Конспект вводного занятия: «Введение в образовательную программу ТКО «Юные туристы»
Муниципальное образовательное учреждение
Комсомольская средняя школа
Рамонского района Воронежской области
Конспект вводного занятия:
«Введение в образовательную
программу ТКО «Юные туристы»
Автор: Гуровская Татьяна Николаевна
п. Комсомольский 2010 г.
Тема: «Введение в образовательную программу ТКО «Юные туристы»
Цель: пробудить интерес детей к своей образовательной деятельности, изложенной в программе.
Задачи: расширять кругозор учащихся; обозначить круг знаний и умений, необходимых путешественникам; развивать эстетические чувства; формировать экологическую культуру.
Оборудование:
Кукла – петрушка: мальчик с рюкзаком за спиной; в рюкзаке – орехи.
Рюкзачок: одеяльце, дождевик, фотоаппарат, блокнот, карандаш, рабочие перчатки, яблоко. Компас.
Две бумажные куклы: мальчик и девочка, в спортивной одежде (одежда «сменная»).
Аудио кассета с записью: 1) лес утром; 2) озерные лягушки.
Картинки с изображением: муравья, березы, кукушки, лягушки.
Мешок с бутафорским мусором для игры.
Две коробки с бутафорскими дровами для разведения костра.
Гербарий подорожника (2 шт.).
Игрушка – кузнечик, цветок – ромашка (бутафорский).
Модели бумажных светофоров (12 шт.).
Карточки – задания для игры «Экологический светофор».
Два плаката с описанием значения света у светофора.
Большая карта – рисунок путешествия; 2 динамические фигурки (на липучке) путешественника с рюкзаком.
Два листа с изображением контура цветка; вырезанные лепестки с изображениями на них насекомых, цветов, ягод, птиц, овощей (для игры).
(Появляется кукла – петрушка: мальчик с рюкзаком за спиной.)
- А! здравствуйте, ребята!
Жадные среди вас есть?
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные, жадины и жадюги!
Нету рук
Жадных нет? Замечательно!
- Я тоже нежадный! Раз мы не жадные – мы сможем подружиться! Так?
- Мы сможем вместе заняться каким-нибудь интересным делом! Так?
- Я приглашаю вас всех в испытательное путешествие. Догадались, почему испытательное?
Точно! Я хочу посмотреть, на самом ли деле вы все такие, как о себе говорите! За мной!
(уходит)
Учитель:
- Итак, собираемся в испытательное путешествие. Попытаемся увидеть и понять, что интересного происходит вокруг нас, чего мы раньше не замечали.
Что же нам необходимо взять с собой в дорогу: сейчас мы выберем самое необходимое.
(Достает рюкзак.)
Если это пригодится нам в пути – вы хлопаете в ладоши; если без этого мы сможем обойтись – сидите тихо.
(По очереди достает содержимое рюкзака, делит на 2 части: отбираем нужное. Все нужное складываем назад в рюкзак. Вещи не помещаются)
-Почему не помещается?
Оказывается, важно не только взять с собой все самое необходимое – но еще и уметь все это уложить в рюкзак.
Этому мы с вами обязательно научимся!
- Придет время – и вы отправитесь в настоящее путешествие по своему родному краю. Чтобы вам подготовится к нему, давайте поиграем.
(Карта: открывается первый лист.)
А чтобы нам было веселее, устроим соревнование. В путь отправятся две группы: I группа – те ребята, которые сидят по правую руку от меня, а II – по левую. Каждое путешествие будем начинать словами:
«Природа свои тайны лишь добрым открывает»
- Повторим. Как понимаете значение этих слов? (Только добрый человек сможет увидеть вокруг много интересного и красивого, чего черствый человек не заметит.)
- В пути нас поджидает много неожиданностей.
- Вы готовы?
(Карта: открывается второй лист.)
- Вот и первая неожиданность: что же могло случиться?
(Работа с рисунком: потертости от обуви.)
- Значит, нужно было еще дома позаботиться о том как одеться в дорогу.
(КУКЛЫ: бумажные, мальчик и девочка, в спортивной одежде. Обсуждение формы одежды для путешествия.)
- Путешествовать легко в удобной одежде и обуви. Это важно помнить всегда! Иначе могут случиться неприятности, которые помешают в пути, испортят настроение.
- Все неприятности устранены и мы отправляемся дальше!
(Слышны голоса лесных птиц: аудиозапись. Открывается третий лист карты.)
- Где это мы? Куда попали?
(НА ЗАРЕ ЛЕС)
- Да, мы попали в гости к лесу? Зачем мы ходим в гости?
(навестить, порадовать, самим порадоваться)
- Как мы ведем себя в гостях?
(Стараемся не обидеть хозяев, что бы после нашего ухода они остались довольны нашим визитом.)
- Как вы считаете, лес – хозяин?
Значит, мы должны стараться не обидеть его, что бы после нашего ухода он остался доволен?
Скажу вам по секрету: больше всего на свете лес не любит, когда нарушают его мудрую тишину.
Справимся и этим? И обязательно поговорим с вами о том почему в лесу мудрая тишина.
- Командам предстоит серьезное испытание: какая из них находчивее, дружнее, лучше знает лесное дело.
- Ой, кто это ползет навстречу?
«Шесть ножек, тело разделено на части, очень чувствительные усики»
(Муравей-картинка.)
- Кто помнит, как называют муравьев и за что?
- Истребляют вредных личинок других насекомых. Которые губят деревья. Ежеминутно в свое гнездо муравей приносит 2-3 десятка насекомых. За день – около 20 тыс. вредных насекомых, а полезных не трогает. Муравьи не только оберегают здоровье наших лесов, но и очень часто спасают лес от пожаров. Так не затушенную спичку или окурок, брошенный вблизи муравейника, они очень быстро гасят. (Если не успела загореться сухая трава.) при этом муравьи становятся на задние лапки и выпускают в огонь струю жидкости.
- Как называется домик, в котором живет муравей?
Муравейники необходимо оберегать. При повреждении муравейника семья муравьев не сможет защищать лес 1-2 года, а иногда и более.
- Посмотрите внимательно, ребята. Это же русская красавица?
(Работа с рисунком карты.)
- Кто догадался, что это за русская красавица? (Береза – картинка.)
- Кто знает: почему кора у березы белая?
(Содержит красящее белое вещество БЕТУМН. Белый цвет защищает дерево от перегрева.)
- Березу всегда любил наш народ, о березе слагают песни.
- Знаете ли вы песню о березе?
Береза является символом нашей страны. Трудно представить себе наши леса без этого дерева.
(Включается аудиозапись с голосами птиц. Кукование кукушки.)
(КУКУШКА – картинка.)
- На заре лес полон птичьих голосов.
- Всем знакома очень осторожная птица, голос которой вы все слышали, подходя к лесу. Вот какую загадку придумали про эту птицу:
«Раздала матушка всех своих детушек по чужим домам. Плачет – причитает. Деток созывает». (Кукушка.)
- Кто знает: кукование издают самки или самцы?
- У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Очень полезная лесу птица.
- Да, много в лесу тайн, которые сумеют разгадать лишь доброта, отзывчивые сердца ребят. Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем человеку лес?
- это наше богатство;
-это зеленый наряд нашей земли;
- там, где лес, всегда чистый воздух;
- это дом для зверей и птиц;
- это наш друг, задерживая влагу, он помогает нам
выращивать хороший урожай;
- кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы,
ягоды.
- Поблагодарим же за это наш лес!
(Дети хором повторяют слова «Спасибо тебе, добрый лес!»)
- А за что может нас поблагодарить лес?
(ответы детей)
- Погостили у леса – и в путь!
(Слышны голоса лягушек – аудио запись.)
- Догадались? Мы пришли
(КАРТА: открывается четвертый лист)
- Ах! Кто это вокруг:
«Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар и мушка.»
(Лягушка – картинка.)
- Есть ли от лягушек польза? Или они только и умеют, что квакать? (Уничтожают большое количество комаров.)
- Кто у вас знает: «поют» самцы или самки?
(Поют только лягушки – самцы, издавая звуки при помощи заушных мешков (пезонаторов)).
- Лягушке поставлено два памятника: в Париже и Японии. Я вам обязательно расскажу об этом.
- Оказывается мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не очень приятные его обитатели делают в природе свое важное дело, которое кроме них не сделает никто. Будьте к ним терпимы. Уважайте их, берегите их!
- А нам, ребята, прошло время сделать привал, хорошенько отдохнуть, попить горячего чайку.
(ИГРА: Мешочек с бутафорским мусором )
- Вот и место привала. А замусорено как! Кто это мог сделать? Да, это оставили после себя горе-туристы. Что-же нам теперь делать? Дальше идти, другое место искать? Надо помочь природе, а она отблагодарит.
(По моей команде 1-2-3 вы быстро собираете мусор, кто больше соберет – тот выиграет.)
- Молодцы! Место убрано.
- А теперь нам понадобится (костер)
Однако очень важно знать: разрешено ли в этой местности разведение костров. Обычно этот вопрос решают взрослые, с которыми вы путешествуете.
- Итак. Где будет костер? Кто поможет определить место для костра?
(Костер следует размещать так, что бы не было опасности загорания веток, деревьев Если есть старое кострище, надо и вой костер разводить на нем, что бы лишний раз не наносить вреда природе. Где был костер, трава не растет более трех лет.)
Если же костер разводится на лугу, надо предварительно снять дерн – вырубить его топориком, отнести в сторону, где его никто не потопчет, и полить водой.)
- Надо быть очень осторожным и аккуратным, работая с костром.
- Давайте проведем конкурс, кто быстрее и правильнее разведет костер.
(Конкурс между двумя командами: КОРОБОЧКИ – с бутафорскими дровами для разведения костра.)
- Вот и отдохнули, чайку попили.
- Ой, что это за красные пятна у некоторых ребят на пятках?
(Потертости бывают обычно у начинающих путешественников. Не следует запускать их. Место где начинает образовываться потертость , надо заклеить пластырем, а на покрасневший участок кожи наложить марлю с мазью.
Залечить больное место нам поможет и природный доктор, отгадайте:
Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
«Возле дорог и тропинок растет это, на вид невзрачное, но очень ценное лекарственное растение»)
(Гербарий подорожника.)
- Каждый обязан следить за своим самочувствием в путешествии, что бы не навредить себе и не подвести своих друзей.
- Ребята! А у реки мы тоже были в гостях, как у леса? Река – хозяйка? За что она может поблагодарить нас? (Ответы детей обсуждаются.)
(Открывается пятый лист карты. Работа по рисунку карты..)
- Ну что ж, отправляемся снова в путь! Мы приближаемся к особому месту. На нашей земле часто встречаются такие места.
- Почему это место особое?
(Здесь, на этом месте, произошло что-то важное, памятное, о чем нельзя забывать.)
- Ребята! А может особое памятное место, даже незнакомое нам, быть нам благодарным? За что?
(Навели порядок. Достойно вели себя.)
- Продолжаем наше путешествие!
И попадаем в удивительное царство – царство цветов.
- Тысячи цветов украшают нашу планету. Все любят цветы. Давайте поиграем в игру: САДОВНИК.
Она начинается:
«Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме »
ВЫ ДОЛЖНЫ ПО ОЧЕРЕДИ перечислять названия цветов. Названия не должны повторяться
А теперь задание: каждой команде сложить НЕОБЫЧНЫЙ ЦВЕТОК.
(Дети получают по большой карте с вырезанными лепестками. Лепестки перемешиваются картинками вниз.
I команда – сложить «необычный» цветок из таких лепестков, на которых нарисованы только насекомые.
II команда - сложить «необычный» цветок из таких лепестков, на которых нарисованы только цветы.)
Выигрывает тот, кто сложит цветок первым.
- Это еще не все. Каждая команда должна ответить на вопрос:
I команда – «Назовите насекомое, которое слышит ногами.»
«Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. » (игрушка кузнечика)
II команда – «Назовите цветок – символ России.»
«Стоит в саду Кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко – золотое,
Что это такое?» (бутафорский цветок ромашки)
- А сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется: «Экологический светофор».
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР» (Э.С.)
- Э.С. поход на те светофоры, которые устанавливаются на наших дорогах. Вспомним, что обозначают сигналы светофора:
(Проезд запрещен на красный свет, разрешен на зеленый и желтый напоминает, что надо быть осторожным, внимательным.)
- Светофор помогает водителям и пешеходам выполнять ПДД.
Но ведь когда мы идем в лес, на речку, мы тоже должны помнить о некоторых правилах. Да и во дворе и даже у себя дома должны знать как правильно поступить. Что бы не причинить вреда ни себе самому, ни людям, ни животным и растениям. В этом нам поможет «Экологический Светофор». Он тоже имеет три цвета. Прочитаем. Что они обозначают.
(ДАЮ КАРТОЧКИ каждой команде)
КРАСНЫЙ СВЕТ – природе вред!
Это значит, что действия человека приносят природе, людям, возможно даже ему самому вред и чтобы его остановить, мы будем зажигать красный сигнал Э.С.
ЖЕЛТЫЙ СВЕТ – осторожно!
Этого человека надо предупредить, что бы он был осторожным, не причинял своими действиями вреда природе, людям, самому себе.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ – так красиво! – Лес сказал тебе «спасибо»!
Это значит, что твои действия полезны природе, людям, тебе самому и все говорят тебе: «Спасибо!» Так как ты, поступать можно и даже необходимо. Чем больше таких поступков будут совершать люди, тем чаще и счастливее будет наша Земля.
- Итак, вы внимательно слушаете и зажигаете сигналы на своих Э.С.
Мама попросила Славика вынести мусор. Славка взял пакет и вышел на улицу. Моросил дождь. Ветер. Холодно. Славка направился к контейнеру – прошел по асфальтовой дорожке и остановился. Дальше – грязь, мокрая трава, лужи. Он размахнулся и швырнул пакет в сторону контейнера. Бумаги и картофельные очистки посыпались на лету. Пакет упас сверху на кустарник, обсыпав его остатками мусора. Славка оглянулся – вокруг никого не было. Значит, никто не видел и ругать не будет. Он повернулся и спокойно пошел домой.
(Все ответы детей комментируются, например: Я вижу, что на всех светофорах зажегся красный свет и это значит, что такие действия не одобряет никто.)
Весна. Наступила пора, когда просыпаются деревья и в их стволах, ветках начинается сокодвижение. Это происходит и у березки. Березовый сок очень полезен для человека. Поэтому папа объявил Алешке и маме, что в воскресенье они всей семьей поедут в березовую рощу собирать сок.
З «А» отправился в поход. Вошли в лес, добрались до поляны, где собирались провести весь день. Что за туристский поход без костра? Где его лучше разжечь? Кто-то показал на выгоревшую землю, окруженную палеными бревнами. Видимо там уже не раз горел костер. Но около бревен было много мусора и родители, которые сопровождали юных туристов, предложили выбрать чистое место! Собрали сухих веток. А чтобы костер был посильнее Алешин папа срубил небольшое засохшее дерево. Хоть и разложили костер на сочной траве, разгорелся он быстро, получился высоким, жарким.
туристская группа шла уже несколько часов подряд. Пора было остановиться на привал – приготовить обед. Обычно останавливались возле водоема, чтобы можно было пользоваться водой, но в этот раз немного не рассчитали – до родника, обозначенного на карте, было далеко. Решили остановиться на берегу небольшого озера. Никаких заводов рядом не было и путешественники надеялись, что вода в нем окажется пригодной для того, чтобы сварить суп и заварить чай.
Туристская группа заканчивала привал. Пора было отправляться в путь. Руководитель похода попросил Максима и Андрея закопать мусор – остатки пищи, бумагу, полиэтиленовые пакеты. Мальчики стали собирать мусор. Они знали, что полиэтилен может очень долго сохраняться невредимым и откладывали пакеты в сторону. Вдруг кто-то из ребят окликнул Максима: «Там уже не наш мусор! Давайте скорее! Уже все готовы идти дальше!». Максим сказал, что ему жалко оставлять такие красивые елочки в мусоре. Максима поддержал Андрей и руководитель похода. Они предложили всем детям убрать мусор на этой поляне, через 15 минут работа была закончена. Поляна с молодыми елочками стала еще лучше. Максим и Андрей собрали мусор в один большой пакет и решили нести его по очереди до ближайших контейнеров или свалки.
класс готовился к походу. Собирались готовить походный обед на костре. Назначили ответственных за сбор сушняка и разведение костра. Когда Дима рассказал о предстоящем походе дома, отец спросил его: «А кто будет ответственным за природу?» «Как это?» - удивился Дима. Отец объяснил, что перед разведением костра необходимо снять дерн, чтобы сохранить невредимым слой почвы и подробно рассказал как это сделать. «Я буду ответственным за природу»,- пообещал отцу Дима и на следующий день сообщил об этом в классе. Все согласились. Дима выбрал седее еще двух помощников и во время похода ребята сделали все так, как говорил Димкин отец. И еще решили, что ответственные за природу будут назначаться на каждый поход.
- Вот и подошло к концу наше путешествие!
(ПЛАН – работа с условными обозначениями топографической схемы.)
- Вспомним наш маршрут: где же мы побывали?
(лес, река, луг, «особое место».)
- Что могут обозначать знаки?
специально оборудованное место для костра; можно развести костер не нанося вреда природе;
знак подсказывает: здесь есть лекарственное растение, которое можно собирать и использовать для лечения;
особое, памятное место.
- Вот и все! Надеюсь, что мы с вами опять встретимся и вместе продолжим наблюдение за всем, что нас окружает. У природы очень много тайн. Откроет она их лишь людям.
«Природа свои тайны лишь добрым открывает!»
- Большое всем спасибо! Счастливых всем дорог!
(Появляется КУКЛА - ПЕТРУШКА)
- Ух! Еле успел! Лесовичок гостинец вам передал в рюкзаке! Откройте, забирайте – да лес благодарить не забывайте! (Угощает всех орехами)
Рисунок 2Рисунок 11215