 5
4,3

5 5
3 4 4
5 5 4
5 5
4,5


Оценка педагогическая: средняя по классу: 3,8

Отношение к Родине

Отношение к своему городу, краю

Отношение к семье

Отношение к людям

Общая оценка

4 3
3 4 3
3 3
2 3 3
3,1

4 4
4 4 4
4 3
4 3 3
3,7

4 3
3 4 4
4 4
3 3 3
3,5

4 4
4 3 4
4 4
4 4 4
Д 3,8

4 4
3 4 4
3 4
4 3 3
Д 3,6

4 4
3 4 4
4 4
4 4 4
Д 3,9

3 4
3 3 3
4 3
3 4 3
3,3

4 5
4 4 4
4 4
3 3 4
Д 3,9

4 4
4 4 4
4 4
4 4 4
Д 4,0

4 3
3 3 4
4 4
4 3 3
3,5

4 4
3 4 4
4 3
4 4
3,4


Уровень сформированности основ гражданской идентичности достаточно высокий - 3,9 балла.

Задания «Неоконченное предложение»

Пожалуйста, допиши то, что думаешь
1
1. В моём понимании Родина __________________________________________________
2. Я горжусь своей страной за то, _______________________________________________
____________________________________________________________________________ 3. Я не уеду из страны, потому что ______________________________________________
4. Мне нравится в своей стране _________________________________________________
5. Я могу сделать для своей страны _____________________________________________
2
1. Я люблю свой город, потому что _______________________________________________
____________________________________________________________________________ 2. Если был бы я волшебником, то я для города ____________________________________
____________________________________________________________________________ 3. Для своего города я делаю __________________________________________________
4. В жизни нашего города мне не нравится ________________________________________
5. Если бы мне предложили переехать в другой город, то я __________________________
3
1. Для меня семья – это _________________________________________________________
2. Я люблю своих родителей за __________________________________________________
3. Мы всей семьёй _____________________________________________________________
4. Для семьи я могу ____________________________________________________________
5. Традиции нашей семьи _______________________________________________________
4
1. Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то _____________________________________
2. Если родители пришли домой уставшие, я ______________________________________
3. Если моего друга обидели, я __________________________________________________
4. Если я окажусь в одном классе с учеником другой национальности, то я _____________
_____________________________________________________________________________
5. Если мой друг сказал неправду, то я ____________________________________________

Итоговая диагностика по выявлению уровня сформированности основ гражданской идентичности показала:
Методика «Неоконченное предложение»

1 раздел: любовь к Родине;
1) обучающиеся дали следующие определения понятию Родина:
«место, где ты родился» (50%);
«часть моей жизни» (15%);
2) обучающиеся гордятся Россией, потому что:
наша страна красивая (15%) и сильная (30%);
большая(30%);
сплоченная (15%);
у нас сильный президент (15%);
мы победили во многих войнах (30%);
у нас спокойно (45%);
люди у нас добрые (30%)
3) что обучающиеся готовы сделать для России:
защищать ее (15%), ухаживать (15%), сделать то, что ей нужно (15%), не мусорить (!);

2 раздел: любовь к малой родине:
1) обучающиеся любят свой город, потому что:
«он красивый» (45%), «чистый» (15%), «здесь живут близкие мне люди» (15%),
«уютный» (15%);
2) для своего города могут сделать:
«следить за чистотой» (60%), «не делают ничего» (30%);
3) если бы они были волшебниками, то
«сделали бы город чище» (60%), «чтобы не было убийств» (15%), «больше магазинов и светофоров» (15%);
4) переехать в другой город не хочет никто;

3 раздел: семейные ценности
1) семья –
«дороже алмазов» (15%), «самое дорогое на свете» (15%);
«большая часть жизни» (15%),
«любовь и дружба» (15%),
«радость» (15%);
2) родителей любят, потому что они
«трудолюбивые» (15%), «добрые» (45%), «любящие» (15%);
3) основное совместное времяпрепровождение семьи – праздники (30%), прогулки (30%), просмотр телевизора (45%);
4) традиции семьи:
Совместные праздники (30%);
Не обижать никого (15%);
Не знают (30%);
5) что ты мог бы сделать для семьи:
Стать добрее (!),
Помогать (30%),
Отдать за них жизнь (!)
Дарить подарки (15%)
Хорошо учиться (15%);

4 раздел: милосердие
1) Готовность помочь тому, кому нужна помощь – 100%
2) Если родители пришли домой уставшие:
Не буду перечить, сделаю чай или то, что они попросят, накормлю.
3) Если у друга беда: пожалею, заступлюсь за него (60%)
4) Если в классе будет учиться кто-то другой национальности, я:
Буду сдерживаться
Расспрашивать его
Не буду обижать и обзывать (30%)
Буду учить русскому языку
Подружусь с ним
5) если друг сказал неправду:
Объясню ему, что это плохо,
Расскажу родителям
Отомщу (?!)
Огорчусь

Вывод: основы гражданской идентичности у обучающихся сформированы. Некоторые ответы обучающихся заставляют задуматься (желание мести), отдельные – радуют (толерантные качества, готовность стать добрее ради своих близких).


«Продукты» программы «Проекты СОГИ»

Перечень разработанных материалов в рамках программы:
презентации к двум классным часам «Знаешь ли ты Россию» и «Угадай промысел». Цель данных мероприятий – выявление первичного уровня знаний обучающихся о России.
2) Семинар «Проекты в ОРКСЭ» (Презентация «Проекты в ОРКСЭ» , web-адрес публикации: kopilka.ru/prezentaciya__gmo__proekty_v_orkse-29444.htm).

Получены подтверждения

1) проект «Народы России»
- Общероссийский конкурс «Можно ли воспитать патриотизм?». Результатом стал диплом первой степени (2014г.);
- диплом 3 степени конкурса «Внеурочная деятельность общего образования»;
- диплом 2 степени Городского конкурса проектов ОРКСЭ за защиту проекта «Народы России».
2) диплом 2 степени за буклет-путеводитель по г. Обнинску экскурсий по Обнинску (презентации), презентацию-самопредставление проекта, презентации «Обнинск», «Обзор достопримечательностей» и «Усадьбы Обнинска» региональной конференции «Интерес. Познание. Творчество».

Вовлечение родителей в работу над проектами
участие в общешкольном проекте «Профессии моей семьи»;
участие в общешкольном проекте «Бессмертный полк» (работа семьи Калугиных была представлена на Второй муниципальный конкурс проектов ОРКСЭ;
участие в совместном родительском собрании «Традиции семьи».

«Минусы» программы
1) недостаточная проработка диагностического компонента;
2) отсутствие социальных проектов, привлечения волонтерской практики;
3) нет согласования с проектами других учителей, работающих в этом классе;
Перспективы работы над темой

1) Освоение возможностей других воспитательных технологий в области формирования основ гражданской идентичности:
Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт);
Технология саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко);
Технология самообразования и саморазвития человека (автодидактика В.А.Куринского);
Технология развития театрального творчества режиссера Ленинградского ТЮЗа З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной;
Метода «угашения отрицательных переживаний»;
продолжение подборки диагностических методик;
анализ проводимых диагностических работ в 4-х классах с целью выделить имеющиеся вопросы гражданско-патриотической направленности;
оформление опыта работы с видеоматериалами в данном направлении;
включение в программу социальных проектов; апробация технологии авторской социальной методики «Радужное дело»;
создание детской школьной организации.
Заключение

Формирование гражданской идентичности должно представлять собой целенаправленный процесс, включающий учебную и внеурочную деятельность. Важно создать необходимые условия, осуществить выбор тем и форм работы для решения данной единой задачи. Организация проектной деятельности гражданско-патриотической тематики дает более высокие возможности в становлении основ гражданской идентичности. Описанный опыт планирую продолжать, совершенствовать и вовлекать новых обучающихся в разнообразные цикличные и вновь придуманные проекты.

Используемые источники
Иванов Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов.- М. : АПКиППРО, 2005
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий – СПб.: КАРО, 2004
«О национальной доктрине образования в РФ до 2025 года» (Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков - Москва, «Просвещение», 2009г. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крузе-Брукс О.А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации. - Великий Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. 2008. - 176 с. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59с. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина.  М.: Издательский центр «Академия», 2010. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М., 2012. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]















13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815










15