Мастер-класс по теме:Урок физики за чашкой чая.
МАСТЕР - КЛАСС
«Урок физики за чашкой чая»
1.Мотивация.
Беседа. Гипотез может быть много. В скобках приведены желаемые для автора ответы).
Вы любите получать подарки? (Да)А дарить? (Да) Часто мы покупаем подарки детям. И, к сожалению, что иногда наблюдаем? (Ломают). Почему? (Хотят узнать, что внутри; из чего состоит игрушка). Вот так и ученые-физики хотели узнать, из чего состоят все вещества.
2.Актуализация.
1.Я предлагаю вам попить чай.
3.Личные наблюдения, жизненный опыт.
1.Возьмите шоколад и поделите его на ( пары) между собой. А на сколько человек можно вообще поделить этот кусок шоколада?( На много, пока ни останется неделимая частица). Значит, шоколад и все вещества состоят из частиц- молекул.
2.Чай горячий. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все приборы, которые есть на столе.
Возможные гипотезы: -смешать холодный с горячим; -перелить в блюдце; -подуть и т.п.
2.1.Смешаем. Какое явление произойдет(Теплообмен)
- Какой чай наливать в какой: горячий в холодный или наоборот? ( Холодный в горячий. Вследствие конвекции теплообмен произойдет быстрее: холодные слои опустятся вниз, теплые поднимутся вверх).
- Наверное вся мы помним Бабушкин совет: прежде чем налить в чашку горячий чай – опустите ложку! В чём секрет Бабушкиного совета?(ускоряется теплообмен путем теплопроводности; чай быстрее остынет)
- А вот интересно: какой стакан – толстостенный или тонкостенный- может лопнуть с большей вероятностью, если в них налить ОЧЕНЬ горячий чай? (толстостенный, т.к. возникает большая разница температур между жидкостью и стеклом)
2.2.Перелить в блюдце. Зачем? (Испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее). Что значит испарение?(Парообразование с поверхности жидкости).
Почему собака бегает с высунутым языком в жаркую погоду, а у зайца большие уши? (интенсивность теплообмена с окружающей средой ускоряется при увеличении площади поверхности, с которой происходит испарение)
2.3Подуть. Зачем? (Ветер ускоряет процесс испарения. Молекулы на поверхности получают дополнительную кинетическую энергию.)
Объясните назначение веера.
3. В старину на Руси любили пить чай с сахаром. Сахар рядом. Сделайте чай сладким. Объясните с точки зрения физики, что сделали. (Положили сахар в чай, помешали. Наблюдали явление диффузии- смешивания веществ.)
- В какой чай надо бы положить сахар, чтобы он быстрее растворился?(Горячий. Скорость движения молекул зависит от температуры).
О сахаре и ложке.
4.Пейте чай. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление.).
(Пьют чай.)
ОПЫТ: Стакан с водой накрыт бумагой. Переворачиваем, вода не вытекает. Поддерживается силой атмосферного давления.
5. Вы не съели весь шоколад? Попробуйте соединить части его. Почему не получается?
( Отталкиваются молекулы)
А еще одна традиция передалась нам от предков: пить чай с баранками. На каком физическом явлении основана привычка размачивать баранки?(смачивание и несмачивание поверхности водой; капиллярные явления)
Вытрите руки салфеткой, салфетки лежат на столе.
Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана?( Не смачиваются салфетки эти водой- силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги). Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются- взаимодействуют.
6.Рефлексия.
1.С какими физическими терминами и величинами мы познакомились за чашкой чая? Какие физические явления научились объяснять? Что полезного возьмут ученики для жизни, побывав на таком занятии? Что вы получили от нашей встречи сегодня?
13PAGE 15
13PAGE 14215
15