Тема урока: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»


ГККП «Каракемерский профессиональный колледж»
left405130Методическая разработка
00Методическая разработка


Тема урока:
«Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»

Мастер производственного обучения:
Джуган Владимир Николаевич
План урока теоретического обучения
Тема раздела: Выполнение сборки изделий под сварку и проверка точности сборки.
Тема согласно учебной программе: Правила наложения прихваток.
Тема урока: Сборка деталей с помощью сварочных прихваток.
Цели урока:
образовательная: научить применять правила установки прихваток для решения практических задач;
развивающая: создать условия для развития общих и профессиональных компетенций учащихся;
воспитательная: воспитывать интерес к профессии, самостоятельность в выполнении заданий, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- проблемные (проблемная ситуация по сборке конструкции);
- наглядные (демонстрация информационного модуля);
- практические (выполнение практического и контрольного модулей).
КМО:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, набор материалов для имитации сборки деталей.
Программное обеспечение: OMS-плеер для работы с модулями, Smart Bord Tools для работы на интерактивной доске.
Ожидаемый результат: в результате изучения данной темы учащиеся:
- смогут закрепить общие сведения о прихватках;
- изучат правила установки сварочных прихваток;
- смогут рассчитать параметры сварочных прихваток;
- отработают навыки работы с электронными ресурсами.
Ход урока:
Тема урока: «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток»
№ п/п Этапы проведения урока Время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Компетенции
1 Организационный момент.
Приветствие
Мотивация
Сообщение темы
Проблемная ситуация
Определение цели и плана урока
7 мин - приветствие обучающихся;
- проверяет отсутствующих;
- проверяет готовность группы к занятию;
- нацеливает на результат:
Трудоемкость сборки изделий под сварку достигает 30% общей трудоемкости изготовления. Собранные детали и узлы соединяют сначала прихватками.
- сообщает тему урока:
Итак, запишите тему урока в тетрадь: «Сборка деталей при помощи сварочных прихваток».
А в чём собственно проблема? Как вы думаете, собрать детали с помощью сварочных прихваток просто или сложно? Посмотрим, как вы в конце урока ответите на этот вопрос!
Моя цель: научить вас применять правила установки прихваток для решения практических задач. А сейчас, давайте подумаем, что нужно сделать для достижения цели, как будем решать проблему? Итак, у нас выстраивается такой план совместной деятельности:
1. Закрепим знания, полученные на предыдущем уроке: «Прихватка, ее назначение».
2. Изучим правила постановки прихваток.
3. Вычислим формулу для расчёта параметров прихваток.
4. Выполним тренировочные упражнения.
5. Проверим и оценим свои знания. Приветствуют преподавателя.
Подготавливаются к работе на уроке.
Записывают тему урока в тетрадь.
Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, входят в атмосферу общения.
Осмысливают цели предстоящего урока. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
2 Проверка усвоения знаний при выполнении домашнего задания. 7 мин - выявляет правильность и полноту выполнения домашнего задания;
- проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы:
Вопрос: В чем назначение прихваток?
Предполагаемый ответ: Для сборки изделий под сварку.
Вопрос: Что представляют собой прихватки?
Предполагаемый ответ: Прихватки представляют собой короткие швы.
Вопрос: Дайте определение «прихватка».
Предполагаемый ответ: Сварочными прихватками называются короткие швы с поперечным сечением до 1/3 поперечного сечения полного шва.
Вопрос: Какие операции производят перед осуществлением прихваток?
Предполагаемый ответ: Свариваемые кромки зачищают до металлического блеска, удаляют ржавчину, окалины, масла, влагу и различные неметаллические включения.
Вопрос: Каким способом сварки рекомендуется выполнять прихватки?
Предполагаемый ответ: Прихватки выполняют тем же способом сварки, что и корневой шов.
Вопрос: Какое оборудование и материалы применяют при прихватках?
Предполагаемый ответ: Прихватки выполняют тем же оборудованием, что и при ведении основного процесса сварки. При прихватках применяются те же электроды, что и для корневого шва.
Переходим к следующему этапу урока. Отвечают на вопросы, находят правильные ответы, вырабатывают критерии своего поведения. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
3 Формирование новых знаний.
Ознакомление с новым материалом










Демонстрация модуля «Сборка деталей с помощью сварочных прихваток» 20 мин - формирует знания учащихся:
Мы закрепили основные сведения о прихватке. А как их устанавливать? Что для этого нужно знать и уметь?
На самом деле для того, чтобы детали в процессе сварки не деформировались, и не изменялись зазоры между свариваемыми деталями, необходимо устанавливать прихватки по определённым правилам, в зависимости от толщины свариваемого металла, протяжённости и вида шва. Давайте рассмотрим правила установки прихваток, запишем формулы для расчёта их длины и расстояния между ними, а также зарисуем последовательность установки прихваток на короткие, длинные и кольцевые швы.
Прихватки ставят с лицевой стороны соединения. Поверхность прихватки очищают от шлака. При сварке прихватку удаляют или полностью переплавляют.
Сечение прихваток.
Для фиксации подлежащих сварке деталей сечение прихваток должно составлять примерно 1/3 сечения основного шва.

Протяженность прихваток и расстояние между ними. Протяженность прихваток составляет 15-50 мм в зависимости от толщины свариваемых элементов и длины шва. Расстояние между прихватками обычно от 100 мм до 1 м.

Последовательность постановки прихваток для коротких швов.

Последовательность постановки прихваток для длинных швов.

Последовательность постановки прихваток для кольцевых швов.
Отвечают на вопросы.
Воспринимают, осмысливают и первично запоминают новый материал по теме урока.
Слушают, записывают формулы, зарисовывают очерёдность установки прихваток.
4 Закрепление изученного материала.
Решение проблемной ситуации
Выполнение интерактивных упражнений
8 мин - задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- раздает набор материалов для имитации сборки деталей под сварку:
Сейчас проверю, чему вы научились. Поделитесь на 3 бригады, у меня для вас есть задание: вам нужно подготовить детали под сварку, собрав их при помощи прихваток (условно), с учётом изученных правил. За работу!
- демонстрирует практический и контрольный модули:
Я предлагаю вам пройти практический и контрольный модуль, чтобы каждый из вас смог проверить и оценить свои знания. Отвечают на вопросы.
Делятся на бригады
и с помощью заготовок собирают детали, установив прихватки из пластилина. Анализируют проделанную работу.
Решают практический и контрольный интерактивный модуль. 5 Подведение итогов урока. 1 мин - подводит итоги урока;
- выставляет и комментирует оценки. Учащийся, набравший в ходе выполнения контрольного модуля 91-100%, выставляет себе оценку «5», 81-90% - «4», 70 – 80% - «3». Выставляют оценки. 6 Домашнее задание. 1 мин - предлагает домашнее задание, дает инструкцию по его выполнению.
Подготовиться к практическому занятию изучив материал авторов:
Герасименко А.И. учебное пособие: «Электрогазосварщик», стр. 154, 162-163.
Чебан В.А. Сварочные работы, стр. 96-97. Слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь. 7 Рефлексия 1 мин - проводит рефлексию:
Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы знать, чем он был вам полезен? Что вы узнали? Чему научились? Достигли мы цель урока? Решили проблему? Как вы думаете, собрать детали с помощью сварочных прихваток просто или сложно? Выражают отношение к уроку, осознают результаты своей деятельности.