Конспект по географии Земля — планета солнечной системы


Урок по географии в 6-м классе по теме "Земля - планета Солнечной системы"Цели урока:Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля - планета Солнечной системы” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.
Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.
Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.
Форма урока: творческая мастерская “письмо моему марсианскому другу” в 6 классе.
Мотивационно-целевая установка: перед каждым из вас лежит письмо вашему марсианскому другу, в течение урока вы его должны наполнить содержанием и отправить.
Дидактическая составляющая урока приведена в Приложении 1.
Методические пояснения к уроку приведены в Приложении 2.
Ход урокаПосмотрите, чего нет у этого письма?
У него нет адреса отправителя и (адреса получателя).
Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого подписать письмо.
Галактика - Млечный Путь
Солнечная система
Солнце - звезда
Планеты
Спутники планет
Кометы, астероиды, метеоры
Н. Коперник - XIV век
Гелиоцентрическая система мира<Рисунок 1>
Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.
Галактика - крупное скопление звезд, насчитывающая десятки миллиардов звёзд, облаков межзвёздной и пыли и газов. В галактику Млечный Путь входит и Солнечная система. Солнце - самая близкая к 9-ти планетам звезда, давшая название системы. Планеты - главные составные части Солнечной системы. В нашу Солнечную систему входят 9 планет, их спутники (более 60), а также кометы, астероиды, метеоры. Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном обосновал гелиоцентрическую (“Гелиос'’ - Солнце) систему мира
- Сейчас, ребята, вы подписываете письмо.
Куда:
f'алактица - Млечный УТуш
Система- Солнечная
ЗГлане-та - Марс
Кому: моему марсиапстфму другу
Omtyda: Таляфш^а — 'Млечный УГутъ Система- Солнечная Жяанета - Зелия
Mamputy- Щтзия, страт -tРоссия Тород ‘Челябинск^ум УТионгрс^ач, Ю н От црго:
(Ученика 6-2 класса МОУ гимназии :Л(? 26 Звездой Ял щакдра
<Рисунок 2>
Для продвинутых учащихся можно предложить начать писать письмо - это будет, с одной стороны проверкой умения работать с атласом и учебником, с другой стороны, это будет и элементом обобщения знаний по теме. В начале письма ученик сообщает марсианскому другу некоторые данные о Солнечной системе и спрашивает его, что ещё ему известно?
Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета Сатурн, у неё их 17.
Сейчас, ребята мы с вами вспомнили, что Солнечная система состоит из 9 планет.
Назовите, пожалуйста, общие для всех планет признаки.
Ответы учащихся включают:
планеты не излучают собственного света;
вращаются вокруг своих осей;
по орбите вращаются вокруг Солнца;
почти одинаковая форма
Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет - разные размеры.
Наша с вами задача из “космического информатора” выбрать нужные карточки, выстроить их в логической последовательности, дать объяснение данному выбору и на основе этого продолжить писать письмо.
Шарообразная форма. Геоид
Ось
R экваториальный - 6378 км
R полярный - 6357 км
S поверхности Земли - 510 млн. кв. км

<Рисунок 3>
Возможные краткие пояснения учащихся полученного выбора карточек и их последовательности.
Форма нашей планеты близка к шарообразной. В результате вращения Земли вокруг своей оси она сплющивается у полюсов, т.е. радиус экваториальный на 21 км больше радиуса полярного и является по форме ГЕОИДОМ.
Наша планета, обладая такими размерами и имея такую массу, обладает силой притяжения.
Планета вращается вокруг Солнца, по орбите двигаясь со скоростью 30 км/с.
Полный оборот Земля совершает за год, т.е. за 365 дней 6 часов 9 минут и 9 секунд. Каждые четыре года на нашей планете проходит високосный год, в феврале которого 29 дней.
Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за 24 часа, что является сутками.
Учащиеся начинают писать письмо (продвинутые учащиеся продолжают его писать).
Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами
составляет 21_км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?
блокСейчас, ребята, давайте с вами вспомним благодаря каким ученым, мы, живущие в 21 веке, все это знаем?
Посмотрите на “космического информатора” и выберите необходимые портреты ученых.
Объясните в чём вклад каждого из них.

Аристотель - доказал шарообразность Земли.

Эратосфен - первый рассчитал размеры Земли.

Пифагор - первым высказал предпололсение о шарообразности Земли.
Учащиеся продолжают писать письмо своему марсианскому другу.
У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III - II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.)
блок- Сейчас, ребята, давайте подпишем, используя карточки из “космического информатора”, элементы на предлагаемой схеме, и дадим этим элементам определения.

<Рисунок 7>
Полярные круги - условные линии, где полярный день и полярная ночь длятся сутки.
Тропики - условные линии, где Солнце дважды за год в полдень бывает в зените.
Экватор - условная линия, длиной 40076 км, и разделяющая земной шар на два полушария: северное и южное.
Полюс - условная точка выхода земной оси на земную поверхность. Или точка пересечения земной оси и земной поверхности.
- Сейчас, ребята, давайте элементы на предлагаемой схеме обозначим в градусной мере.
23,5* ю.ш
90* ю ш /
66,5° ю ш
<Рисунок 8>

Величина 23.5? соответствует углу наклона земной оси, что соответствует широтам тропиков.
Угол наклона земной оси к плоскости вращения по орбите соответствует широтам полярных кругов - 66,57.
блок
- Теперь, ребята, давайте из “космического информатора” выберем причины и им соответствующие следствия.

<Рисунок 9>
ввс:==С>
Шарообразная формаЗемли
различное количествосолнечного света итепла на разныхширотах.
В результате должны получиться такие причинно-следственные схемы.
<Рисунок 10>
приплюснутость Земли у полюсов (геоид) Вращение Земли возникновение силы Кориолисат е отклонение всей
вокруг оси ост движущихся тел вправо в северном и влево в южном полушариях
смена дня и ночи
<Рисунок 1 1>
блокНа нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него - нулевой, а у меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше его на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав?
блок- Сейчас, ребята, давайте посмотрим на карточки из “космического информатора”. Все они остались не задействованными. Давайте подумаем, почему они остались.
Искусственные спутники
GPS навигация
Полёт в космос
МКС (Международнаякосмическая станция)
Система навигации «Гланас»
Космический туризм
НЛО
Звёздные войны
А. Л.Чижевский - гелиобиолог<Рисунок 12>
Возможные краткие пояснения учащихся
Информация на данных карточках относится к новым исследованиям Земли и Космоса и представляет собой ещё очень большое количество тайного (Звёздные войны, НЛО), а так же представляет собой современные исследования нашей планеты и планет всей Солнечной системы.
Общий вывод по уроку: Земля - планета Солнечной системы со своими отличительными чертами (размеры, типы движений, изменения и т.д.) Постичь законы на Земле, это попытка познать тайны всей вселенной.
Дидактическая составляющая
Возможные картинки на конвертах для писем.


Всё письмо марсианскому другу
Здравствуй мой незнакомый марсианский друг. Очень хочется с тобой начать переписку и рассказать о себе. Я живу на планете Земля, которая расположена на третьей орбите от Солнца. На нашей планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной системе является Юпитер, а самой маленькой Плутон. Самой быстрой планетой является Меркурий, а самой медленной Плутон. В нашей Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета Сатурн, у неё их 17.
Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей форме. Она чуть-чуть приплюснута у полюсов. Разница между полярным и экваториальным радиусами составляет 21 км. Год на нашей планете длится 365 дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше. Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?
У нашей планеты шарообразная форма и оптимальные для возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём великим древнегреческим ученым, а именно благодаря Аристотелю (IV век до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III - II века до н.э.), вычислившему размеры Земли и Пифагору (IV век до н.э.)
На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах, поэтому у нас с ним разные часовые пояса: у него - нулевой, а у меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному времени было введено декретное время и разница между моим городом и Лондоном составляет 5 часов. Поэтому мне приходиться раньше него на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь, у моего друга всего лишь 19 часов и он не спит как я, а ещё читает или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я ответил, что в 8 часов утра в Лос-Анджелесе было бы 13 часов, и я бы поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы в 14 часов, уже нет. Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав? Очень жду твоего ответа.
Методическая составляющая
Виды деятельности Элементы проверки
I блок
Подписывание конверта Составные части Солнечной системы. Последовательность рассуждений от общего к частному
Краткая характеристика некоторых особенностей планет Солнечной системы Умение анализировать информацию из атласа стр. 2-3 и тетради-тренажера стр. 32 Проверяется 6 элементов
II блок
Осуществление выбора необходимых карточек из «космического информатора» Умение мыслить логически, находить взаимосвязи между элементами; умение их объяснять Проверяется 3 элемента
III блок
Определение по рисункам ученых Древней Греции Проверяется зрительная память и умение соотнесения данных
Проверяется 3 элемента
IV блок
Работа со схемами Определяются знания элементов градусной сетки и их градусные величины. Даются определения этим элементам. Устанавливаются логические зависимости между углами наклона земной оси и широтами тропиков 23,5° и полярных кругов 66,5°
V блок
Составление логических цепочек, используя готовые карточки Формирование умения логически мыслить
VI блок
Написание письма Решение задач на поясное время Проверяется 6 элементов
Система оценивания: 15-18 верных элемента- «5», 10-14 «4», 8-9 «3», менее 8 - «2»
Заготовка для написания письма:
Здравствуй мой незнакомый марсианский друг. Очень хочется с тобой начать переписку и рассказать о себе. Я живу на планете
Земля, которая расположена на орбите от Солнца. На нашей
планете есть жизнь. Самой большой планетой в нашей Солнечной
системе является , а самой маленькой Самой быстрой
планетой является , а самой медленной В нашей
Солнечной системе есть планета с самым большим количеством спутников - это планета , у неё их 17.
Земля, на которой я живу очень необычная планета по своей
форме. Она чуть-чуть у полюсов. Разница между полярным и
экваториальным радиусами составляет км. Год на нашей планете
длится дней, а на твоей планете он ровно в два раза больше.
Через каждые 24 часа я хожу в школу учиться, а ты?
У нашей планеты форма и оптимальные для
возникновения жизни условия. Но узнал я об этом благодаря трём
великим древнегреческим ученым, а именно благодаря (IV век
до н.э.), который доказал шарообразность Земли; Эратосфену (III
- II века до н.э.), вычислившему до н.э.)
..Земли и Пифагору (IV век
На нашей Земле очень много стран. У меня есть друг, который живёт в Лондоне. Так как мы живём в разных странах,
поэтому у нас с ним разные часовые пояса:у него - , , а у
меня - четвёртый. Но в моей стране к действующему поясному
времени было введено и разница между моим городом и
Лондоном составляет часов. Поэтому мне приходиться раньше
него на 5 часов вставать и идти в школу. А когда у нас полночь,
у моего друга всего лишь и он не спит как я, а ещё читает
или смотрит телепередачи. А сегодня на уроке географии меня учительница спросила, а если бы твой друг жил в Калифорнии - в городе Лос-Анджелесе смог бы ты с ним поговорить по телефону, когда бы собирался в школу или когда бы пришел из школы? И я
ответил, что в утра в Лос-Анджелесе было бы и я бы
поговорил с ним, а вот когда бы пришел из школы, уже
Как ты думаешь, мой марсианский друг, я прав? Очень жду твоего ответа.