Урок по русскому языку на тему: Обобщение по теме Сложное предложение.
Комитет образования и науки Курской области
ОБПОУ “Железногорский ПК”
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Железногорск
2015
Цели:
воспитательные:
воспитывать интерес к урокам русского языка;
воспитывать любовь к своей культуре, к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям.
образовательные:
опираясь на полученные знания, обогащать словарный запас речи обучающихся;
привести в систему знания, умения и навыки по всем видам сложного предложения;
строить собственные высказывания в соответствии с нормами языка;
отработать навыки пунктуации в сложном предложении;
закрепить навыки правописания.
развивающие:
развивать монологическую речь обучающихся;
составлять сложные предложения разных типов;
развить у обучающихся познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование урока:
тексты легенд; пригласительные билеты с заданием; индивидуальные карточки; интерактивная доска; учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.Я.Чешко.
Методические приёмы:
повторение изученного материала; сообщения учащихся; фронтальная беседа; выразительное чтение прозаического текста; работа с тетрадью; работа у доски; составление схем предложений и их характеристика; орфографический и пунктуационный анализ; анализ текста; нахождение предложений по схемам; проверочная работа; взаимопроверка.
Прогнозируемый результат: предполагается знание студентами сложных предложений, понимание синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение ими пунктуационной зоркостью.
Эпиграф:
Россия не только страна мгновенного настоящего. Она страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь.
Н. Рерих.
Хохлома это часть культуры родной земли.
Энциклопедический словарь.
Ход урока:
I .Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности к уроку.
3.Проверка отсутствующих (по рапорту старосты).
II .Актуализация знаний.
Слово преподавателя.
Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант не могли не выразить в постройке церквей, соборов, в живописных полотнах картин, в яркой посуде, сохраняя древнее наследие искусства, мы сохраняем памятник мастерству. Эта истина, не нашедшая поддержки в настоящее время, может обернуться трагедией. И нельзя, конечно же, медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, редчайшие книги и документы, имена и могилы известных и неизвестных героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей следует помнить: мы должны быть патриотами, знающими цену трудам наших отцов. И есть ещё у нас немногие люди, которые под гнётом и насмешками «сплочённого большинства» всё же любят искусство и работают в его пользу.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся соединить искусство и русский язык. Попробуем рассмотреть чудеса хохломской росписи через возможности синтаксического строя нашего языка.
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово преподавателя.
На предыдущих уроках мы изучали сложные предложения. Дома вы повторяли сведения о сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях. Вы, конечно, знаете, сложное предложение может состоять из нескольких частей, и тогда оно будет представлять сложную синтаксическую конструкцию.
Умение использовать в речи сложные предложения с разными видами связи - показатель высокой степени развития речи, а следовательно, и мышления.
Употребляя в своей речи сложные синтаксические конструкции, мы производим впечатление грамотного, образованного человека. Наша речь становится яркой, выразительной, образной, что, конечно же, способствует развитию профессиональных отношений.
Я думаю, вы уже поняли, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
- Давайте сформулируем тему занятия.
2.Объявление темы урока. Запись в тетрадь.
С темой нашего урока тесно связаны слова Н. Рериха: « Россия - не только страна мгновенного настоящего. Она - страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь ».
И слова, взятые из энциклопедического словаря: « Хохлома - это часть культуры родной земли».
3. Формулировка целей.
Обсуждение целей урока со студентами.
- Сегодня мы откроем для себя ещё один уголок искусства хохломскую роспись. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
( почему предметы, о которых пойдёт речь, называют «хохломой», как рождаются они под руками умелых мастеров и чем отличаются от других произведений народного искусства.)
-Но не все так просто, одновременно мы повторим сведения о сложном предложении, так как это урок русского языка. Какие цели мы с вами будем реализовывать по сложному предложению?
(привести в систему знания и умения по данной теме; составлять сложные предложения разных типов; строить собственные высказывания, используя сложные предложения.)
Цели урока появляются на интерактивной доске.
-Давайте сравним цели, озвученные вами, с теми, которые вы сейчас видите.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Слово учителя.
Что же такое хохлома? Ответ мы узнаем сегодня на уроке. У вас на партах пригласительный билет на заочную экскурсию в мастерскую художника. Прочитаем его содержание.
Народные мастера создавали из глины, железа и дерева настоящие чудеса, а яркая роспись украшала простые предметы обихода.
Приглашаем Вас посмотреть на хохломскую посуду, которая радует глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
2. Повторение сведений о сложном предложении.
Самостоятельная работа.
Выполните синтаксический разбор предложений (из пригласительного билета). Составьте схемы.
Индивидуальное задание. Работа у доски.
Задание 1.
Своих друзей
Встречая хлебом солью,
Ты в памяти и то побереги,
Что мужество, уверенность и волю
Нам помогают обрести враги.
И сам не бойся
Недруга обидеть.
Уж так оно велось из века в век:
Тебя должны любить
И ненавидеть, Тогда-
Ты настоящий человек. (А. Сазанов)
1.Объясните правописание приставки и частицы НЕ в тексте.
2.Придумайте предложение, чтобы в нём слово «недруг» писалось отдельно.
3.Объясните постановку знаков препинания.
4.Согласны ли вы с тем, что автор пишет в конце стихотворения:
Тебя должны любить
и ненавидеть, Тогда
Ты настоящий человек.
Задание 2.
1) Подчеркните сочинительные союзы одной чертой, подчинительные -двумя.
Тоже, также, потому что, оттого что, чтобы, как будто, так как, то есть, лишь только, как только, с тех пор как, несмотря на то что, либо, или.
2) Составьте с парами слов предложения. Объясните написание союзов и омонимичных слов.
Оценка самостоятельной работы.
3.Обобщение материала.
( Работа с опорной схемой.
Давайте теперь вспомним: что же называется сложным предложением? Какие виды сложных предложений выделяются? Дайте связный ответ по опорной схеме.
· Сложное предложение
/ \
Союзное
Бессоюзное
/ \
сложносочинённое сложноподчинённое
- Какой ещё вид сложного предложения выделяется? Что это за предложения? (Сложные предложения с разными видами связи).
4. Беседа.
-Итак, мы с вами справились со всеми заданиями и можем отправиться на экскурсию в мастерскую художника. На уроках МХК вы знакомились с народными промыслами. Назовите известные вам.
(Гжельская и жостовская росписи, дымковская игрушка, павло - посадские платки).
-Посмотрите на хохломскую роспись. Кто знает, почему она так называется?
(Хохлома старинное село, затерявшиеся в глуши дремучих волжских лесов, где впервые появилась хохломская роспись. Нижегородская область)
-Где сейчас производят эту посуду? (в г. Семёнове).
- Где зародилось искусство росписи деревянной посуды?
(Как предполагают исследователи, искусство росписи деревянной
посуды, скорее всего, зародилось в монастырях. В этом особая роль принадлежит Троице - Сергиеву монастырю. Именно из среды троицких монахов вышел выдающихся мастер прикладного искусства 15 века резчик Амвросий. В 17 веке «троицкая» деревянная посуда, расписанная золотом, уже славилась на всю Россию).
5. Работа с текстом.
- Сегодня мы с вами вспомним легенды, связанные с возникновением хохломской росписи. (У каждого на парте тексты легенд).
Текст 1. Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой весёлый мужик - умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как - то к его порогу жар - птица, он и её угостил. И вдруг жар- птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой, огненной.
Текст 2. Рассказывают, что жил в давние времена в Москве мастер иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил он себе избу, мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем и в котором отразилась бы красота родной земли.
Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, золотую. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство, дошла слава и до грозного государя, и велел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде и раскрыл односельчанам секреты своего мастерства. А утром, когда вошли в село царские гонцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Анализ текста.
-Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её
правда в том, что большое мастерство и искусство сохраняются
только тогда, когда передаются из рук в руки.
1.Какая легенда вам понравилась больше и почему?
2.Какова тема второго текста?
3. Почему не исчезло мастерство художника?
4.Озаглавьте тексты легенд.
5.Выпишите из текстов выделенные слова. Графически объясните их написание.
6.Найдите предложение по данной схеме:
1[=-], 2(чтобы =), 3[=-], и 4[=-]. Определите его вид.
7. В приведённых текстах пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями ССП.
8. Определите вид выделенных предложений.
9. Почему в подчёркнутом предложении, мы не поставили запятую перед союзом И, ведь это сложное предложение?
V. Реализация домашнего задания.
Устный рассказ студента. Историко - культурная справка: изготовление хохломской посуды.
(Итак, вы готовы к тому, чтобы продолжить знакомство с хохломой.
Расскажите, как делали посуду, расписанную хохломой.)
1.Деревянную посуду делали ручными инструментами или вытачивали на станке.2. Станок был ручным или водяным.3. Посуду сначала просушивали, а затем покрывали слоем глины, чтобы древесина не впитывала в себя льняное масло.4. Посуда становилась похожей на глиняную.5. Затем её покрывали порошком из олова, и деревянная посуда блестела, как серебряная монета.6. После этого посуду расписывали, покрывали лаком и ставили закаливаться в горячую печь.7.Под влиянием высокой температуры лак потемнел, а порошок под слоем лака приобретал золотой блеск, становился огненным.
Устный рассказ студента. Историко - культурная справка: отличие хохломской росписи от других народных промыслов.
( Мы видели с вами, насколько разнообразна хохломская посуда. Расскажите, чем же хохломская роспись отличается от других народных промыслов).
В хохломской росписи почти нет жанровых сценок; всё своё искусство художники направили на изображение растительных форм и так называемого травяного орнамента. Травяной орнамент- самостоятельный тип росписи, обязательная часть любого растительного орнамента хохломы. Изображения цветущих кустов и плодов считалось на Руси с давних пор пожеланием добра, благополучия, счастья.
VI. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Проверочная работа.
1) Деревя__ую посуду делали руч_ными инструментами или вытачивали на станке.
2) Станок был руч_ным или водя_ым.
3) Посуду сначал_ просушивали а затем покрывали слоем глины чтобы др_весина (не) впитывала в себя льня__ое масло.
4) Посуда ст_новилась похожей на гли__яную.
5) Затем ее п_крывали порошком из олова и деревя__ая посуда бл_стела как серебря_ая монета.
6) После этого посуду расписывали покрывали лаком и ставили закаливат_ся в горячую печ_.
7) Под влиянием высокой т_мпературы лак темнел а порошок под слоем лака пр_обретал з_л_тистый блеск становился огне__ым.Задание:
1)Определите тип текста.
2)Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните их написание.
3)Расставьте недостающие знаки препинания.
4)Выпишите номера простых предложений, определите их тип.(1, 2, 4, 6)
5)Укажите, какие средства выразительности используются в тексте. (сравнение - блестела, как серебряная монета, эпитет -огненный блеск).
2.Взаимопроверка.
Преподаватель выставляет оценки за работу на уроке.
VII. Рефлексия.
-Как вам кажется, удалось ли нам соединить урок русского языка и МХК? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей?
-Почему мы сегодня говорили о культуре своей страны? Должны ли мы изучать ее?
-И закончить урок я хочу словами Николая Гаврюшина: «Возвращается жар -птица в наши края. Пусть она больше никогда не улетает».
Соотнесите эти слова с эпиграфом нашего урока.
VIII. Информация о домашнем задании.
Подготовка к домашнему заданию.
а) Что такое миниатюра?
б) Чтение значения слова.
Задание: Написать миниатюру на тему: «Возвращение жар - птицы».
Интегрированный урок русского языка
и мировой художественной культурыTimes New Roman Обобщение по теме
"Сложное предложение"Times New Romanметодический материал предоставленTimes New Romanпреподавателем русского языка и литературыTimes New RomanИльиной Ириной ЕвгеньевнойTimes New RomanЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615