Методические рекомендации по организации внеаудиторной сам. работы по дисциплине Эффективное пов. на рынке труда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда» предназначены для обучающихся при освоении профессии социально-экономического профиля «Продавец, контролёр-кассир», «Парикмахер», «Повар, кондитер».
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу обучающихся отводится 16 часов.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы обучающихся получают:

- практические умения и навыки:

умение оперировать данными на информационном рынке и рынке труда;
умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
умения обрабатывать информацию;
умения оформлять документы по трудовым правоотношениям.

- учебные умения:

использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать, оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда».

Раздел 1 Рынок труда Ярославской области.
Самостоятельная работа: Поиск информации в сети Интернет и СМИ, в Банке вакансий Государственной службы занятости, возможных вакансий по своей будущей профессии.
Задание. Из полученной информации составьте таблицу о наличии вакансий по вашей профессии.
Профессия
Заработная плата
Предприятие
Адрес
Телефон
Режим работы
Стаж
Образование











Самостоятельная работа: Творческая работа «Знакомьтесь – это я!».
Обучающимся предлагается в творческой форме (в форме рисунка, стихотворения, рассказа) ответить на вопросы: «Каким я вижу себя?» и « Каким меня видят другие?»
Самостоятельная работа: Посещение Центра Занятости населения для получения индивидуальных консультаций со специалистами.
Задание. Оформить отчет о посещении.
Вопросы к отчету:
В каком случае человек может обратиться в Службу Занятости?
Какие документы необходимо предоставить для постановки на учет в ГСЗ?
Какие выплаты и в каком размере полагаются безработному?
Что будет являться подходящей работой для безработного?
Раздел2 Профессиональные компетенции и профессиональная карьера.
Самостоятельная работа: Составление таблицы общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции
Профессиональные компетенции





Самостоятельная работа. Анализ построения карьеры по своей профессии.
Задание. На основании опорного конспекта проанализируйте и составьте план построения своей будущей карьеры.
Самостоятельная работа: Составление плана самопрезентации.
Задание. Основываясь на теоретическом материале раздела2 в творческой форме составьте план самопрезентации в ситуации трудоустройства и поиска работы.
Раздел3. Стратегия и тактика поиска работы
Самостоятельная работа: Составление собственного резюме.
Задание: Составить резюме по шаблону, найденному в Интернете.
Самостоятельная работа: Составление схемы «Мои союзники в поиске работы»
Задание: Составить список агентов, способствующих в поиске работы.
Самостоятельная работа: посещение Центра Занятости населения с целью поиска вакансий по своей профессии.
Задание: Отчет о посещении ГСЗ оформить в виде таблицы:
Вакансия по профессии
Предприятие
Адрес, телефон
Заработная плата
График/режим работы








Раздел 4. Эффективное деловое общение.
1.Самостоятельная работа: Оформление документов по трудовым правоотношениям.
Задание. Оформить документы, пользуясь шаблонами в Интернете.
2.Самостоятельная работа: Разработка содержания рекомендательного письма.
Задание. Составить план рекомендательного письма от работодателя, используя информацию из сети Интернет.
Раздел 5. Собеседование с работодателем.
Самостоятельная работа: Составление таблицы «Вербальные и невербальные способы саморегуляции».
Задание. Составить таблицу, опираясь на информацию, полученную в Интернете.
Вербальные способы саморегуляции
Невербальные способы саморегуляции





Раздел 6. Адаптация на рабочем месте.
Самостоятельная работа: Выполнение теоретической части творческой работы (презентации) «Моя профессиональная карьера»
Задание. Найти в сети Интернет, изучить и систематизировать информацию по теме «Профессиональная карьера» в виде схемы.
2.Самостоятельная работа: Составление модели своей будущей профессиональной карьеры.
Задание. Составить модель будущей карьеры.. Ответ оформить в виде таблицы.
3.Самостоятельная работа: Подготовка творческой работы (презентации) на тему «Моя профессиональная карьера» к презентации.
Задание. Оформить наработанный материал в форме презентации. Подготовить выступление для представления своей творческой работы.
Критерии оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся:

уровень освоения обучающимися учебного материала;
умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:
Контроль сообщений осуществляется на уроках.
Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
Защита творческой работы осуществляется на уроках и внутри лицея.

Правила оформления списка литературы
Книга:
Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2011.
Статья из сборника:
Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2010. - С.102-104.
Статья из журнала:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С.52 - 63.
Источник, взятый из Интернета:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.
         Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется посредством устных и письменных  форм.
       Устные формы контроля: беседы, вопрос - ответ, решения заданий у доски и другое.
      Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.
       Оценивание результатов обучения  по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:
- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом, характеризует на профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
-проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
- на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).
 Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.  Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2»: может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам
 Требования к устным ответам.
Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.
В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.
 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми заданиями.
 При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей: Процент выполнения задания/Отметка  95% и более - отлично  80-94%% - хорошо  66-79%% - удовлетворительно  менее 66% - неудовлетворительно
Критерии оценки презентации
Содержание оценки 1.Содержательный критерий - правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет 2.Логический критерий - стройное логико- композиционное построение речи, доказательность, аргументированность 3.Речевой критерий - использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. 4.Психологический критерий - взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания 5.Критерий соблюдения дизайн - эргономических требований к компьютерной презентации соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации.
Критерии оценки презентации
Отличная работа 160 – 140 баллов
Хорошая работа 139 – 130 баллов
Удовлетворительная работа 129 – 100
Презентация нуждается в доработке 99 – 80
Слабая работа 79 -

Критерии
Макс
кол
бал
Самооц.

Оценка
группы
Оценка
преподавателя

Структура презентации





Правильное оформление титульного листа
10




Наличие понятной навигации
10




Отмечены информационные ресурсы,
10




Логическая последовательность информации на слайдах
10




Оформление презентации





Единый стиль оформления
10




Использование на слайдах разного рода объектов
10




Текст легко читается, фон сочетается текстом
и графическими файлами
5




Использование анимационных объектов
5




Правильность изложения текста
10




Использование объектов, сделанных в других программах
10




Содержание презентации





Сформулированы цель, гипотезы
10




Понятны задачи и ход исследования
10




Методы исследования ясны
10




Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована
10




Сделаны выводы
10




Результаты и выводы соответствуют поставленной цели
10




Эффект презентации





Общее впечатление от просмотра презентации
100




Сумма баллов
160





Критерии оценивания выполнения таблицы: 
- Полное заполнение граф таблицы; 
- Записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф; 
- Эстетичность оформления работы. 



15