Конспект урока Земля — планета Солнечной системы


Урок №44-45 «Земля в Солнечной системе»
Цели:
Содержательная:
-Продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы;
-Сформировать знания учащихся о нашей Галактике Млечный Путь, о влиянии системы “Земля-Луна” на земные процессы;
-Расширить знания о людях, их прфессиях, внесших вклад в изучении Вселенной.
Развивающая: Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между размерами Земли и природой;
Деятельностная: Развивать умения учащихся по работе с текстом учебника,справочными материалами;
Воспитательная: Воспитывать понимание того, что Земля- единственная планета, на которой существует жизнь.
Задачи:
Сформировать представление о значении географических карт в жизни человека, способах их создания.
Сформировать знания о способах изображений на картах, видах карт.
Начать формирование умения сравнивать различные виды карт
Планируемые результаты:
Предметные
Читать карты различных видов на основе анализа легенды
Определять зависимость подробности карты от ее масштаба
Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов
Познавательные УУД
Смогут:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно следственные связи.
Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст).
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные УУД
Смогут:
Осознанно использовать речевые средства выражения своих чувств, мыслей.
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Уметь взглянуть на ситуацию с другой стороны мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
Смогут:
Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Самостоятельно планировать пути достижения целей. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Опорные понятия, термины:
Планеты, вращение Земли, Луна Новые понятия:
Галактика, созвездия, Млечный путь, спутники планет, Солнечная система
Источники информации Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 класс
Атлас География. Планета Земля 5-6 класс
Лобжанидзе А.А. Тетрадь – тренажер, часть 1
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Включить обучающихся в учебную деятельность Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. Приветствуют друг друга
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала «Колыбельная медведицы» - музыка
Учитель читает стих.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Приложение 1.
Прием №1 Кластер: Земля Прослушать фрагмент стихотворения, ответь на вопрос:
- какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышали эту фразу
- Слушают стихотворение.
-Называют свои ассоциации.
- Записывает все ассоциации на доске.
-Заполняют кластер в тетради
- Высказывают свои предположения
- О чем может пойти речь на уроке?
Сообщает тему урока
3. Сообщение темы и цели урока Земля в Солнечной системе. (слайд 1) Дополните схему:
3663315552450016630655524500
4187190660400083439011366500
2891790635Солнечная система
00Солнечная система
223456563500101536595885Земля
00Земля

215836539243000366331511544300016637004686300083439039243000
41776659207500389191514922500
3225165952500
4. Изучение нового материала: «Географические следствия формы и размеров Земли» (Стадия осмысления) Предлагает выполнить задание: прочитать текст (распечатан для каждого ученика взят из учебника, параграф21, второй пункт) и сделать пометки на полях:
"V» - если считают, что это им известно
«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть
«+"- новое для них
«?» - прочитанное оказалось непонятным и требует разъясненийРаботают с текстом, делают пометки на полях (в тетраде)
Заполнить таблицу:
«V»
это мне известно «-»
думал
по- другому «+"- новое для меня «?»
непонятно, требует разъяснений
Приём №2 таблица: « Инсерт»
Вместе с учащимися заполняет таблицу.
Кластер №1
- Если бы Земля имела меньшую массу….
- Шарообразность Земли определяет ….
Кто первым на практике доказал, что Земля имеет форму шара? (Ф. Магеллан)
Кто сделал первый снимок Земли из космоса? ( Ю.Гагарин) Кто они были по профессии? Какими качествами надо обладать, чтобы достичь высоких результатов? Анализируют текст и выбирают необходимые сведения
Дополнить кластер новыми сведениями
Самостоятельно знакомятся с содержанием
Вместе с учителем заполняют таблицу
Демонстрируют результат своей работы.
Стадия осмысления Работа с текстом Учебника с.56 текст, сопровождается показом видео https://www.youtube.com/watch?v=9AgLwD8ydl8 , презентацией
Солнечная система: Что такое солнечная система?
Кластер №2 :Состав Солнечной системы
Т/Т с.44 №2 учащиеся читают текст.
После почтения составляют кластер №2
Физкульт минуткаКто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар? (Солнце) Выполняют движения
Учебник –с. 57 «Мои географические исследования»
Составьте вопросы?
- Назовите планеты https://www.youtube.com/watch?v=wg6jh2aY27Q (считалочка про планеты)- Какая самая большая?
- Самая маленькая?
И т.дМногие планеты имеют спутники. (слайд)
У Земли –один. Луна. Влияние луны на Землю? Фазы Луны (электронное приложение к учебнику) Выполнить задания из рубрики: «Мои географические исследования»
Вопрос:
В чем главная особенность Земли?
Кто первым привел доказательства о шарообразности Земли? (4 век до нашей эры Аристотель) Читают текст в учебнике на стр. 57
Отвечают на вопросы
(Прочитать текст, назвать условия, которые необходимы для формирования жизни).
Дополнительный материал:
Какие небесные тела кроме Земли существуют.
Вопросы:
Я – небесное тело. Представляю собой светящийся массивный газовый шар. Обычно состою из гелия и водорода. (звезда)
Я — твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Большинство из нас имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Крупнейший из найденных — Гоба (вес 60 тонн). Полагают, что в сутки на Землю падает 5–6 т, или 2 тысяч тонн в год.(метеорит)
Я известна с глубокой древности. Небесное тело, которые становятся все ярче и ярче по мере приближения к Солнцу, а также приобретают длинные и тоже очень яркие хвосты, - появлялись довольно редко, а главное - неожиданно. Из-за необычного вида их считали предвестниками несчастий: голода, стихийных бедствий, эпидемий, войны или смерти правителя.(комета)
Я, естественный спутник Земли, среднее расстояние от Земли 384000 км, средний диаметр 3476 км. Я практически лишена атмосферы.(Луна)
В трёхмерном пространстве звёзды, которые мы видим на небесной сфере рядом, могут быть расположены очень далеко друг от друга. С древнейших времён люди видели некоторую систему во взаимном расположении звёзд и группировали их в соответствии с ней в нас. Кто мы? (созвездия) просмотр видео
отвечают на вопросы.
Рефлексия «да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
«Игра на внимание»
Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.
1. Юпитер-планета-гигант.
2. Земля-самая большая планета.
3. Нам известна лишь одна галактика.
4. Луна-естественный спутник Земли.
5. Марс-планета земной группы. Знаком « +» отмечают верные высказывания, «-», неверные. Работа в парах.
Этап контроля знаний и способов действий Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изученной темы Т/Т с.36 №1,2 Этап информации о домашнем задании Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Прочитать параграф 21, ответить на вопросы.
Сделать книжку – малышку о планетах Солнечной системы
Выполнить задание в Т/Т с.40 №1-6 Записывают домашнее задание в дневник.
Этап подведения итогов Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?
Оцените свою работу. Поставьте оценку. Детские стихи про планеты
По порядку все планетыАркадий ХайтПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон. Андрей УсачевНа Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт:МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь - НЕПТУН, Девять - дальше всех ПЛУТОН, Кто не видит - выйди вон!«да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
Детские стихи про планеты
По порядку все планетыАркадий ХайтПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон. Андрей УсачевНа Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт:МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь - НЕПТУН, Девять - дальше всех ПЛУТОН, Кто не видит - выйди вон!Детские стихи про планеты
По порядку все планетыАркадий ХайтПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон. Андрей УсачевНа Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт:МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь - НЕПТУН, Девять - дальше всех ПЛУТОН, Кто не видит - выйди вон!Детские стихи про планеты
По порядку все планетыАркадий ХайтПо порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон. Андрей УсачевНа Луне жил звездочёт Он планетам вёл учёт:МЕРКУРИЙ - раз, ВЕНЕРА - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - ЮПИТЕР, Шесть - САТУРН, Семь - УРАН, Восемь - НЕПТУН, Девять - дальше всех ПЛУТОН, Кто не видит - выйди вон!«да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
«да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
«да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.
«да» - «нет»
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Луна приводит к образованию приливов и отливов на Земле.
Земля имеет два спутника.
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Следствием вращения Земли вокруг своей оси является смена времен года.
Земля- это планета жизни.
Луна всегда обращена к Земле одной стороной.