Урок математики валеологической направленности Курение. Выбор современного подростка. Проценты, процентные расчеты
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Рогачева Татьяна Викторовна
Методист,
учитель математики ГБОУ школы №103
Санкт-Петербург
Урок математики валеологической направленности
В то время как математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни, именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке.
Как это сделать?
Этот вопрос всегда стоит перед неравнодушным педагогом. Одно знаю, для того, чтобы увлечь учащегося на уроке, ему должно быть это интересно. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Предлагаю интересный разговор с учащимися на уроке математики о вреде курения. И параллельно повторить тему «Проценты». Причем это можно сделать в классе любой возрастной группы. Стоит только подобрать соответствующие задачи на проценты по сложности. Учащиеся увлекаются темой о вреде курения и при этом хорошо решают задачи на проценты.
ТЕМА: «Курение. Выбор современного подростка. Проценты, процентные расчеты»
ЦЕЛИ: Закрепить навыки решения прикладных задач с использованием процентных расчетов, продолжить развивать вычислительные навыки, умение составлять задачи по предложенной теме, связанной со здоровым образом жизни на основе статистических данных, опросу, проведенному среди старшеклассников. Продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни, искоренению вредных привычек. Развитие коммуникативных навыков, умения общаться, брать интервью, доверять собеседнику.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
На дом учащимся предлагалось составить задачи, предварительно проведя анкетирование среди школьников и родителей и используя сведения из информационных источников.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы поговорим о курении. Моя цель – познакомить Вас с последствиями такой вредной привычки как табакокурение. Курить или нет – право выбора каждого человека. Вот как говорил о праве выбора Евгений Евтушенко:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя…
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Актуализация опорных знаний учащихся.
На предыдущих уроках мы повторили виды задач на процентные расчеты. Эти задачи используются в различных сферах жизни, а особенно в статистике. Сегодня эти знания помогут нам при проведении урока.
Повторим основные теоретические факты о процентах. (Класс разбивается на группы-четверки, сначала в каждой группе дети задают друг другу вопросы по теме, а затем по кругу задают вопросы группа группе).
Применение знаний, умений, навыков.
(Можно использовать задачи из домашнего задания учащихся и заготовленные учителем.)
№1. Многие курильщики начали курить в школьном возрасте, десятая часть – после школы до достижения совершеннолетия (18), 2% - после 18 лет. Сколько процентов начинают курить в школьном возрасте?
Решение.
0.1=10% - начинают курить после школы до 18 лет
2%+10%=12% - начинают курить после школы
100%-12%=88% - начинают курить в школьном возрасте.
№2. Среди мужчин в 2013 году в фирме «МИНИ» курили 196 сотрудников. За 2014 г. % курильщиков увеличился на 7. Сколько человек курит?
№3. А в фирме «SPORT» курили 154 человека, в 2014 г. после проведения антитабачной кампании – на 11% меньше. Сколько человек бросили курить? Сравните результаты с Фирмой «МИНИ» и сделайте выводы. Спрогнозируйте развитие ситуации на конец 2015г.
Работа в группах
№4. Найди правильный ответ и закончи предложения (варианты ответов даны)
1) Одна сигарета укорачивает жизнь на … (15 минут)
2) Активное курение укорачивает жизнь на …(8-10 лет)
3) Каждые…минуты на планете из-за причин, вызванных курением, умирает 1 человек (4)
4) В табачном дыме содержится … тысяч различных веществ(4)
5) За всю жизнь на легких курильщика оседает …литра дегтя (3)
6) Деготь – продукт сухой перегонки табака, содержит… канцерогенов и веществ, вызывающих рак (около 100)
Работа в парах.
№5. Собери высказывание о вреде табакокурения из предложенных частей
Курильщик пускает в свои уста врага,
который крадет его ум
Бросьте курить, и вы предотвратите
15-20% смертей от рака
Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других
Хочешь дольше жить - бросай курить!
Никотин стоит приравнять к сильным наркотикам и относиться к нему так же, как к героину или кокаину.
№6.
Не меньше страдает от курения общество. Взрослый курильщик тратит в среднем на курение 2 минуты в час. Сколько это процентов?
Решение.
1 час=60 мин
Составим пропорцию:
60мин. - 100%
2 мин. - х %
х= 2*100/60=3,3%.
№7.
Если Вы считаете, что 3% -это немного, то Вы ошибаетесь. Рабочий день длится 8 часов, а в году в среднем 260 рабочих дней. Посчитайте, сколько времени у рабочего уходит в год на перекуры?
Решение.
1)260*8=2080 (ч)- всего рабочих часов в году
2)Составим пропорцию:
2080 часов—100%
х часов - 3,3%
х= 2080*3,3/100=69,3 (ч)
Получается, что более 8 рабочих дней уходит у каждого курильщика на перекуры! Это огромный материальный ущерб, наносимый экономике государства.
6. Консультации врачей (Стоматолог, пульмонолог и т. д.) (Инсценировки)
Можно предложить учащимся дома подготовить сообщение о влиянии курения на различные органы.
Доклад медика: «Влияние табака на организм подростка».
Главная мишень для табачного дыма – верхние дыхательные пути и легкие. Раздражение слизистых оболочек начинается уже в ротовой полости. Во время курения сквозь слой табака всасывается воздух, который усиливает горение. При этом табачный дым разрушает эмаль зубов, приводит к воспалению слюнных желез. Это сопровождается повышением выделения слюны. Слизистые оболочки гортани, трохеи, бронхов также раздражаются табачным дымом, что создает условия для развития хронических бронхитов, пневмоний.
В табаке очень много канцерогенных веществ, которые вызывают онкологические заболевания (рак). Курящие с очень большой вероятностью могут заболеть раком ротовой полости, гортани или легких.
Очень вредно курение отражается и на внешности человека. Даже в молодом возрасте при небольшом стаже курения проявляются характерные признаки курящего – зубы и ногти становятся желтыми, появляется нездоровый цвет лица, сетка расширенных сосудов на лице.
Курение является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Выкуривание даже одной сигареты приводит к ускорению сердечного ритма, сужению сосудов, повышению артериального давления. Результат курения – нарушение функционирования сердечных мышц, что может привести к инфаркту миокарда. Вследствие курения может развиться такое тяжелое заболевание сосудов ног как облитерирующей эндартериит, которое очень часто сопровождается ампутацией конечностей.
Нервная система, кровь, органы пищеварения тоже страдают при попадании в организм продуктов горения табака. Курение провоцирует развитие язвы желудка, усложняет другие заболевания.
У женщин, которые курят, нарушается нормальная деятельность половых органов, что способствует развитию бесплодия. Если курит беременная женщина, у нее рождается очень слабый ребенок, с пониженным весом, с нарушением нервной системы, что может проявляться не сразу, а со временем.
Компоненты табачного дыма разрушают витамины в организме человека, ослабляют его иммунную (защитную) систему, вследствие чего у курящих часто наблюдается проявление аллергии, течение всех заболеваний более продолжительное, а лечатся они труднее, чем некурящие люди.
Как и все наркотические вещества, никотин – главная составная табачного дыма, попадая в организм, меняет его деятельность таким образом, что человек начинает чувствовать большую или меньшую, осознанную или нет, потребность в нем – развивается зависимость. Современные исследования свидетельствуют о том, что составные табачного дыма являются веществами, которые вызывают очень стойкую зависимость. Это подтверждают такие статистические данные: 85% курящих хотели бы бросить курить, но удается это только 15% из них.Важно также помнить, что большой вред курящие приносят не только себе, но и всем тем, кто их окружает (этих людей часто называют пассивными курящими). Вдыхая табачный дым в прокуренном помещении, пассивный курящий подвергается такому же влиянию компонентов табака, что и сосед, который курит, часто с теми же разрушающими последствиями для здоровья.
Выводы: С точки зрения здорового человека или врача ты можешь составить «Советы начинающему курильщику» или «10 причин не начинать курить», «Влияние курения на отношения между парнем и девушкой»
(Варианты названий дети придумывают охотно и много).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Интервью)
1. Изменилось ли твое отношение к курению?
2. Каким ты видишь свое будущее: с сигаретой или без нее?
3. Убедили ли мы тебя сегодня в пагубном влиянии никотина на молодой растущий организм?
4. Что ты посоветуешь начинающему курильщику?
8. Домашнее задание
Подобрать задачи, содержащие действия над пропорциями, касающиеся курения.