Доклад Эффективные способы подготовки учащихся к ЕГЭ
Наша школа на протяжении многих лет старается идти в ногу со временем. В условиях модернизации системы образования своей главной задачей мы считаем предоставление каждому ученику возможности для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формируем потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации, развиваем активную гражданскую позицию.
Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества, по словам Киплинга. Учащимся сельских школ трудно реализовывать себя в городе, ведь у них нет такого богатого выбора дополнительного образования. Именно поэтому нашим школьникам важно получить высокие баллы на ЕГЭ, чтобы поступить в вуз и получить престижную профессию. Школа вот уже второй год входит в число двухсот сельских общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. В него вошли школы, имеющие высокие результаты сдачи ЕГЭ, призеров и победителей регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Одной из важных задач школы стала работа по профессиональному самоопределению учащихся. В школе ведется качественная предпрофильная подготовка, а с 2005г. организовано профильное обучение по физико-математической направленности, реализуя запросы учащихся и их родителей. Это позволило выпускникам успешно сдать ЕГЭ по математике, физике. В 2014 г. в рейтинге образовательных учреждений по результатам двух обязательных экзаменов школа занимает 2 место, по физике средний тестовый балл выше районного(45,7) и краевого показателей(49,5), составляет -53,6 баллов.
Средний балл по русскому языку - 73,3 ( +9,8 балла в сравнении с прошлым годом), что на 1,9 выше районного и на 4,3 выше краевого результата, по
математике - 53,7 (+ 4,9балла в сравнении с прошлым годом), на 6,3 выше районного и на 6,4 выше краевого.
Все мы понимаем, что за этими высокими результатами стоят ученики.
В 2014г – ученица - обладатель высшего балла(100б) по русскому языку. Высокие баллы (98, 95,92,90) по русскому языку набрали еще 5 человек. Самые высокие баллы по математике и физике - 84.
Но.. уйдем от статистики. Результативность тогда высока, когда есть талантливый учитель. Давно позади единый подход к обучению. Высокий уровень профессионального мастерства педагогов нашей школы способствует достижению учащимися стабильно высоких, положительных результатов в обучении, помогает стать победителями и призерами интеллектуальных конкурсов и олимпиад различных уровней.
При подготовке к итоговой аттестации школа работает по следующим направлениям:
1.Информационное обеспечение (информирование при помощи школьного стенда и стендов в предметных кабинетах, выставление информации на школьном сайте; информирование педагогов на совещаниях и семинарах;
организация работы «горячей линии»; информирование учителей об адресах сайтов в Интернете, где размещены материалы по ГИА; выставка в библиотеке материалов по ЕГЭ, пополнение аннотированного указателя учебно-методической информации; оформление папок по ЕГЭ;проведение собраний для обучающихся и родителей; индивидуальное консультирование родителей).
Ознакомление всех участников ГИА с документацией ГИА:
-педработники (педсовет, совещание и т.д. - повестка)
-учащиеся (ознакомление под роспись с указанием даты ознакомления)
-родители (протокол родительского собрания, ознакомление под роспись с указанием даты ознакомления)
Информационные стенды:
информация необходимая и понятная учащимся (без полного текста Положений), в т.ч. информация о рабочих специальностях
2.Организационная работа (организация и проведение обучающих семинаров, практических семинаров и мастер-классов; оказание методической помощи, консультационная работа; составление методических рекомендаций, памяток; изучение, распространение опыта учителей, устойчиво обеспечивающих базовый и повышенный уровень обучения учащихся; организация работы межшкольных факультативах для слабоуспевающих и высокомотивированных учащихся выпускных классов.
3.Методическое, консультационное, научно-методическое (анализ учебно-методического сопровождения и результатов ГИА; создание базы данных педагогов, участвующих в подготовке учащихся к ГИА; анализ УМК, с которым работают учителя, с точки зрения эффективности подготовки учащихся к ГИА, формирование банка данных слабоуспевающих и высокомотивированных учащихся);
4.Диагностико – аналитическая работа (анкетирование учителей-предметников, учащихся выпускных классов с целью анализа и систематизация затруднений, связанных с подготовкой учащихся к ГИА; изучение и анализ системы работы педагогов по подготовке учащихся к ГИА; анализ, диагностика, мониторинг освоения учащимися учебных дисциплин; внедрение новых педагогических технологий с целью оптимизации подготовки к ГИА);
5.Контрольно-инспекционная работа (посещение уроков, изучение документации)
6.Психологическая готовность (работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно; педагог-психолог проводит индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам).
Цели внутришкольного контроля готовности к ГИА:
Повышать у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями и умениями.
Обеспечивать единство урочной и внеурочной деятельности
Повышать ответственность учителей, осуществлять внедрение новых педагогических технологий в практику преподавания.
Обеспечение мониторинга качества знаний учащихся
Повышение рейтинга школы по результатам ЕГЭ и ГИА.
Этапы проверки:
Посещение уроков, изучение документации
Проведение обучающих совещаний с учителями с выдачей рекомендаций по подготовке к ГИА
Приглашение учащихся на беседу с замдиректора УВР, на мини-педсовет с директором школы
Приглашение родителей учащихся на беседу с замдиректора УВР, директором школы
Проведение совещаний с учителями при замдиректора УВР по итогам контроля
Рассмотрение результатов контроля
Совещание при замдиректора УВР
Совещание при директоре
Педагогический совет
Заседание ШМО
Система работы по подготовке к ГИА
Контроль уровня обученности учащихся- мониторинг качества образования (были разработаны единые диагностические карты)
Анализ ГИА предыдущего года, разбор характерных ошибок.
Изучение демонстрационных вариантов ГИА текущего года.
Учащиеся 9-11-х классов самостоятельно заполняют диагностические карты, в которых отражают результаты своих письменных работ. Старшеклассники выполняют работы не только в тестовых тетрадях, но и в бланках.
Папки-накопители учащихся
Проводится сводный мониторинг успеваемости учащихся по результатам краевых диагностических работ и работ, запланированных учителями.
Еженедельно на уроках, элективных и дополнительных занятиях отрабатываются темы, включенные в планы индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.
В кабинетах на стендах, а также в методических копилках учителей есть списки цитат для написания сочинений на лингвистическую тему, образцы сочинений, алгоритм их написания; варианты типовых тестовых заданий.
Репетиционнный экзамен
Проведение групповых занятий в 5-8-х классах и дополнительных в 9-11-х классах.
Разработка планов индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на высокий результат.
Организация работы межшкольных факультативов
Одним из направлений деятельности школы является целенаправленная работа с одаренными детьми. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Вот уже 2г.педагоги нашей школы работают по краевым программам с одаренными детьми всего района. В учебный план дистанционного образования одаренных детей входят такие предметы, как русский язык, английский язык, история, физика, география, биология. Всего в течение года обучалось 87 учащихся. Самыми посещаемыми предметами были история и физика. В 2012-2013 году учебный план предполагал не только посещение лекционных занятий, но и выполнение контрольных работ. В этом году ребятам была предоставлена возможность посетить краевые онлайн-лекции и вебинары с участием научных сотрудников и профессоров края. Хочется отметить, что в стремлении к знаниям наших детей не останавливают ни погодные условия, ни расстояние, которое приходится преодолевать ученикам периферийных школ, ни тот факт, что занятия проводились по субботам во второй половине дня.
Новым направлением в подготовке к государственной итоговой аттестации стала деятельность межшкольных факультативов. На базе нашей школы в 2014 году работал факультатив по математике и русскому языку для высомотивированных обучающихся 11 классов и по математике для низкомотивированных выпускников 9-х классов. В 2015 году в школе функционирует 5 таких факультативов: 2 из для высокомотивированных по русскому языку для учеников 8-9 и 11 классов. И 3 по математике, один – для высокомотивированных одиннадцатиклассников, 2 для низкомотивированных учащихся 9 и 11 классов. Такие занятия эффективны, поскольку дают возможность способным ребятам закрепить изученное, а самое главное- улучшить знания, найти ответы на волнующие их вопросы и повысить тестовый балл. А слабомотивированные ученики получают возможность ликвидировать пробелы в знаниях, отрабатывая задания для преодоления порога успешности.
Эффективной формой подготовки к экзаменам стала реализация проекта «Телешкола». Через систему «Телешкола» можно проводить дистанционные он-лайн уроки, дистанционно общаться с учениками. Учащиеся и педагоги имеют возможность использовать ресурсы системы в любое время, как в школе, так и дома. Достижения учащихся оцениваются максимально объективно на основе прозрачных критериев. Субъективный фактор при оценивании исключён: часть онлайн-тестов ЕГЭ и заданий, заложенных в сетевых уроках и тренажёрах ЕГЭ, проверяется системой в онлайн-режиме и оценивается автоматически. Вот уже 2г. выпускники имеют возможность попрактиковаться в выполнении тестов и заданий, чтобы подготовиться к итоговой аттестации. Тут ребенок в зависимости от зоны ближайшего развития сам определял темп работы, интенсивность обучения в соответствии со своими образовательными потребностями.
В заключение хочу сказать, что благодаря заботе государства в школе происходит много положительных изменений, а наш педагогический коллектив делает всё возможное, чтобы упрочить имидж школы как образовательного учреждения инновационного типа, потому что запросы общества на раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, инициативной творческой личности должны быть оправданы.
Желаю всем результативной творческой работы, высокого профессионализма!