Методические рекомендации замещающим родителям


Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области

Как узнать о способностях ребёнка?
Советы замещающим родителям социального педагога СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ

-2017-
У каждого ребенка есть задатки, но далеко не всем детям удается развить их в способности и одаренность. Помочь в этом ребенку должны родители, вовремя заметив, к какому виду деятельности у их малыша есть склонности и тяга.
Обычно ребёнок начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у трехлетнего ребенка. Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Если с раннего возраста он с удовольствием слушает и листает книги, рано научился читать, быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или писатель. У таких детей богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.
Дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего ученого вы сможете распознать в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится собирать пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано интеллекта. Просто интереснее всего для него заниматься спортом, получать удовлетворение от физической усталости.
Замещающим родителям нередко приходит в голову мысль о том, что ребёнок должен получить полезные навыки, предлагаемые различными кружками, развивающими учреждениями для детей. При этом порой они делают маленькие просчёты, ошибки, которые ведут к конфликтам в семье.
Например, люди склонны считать, что ребёнок должен получить то умение, тот навык, который не удалось получить им в своё время, таким образом, взрослые пытаются реабилитироваться, реализоваться при помощи загрузки ребёнка. А ведь это может быть для ребёнка совсем чуждым, неинтересным, вызывающим отторжение.
Считается, что у ребенка будет тем больше шансов успешно реализовать свои способности в дальнейшем, чем раньше родители смогут определить его наклонности. Безусловно, здорово, если ребенок, как Моцарт, с 5 лет сочиняет музыку - тут все ясно. А как же это сделать, если талант малыша не лежит на поверхности?
Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна. Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря — ребенку должно, явно нравится то, в чем он преуспевает.

В процедуру выявления склонностей ребёнка входят:
подробная консультация с родителями и ребенком;
поэтапное тестирование;
анализ и интерпретация полученных результатов;
создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).
На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего ребёнка превышает норму или соответствует ей.
СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА
Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная наблюдателен;
разносторонне любознателен;
имеет исключительную память;
охотно и легко учится;
знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
часто выбирает своим занятием чтение;
использует богатый словарный запас;
подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
демонстрирует умение читать.
Математика:
проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
внимателен к предметам и явлениям;
проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
часто делает все по-своему (независим);
изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства легко приспосабливается к новым ситуациям;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности
Изобразительное искусство:
проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
проводит много времени за рисованием или лепкой;
демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
осознанно строит композицию картин или рисунков
его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
с удовольствием подпевает.
двигательная проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
любит движение (бег, прыжки, лазание);
обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
прекрасно удерживает равновесие;
для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Как развить способности ребенка
В раннем возрасте у детей только начинают формироваться интересы, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда детская психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.
Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие: общение, экскурсии, походы в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Рисуйте вместе, лепите из пластилина, стройте песочные замки на берегу реки, собирайте разные конструкторы.

Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте ребёнку возможность представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите в спортивную секцию по его выбору.
Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:
  Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистическийХорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты, сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант
окружающей
среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.
Роль книги в развитии ребенка

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.
С самого маленького возраста детям нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Книга - это отличный помощник для воспитания ребенка и решении его проблем. Например, очень многие дети зачастую чего – то боятся: темноты, одиночества, наказания со стороны родителей. Обратите также внимание на книги, которые вы читаете ребёнку. В детских сказках описываются яркие и красочные события, в которых он представляет себя непосредственным участником, в сказках происходит борьба добра и зла, приводятся примеры смелости, житейской хитрости, трудолюбия, высмеивается глупость. Во время чтения таких сюжетов дети сами хотят стать лучше, учатся на примере героев справляться со своими страхами.
В книгах можно найти объяснение всему, что не ясно или что тревожит ребенка в разном возрасте. Читая их, он становится более образованным, делает анализ той или иной ситуации в своей жизни. При этом очень важно подбирать правильные книги для каждого возраста, чтобы они были интересны и понятны детям.
Интенсивное развитие ребенка начинается с младенчества, он впитывает всю приходящую к нему информацию очень быстро и легко. По мере взросления, способность к восприятию информации становится намного ниже, именно поэтому очень важную роль в жизни человека играют книги, прочитанные в детстве.
Со временем, когда ребенок станет старше, с помощью книг можно прививать ему любовь к искусству, культуре, к понятиям морали и моральных ценностей.
Приучайте своих детей читать как можно больше книг, это поможет в дальнейшем и в учебе и в общение с окружающим миром. С человеком, который много читает всегда интереснее общаться, у него лучше развита фантазия и шире кругозор.
Советы замещающим родителям
Среди советов или методов, описывающих правильный характер устроения ребёнка в круг по интересам, предлагается базовый план:
1. Наблюдение за ребёнком во время выполнения им каких-либо действий (подвижность, желание танцевать; внимание к мелким деталям; любовь к животным; наблюдательность; разговорчивость и т.д.).
2. Придание воспитательным схемам игровой формы, чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта в той сфере, которую ему предстоит освоить. Например, для того чтобы научить ребенка считать вы можете купить ему палочки Кюизенера - яркие и красочные они обязательно привлекут внимание малыша. Кроме навыка количественного счета, у вашего чада будет развиваться мелкая моторика, понятие цвета и размера.

3. Необходимость приложения усилий, попытки заставить ребёнка заняться чем-то при помощи системы поощрений, но не перегибать палку, ведь если ему не интересно, то никакие воздействия не смогут оказать должного эффекта на ребёнка. Необходимо это делать потому, что дети зачастую отказываются от образования, не видя в этом практической пользы.
4. Привлечение к культурным мероприятиям (прослушивание классической музыки, походы в музей, в театр, посещение центров здоровья, бассейна и т.д.).
Благодаря таким нехитрым способам можно добиться от ребёнка если не чего угодно, то, по меньшей мере, того, что ему самому в будущем будет полезно, хотя он это и не осознаёт.
Можно направлять ребёнка в развивающие кружки, учитывая два вектора:
а) родители хотят развить в ребёнке новые таланты;
б) родители желают усовершенствовать природные наклонности ребёнка.
Безусловно, можно использовать симбиоз двух векторов, а информацию представлять максимально доступно, чтобы у ребёнка на ранних стадиях не развилось расстройство на фоне его неспособности декодировать поступающую информацию. То есть нужно сопоставлять силы и время ребёнка на дополнительные занятия с их спецификой.
Со временем, дети научаются перерабатывать большие пласты информации, делать сложные задание, но к этому нужно подводить постепенно, наращивая дополнительные функции.
Работа на результат
Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.
А вот похвала — весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.
Полезный совет: Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.
Используемая литература:
Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как?»
Д. Ньюмарк «Как воспитывать эмоционально здоровых детей»
А. Нилл «»Саммерхилл – воспитание свободой»
http://www.kakprosto.ru/kak-131185-kak-opredelit-sposobnosti-rebenka#ixzz4Yqkbsdvhhttp://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika