Конспект урока на тему Изучение кровообращения. Первая помощь при кровотечениях
Тема : Изучение кровообращения. Первая помощь при кровотеченияхЦель : 1) изучить особенности движения крови в большом и малом кругах кровообращения, определить значения этого биологического процесса для жизнедеятельности человека и возможные нарушения кровообращения
развивать коммуникативную, здоровьесберегающую компетентность;
валеологическое воспитание при изучении изменения в тканях при нарушении кровообращения, а также способов оказания первой помощи при кровотечениях
Тип урока: комбинированный
Оборудование : учебник «Биология» 9 класс, тетрадь на печатной основе, таблица « Кровеносная система человека», презентация, технологические карты, шляпы
Ход урокаОрганизацияЗдравствуйте ребята! Я предлагаю вам сегодня продолжить путешествие по организму человека.
С каким настроением мы сегодня отправимся в путь? У вас на партах есть технологические карты сегодняшнего урока, с них на вас смотрят Эритроцит, Лейкоцит и Тромбоцит. Выберите чье из них настроение созвучно с вашим и обведите кружочком. А этот смайлик показывает мое настроение. Я надеюсь, что наше настроение совпадает и мы готовы к сотрудничеству. Тогда вперед, в страну «Организм человека»!
АктуализацияБиологический тир
Ребята, перед вами вопросы, ответы на которые размещены на мишени. Ваша задача «метко» попасть в правильный ответ записать перед ним цифру вопроса, которому он соответствует. Вопросы:
Кровь, обогащенная кислородом
Форменные элементы, обеспечивающие транспорт О2 и СО2
Белок, способный вступать в реакцию с О2 и СО2 с целью их транспортирования
Кровь, обогащенная углекислым газом
Кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу
Самые тонкие сосуды, обеспечивающие обмен веществ между кровью и тканями
Периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронно с ударами сердца
Давление крови на стенки сосудов при сокращении желудочков
Давление крови на стенки сосудов при расслаблении сердца
Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца
МотивацияВот мы и начнем свой путь от сердца с героями сказки Кэрола Доннера «Тайны анатомии». «...Они влетели в левое предсердие, а оттуда сквозь двустворчатый клапан - в огромный левый желудочек. Его бугристые стенки мощно сжались, и их выкинуло в широченный кровеносный сосуд...».
Помогите героям сказки. В каком сосуде они очутились?( в аорте)
Отлично! Напишите в своих технологических картах возле рисунка под цифрой 1.слово «аорта» Продолжим: «... Аорта!- взвизгнул Вольняшка, едва вновь собрался. Аорта чуть растянулась, напряглась и выбросила их в одно из многочисленных своих разветвлений...»
О каком разветвлении говорит Вольняшка?(артерия)
Правильно! Запишем её под цифрой 2.
«...Это артерия, ведущая к голове, - объяснил им эритроцит, на котором ехал Молли. Артерия несёт кровь от сердца к клеткам,- поспешил добавить Вольняшка. - Кровь в них находится под большим давлением, а потому артериям нужны большие стенки, чтобы не разорваться.
Позади них гремело сердце, и после каждого удара они ощущали мощь, которая гнала их вперёд.. .Они повернули раз, другой, третий и поплыли всё медленнее...»
По каким сосудам кровеносной системе они поплыли гораздо медленнее?( по капиллярам) Правильно! Запишем их под цифрой 3
«... А вот и капилляры начинаются!- возвестил Вольняшка, когда ответвляющиеся сосуды стали совсем узкими. -Сделаем ещё кружок?...»
О каком сосуде ещё не рассказали путешественники?
Правильно, о венах. Запишем их под цифрой 4
А теперь подумайте, о каком процессе в организме шла речь в отрывке из сказки Кэрола Доннера ?
Действительно, это кровообращение
Что такое кровообращение?
Это мы и рассмотрим сегодня на уроке.
Тема нашего урока будет звучать: «Изучение кровообращения. Первая помощь при кровотечениях»
А целью урока будет изучение особенностей движения крови в большом и малом кругах кровообращения, определение значения этого биологического процесса; изучение изменения в тканях при нарушении кровообращения, а также изучение признаков разных видов кровотечений и способы оказания первой помощи
Изучение нового материала
Кровообращение - движение крови по кровеносным сосудам благодаря деятельности сердца
Вопросами кровообращения интересовались еще Гиппократ и Аристотель 2500 лет назад. Но их представления были несовершенными и в большинстве ошибочными.
Об информацию нашла Ира
«Во времена Гиппократа и Аристотеля считалось что венозные и артериальные сосуды это две самостоятельные системы, не связанные между собой. Считалось, что кровь двигается только по венам , а в артериях содержится воздух. Это обосновывали тем, что во время вскрытия трупов людей и животных в венах была кровь, а артерии были пустыми. Это убеждение было опровергнуто в результате работ римского исследователя и врача Клавдия Галлена. Он экспериментально доказал что кровь движется и по артериям , и по венам. Но вплоть до 16 века считалось что кровь из правого предсердия попадает в левое каким-то образом через перегородку
В 1553 году Испанский врач Мигель Сервет описал открытый им малый круг кровообращения. В том же году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой .
В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время»
Спасибо за информацию. Впишите данные в вашу технологическую карту. Итак, от чего зависит скорость движения крови по сосудам?(от сокращения сердца) Правильно! А еще она зависит от сокращения мышц.
Физ. минутка.Сейчас не вставая, а сидя на стуле
Если совсем вы еще не уснули,
Вместо зарядки и для настроения
И чтобы улучшить кровообращение,
Руки на пояс поставьте сначала
Влево и вправо качайте плечами
Вы дотянитесь мизинцем до пятки
Если сумели - все в полном порядке
А напоследок мы ручки поднимем ,
Поглубже вдохнем, напряжение снимем.
Вы почувствовали, как вам сразу стало теплее, у вас поднялось настроение. Это потому что к каждой клеточке вашего организма поступили питательные вещества и кислород.
Чем больше вы двигаетесь, занимаетесь спортом, тем больше клетки получают кислорода и полезных веществ, тем лучше развивается организм
Большой и малый круги кровообращенияРассмотрим особенности большого и малого кругов кровообращения.
Видеофрагмент
Откройте учебник на ст. 69-70, найдите и впишите в технологическую карту определение этих понятий и время, за которой кровь проходит этот путь. Исходя из найденной информации, определите начало и окончание каждого круга. Внесите данные в таблицу.
В технологической карте допишите обозначения составляющих кругов кровообращения, пользуясь рис. 57 на ст. 67
Большой круг кровообращения (БКК): 20-25 сек, открыл В.Гарвей.
Малый круг кровообращения (МКК): 7-11 сек, открыл М. Сервет.
Большой круг кровообращения : Левый желудочек →аорта→артерии→ капилляры всех органов→ венулы→вены→верхняя и нижняя полые вены→правое предсердие
Малый круг кровообращения: Правый желудочек →легочный ствол →правая и левая легочные артерии →легочные капилляры →легочные вены →левое предсердие
Подчеркните пожалуйста в этих схемах(в технологической карте) сосуды, в которые кровь поступает от сердца. Волнистой линией подчеркните сосуды, в которых происходит изменение состава крови. Проверим. Внесите эти данные в таблицу.
Интересную информацию подготовил на урок Валерий. « Ежедневно кровь проходит 3000 кругов по системе кровообращения. Расстояние, которое преодолевает кровь в организме человека за сутки — 97 000 км. Только половина крови циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Около 46% находится в «кровяных депо» - в печени, селезенке и коже. Когда возникает необходимость, кровь выбрасывается из «депо» в кровеносные сосуды.
Единственная часть человеческого тела, не имеющая кровеносной системы для снабжения ее кислородом - это роговица глаза. Поскольку она должна быть идеально прозрачной, то ее клетки обеспечиваются растворенным в слезах кислородом непосредственно из воздуха»
Изменения в тканях при нарушении кровообращенияС нарушением кровообращения сталкивались все - слишком тугой пояс или шнуровка, неудобное положение ноги или руки, онемение, покалывание. Давайте выполним два опыта и попробуем объяснить их результат.
Такие изменения в тканях временны и нормальное кровообращение быстро восстанавливается.
Кровотечения. Первая помощь При серьезных нарушениях - травмах, порезах, нарушается целостность кровеносных сосудов. Рассмотрите рисунки в вашей технологической карте. Можете ли вы определить какие виды кровотечений на них изображены. Как вы это определили? Подпишите каждый рисунок. Из приведенного ниже перечня мер по оказанию первой помощи, выпишите под каждый рисунок номера необходимых в каждом отдельном случае.
Проверим
Закрепление
А сейчас, используя полученную на уроке информацию, выполним практическую работу.
В выводе дайте ответ на вопросы:
Можно ли экспериментально подтвердить изменения в тканях при нарушении кровообращения?
Какими могут быть последствия при нарушении кровообращения в тканях?
Составьте сенкан по теме (если есть время)
строка - существительное
строка - два прилагательных
строка - три глагола
строка - предложение из четырех слов
строка - существительное(синоним первого)
Подведение итогов
Метод шести шляп (продолжите предложение, примерив шляпу )
Белая - я узнал что...
Желтая - я верю что...
Черная - возможен риск...
Красная - урок вызвал такие эмоции...
Зеленая - тема урока вдохновила меня...
Синяя - сегодняшний урок важен потому, что..
И в заключение еще раз посмотрите на Эритроцита, Лейкоцита и Тромбоцита, которые встречали вас в начале урока. Отметьте с кем из них вы солидарны в конце урока.
Благодарю вас ребята за работу.
Домашнее заданиеПрочитать § 23, технологическую карту.
Составить сенкан по теме
Написать рассказ о путешествии клетки по кругам кровообращения