Доклад на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы и в рамках внеурочной работы
Азисова Р.Ф.
«Воспитание духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках литературы и в рамках внеурочной работы»
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества.
ТеодорРузвельтДуховно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Направление работы
1.Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса.(на уроках русского языка и литературы)
2.Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеклассной деятельности.
3.Участие в школьных и сельских мероприятиях с привлечением родителей.
4.Участие в районных и республиканских мероприятиях.
5.Организация экскурсионных поездок.
6.Организация социально-значимых дел.
Русский язык и литература - те предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и, конечно, литература. Поэтому главные задачи учителя – это обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, традициях, культуре. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы.
Уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно дают ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?»
Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом ребенке есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, при этом книга остаётся ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.
Каким человеком тебе хочется стать? На этот вопрос пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться. Именно о таких людях сложены пословицы: «Языком туда, сюда, а делом никуда» и др. А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? «Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства», - делают вывод дети. И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым, верным делу. А каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, умным, находчивым… Но никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаст другому - невозможна душевная красота. Поэтому наша задача помочь понять детям, какое место занимает доброта и сострадание в нашем духовном мире. Во время чтения «Железной дороги» Н.А. Некрасова мы обращаемся к вечным проблемам: в чем назначение человека, что такое созидание, какой ценой достается все ценное, что такое труд?
Изучая «Слово о полку Игореве» мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. А ведь именно в результате анализа этих рассуждений ученики приходят к выводу, что гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
Начиная с 5 класса, на уроках литературы активно использую региональный компонент - систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс литературы местного языкового материала.
Это позволяет развернуть работу по духовному возрождению России и нашей провинции – в частности. Еженедельная районная газета «Призыв» на своих страницах даёт учащимся прекрасную возможность заглянуть в «Литературное кафе» и познакомиться с творчеством наших земляков, через их творчество - с размышлениями о сложностях бытия, лирико-психологическими зарисовками, посвящёнными природе, любимым местам, дорогим сердцу людям.
Такой подход, на мой взгляд, имеет большое воспитательное и развивающее значение: это и любовь к «малой Родине», и внимание к языку как культурно-исторической среде. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Много ценного и полезного привнесли в процессе литературного образования в школе новые программы, предоставившие учителю свободу творческого поиска. Отбор произведений для уроков внеклассного чтения я стараюсь определять в соответствии с принципами актуальности, художественности, богатства нравственно-эстетической проблематики. Хорошее семинарское занятие позволяет организовать обмен мнениями, дискуссию, полемику по наболевшим жгучим вопросам современности, чести определить свою эстетическую и жизненную позицию.
Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряженна внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Состоянию душевного поиска, нравственного самосовершенствования учеников и должны помочь уроки литературы.
Считаю, что внеклассная работа в школе по формированию духовно – нравственных ценностей у молодёжи - это одна из самых главных задач, потому что знания учащиеся получают на уроках, а вот воспитание души может проходить только в тесном сотрудничестве и общении со своими сверстниками и духовными наставниками.
Сколько угодно можно говорить о нравственности, милосердии, но если слова не подкреплены добрыми делами, то они останутся словами. Поэтому мы тесно сотрудничаем с начальной школой. Для них, например, старшеклассники подготовили и показали театральную постановку «Премудрый царь». Народные сказки и нравственные беседы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, т.к. она исподволь учит и показывает на доступных детям примерах ключевые моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.
С целью формирования духовно-нравственных ориентации в нашей школе используются следующие формы работы во внеурочной деятельности:
- школьные праздники (день рождения школы, праздник последнего звонка, выпускной бал, праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.);
-школьные традиционные мероприятия (неделя русского языка и литературы, олимпиады, ярмарки, интеллектуальные марафоны и д.р.);
- народные праздники ( масленица, новый год и д.р.);
-традиционные акции (акция милосердия, акция «Российский патриот», акция «Живи и помни», «Бессмертный полк», «Солдатская каша» и т.п.).Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что воспитательный потенциал литературы заключается:
- в формировании эмоционального мира человека (в силу того, что литературно-художественное произведение есть результат объективизации прежде всего эмоциональной сферы школьника);
- в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности (в силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», образная модель действительности, истории народа и его нравственно-психологического облика, и тем самым литературно-художественное произведение предоставляет возможность старшекласснику соотнести с собой исторические сюжеты и образы, т.е. создать возможность для самовоспитания);
- в формировании собственно филологического мышления (познания мира посредством литературно-художественного текста, поэтической реальности). Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову - основе духовной жизни народа, т.е. приобщает учащихся к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению человеческих ценностей, передаче традиций из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения учащихся в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.
Работа над данной темой позволяет развивать индивидуальные познавательные способности каждого школьника, помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.
И закончить свое выступление хочу словами:
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу,- утверждает духовенство.
Мудрец ответит просто: «Путь к себе»
Поэт с художником подскажут: «Вдохновенье».
Певец и композитор – песнь души,
Политик – совесть, физик – убежденье,
И все они по - своему правы.
Духовность – это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов
В ней дух святой, лишь с нею мы богаты.