Профилактика агрессивного поведения у детей













Профилактика

агрессивного поведения у детей.















Материал подготовила
педагог-психолог МДОУ №168
Г.Г. Нехорошева








Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.).

Существует несколько видов агрессии:

- Физическая (нападение)
-Вербальная (ссора, крик, визг)
Вербальные реакции (угроза, проклятье, ругань и т.д.)
-Прямая агрессия (непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта)
-Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки)
-Враждебная агрессия (действия причиняющие вред)
-Аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений, самоубийство)


Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию, и другие состояния.
Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для человека окружением.

Агрессивные действия выступают в качестве:

средства достижения какой - либо значимой цели
способа психологической разрядки
способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении

Взрослый, наблюдая за агрессивным поведением ребёнка в разных видах его деятельности, проводит беседы и выявляет основные потребности ребёнка.
Потребности могут быть следующими:

ПОТРЕБНОСТИ в безопасности:
-открытие ребёнка к миру и получение удовлетворения от общения с ним
-потребность в позитивном самовосприятии и самоутверждении
-потребность быть личностью

ПОТРЕБНОСТЬ в эмоциональном общении:
-потребность в эмоциональном насыщении
-потребность в общении
-нравственные потребности

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ (исследовательская):
-потребность в свободе
-потребность в познании
-потребность в осмысливании смысла жизни

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬСНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
-потребность в восстановлении энергии
-потребность в самореализации
-потребность в преодолении возникающих трудностей


Возможные оценки взаимоотношений детей:

-оценки – правила (девочкам надо уступать)
-оценки личностных свойств сверстника (он всегда всем помогает, нужно и ему помочь)
-оценки – состояния (ей обидно, что всех угостили конфетами, а её нет)
-оценки-предвосхищения (надо помочь ему одеться, а то он заплачет, думая, что у него ничего не получается)
-оценка свойств ребёнка (ему «авансом» приписываются положительные качества или подчёркивается малейшее проявление доброжелательности к сверстнику)


Психологическая профилактика.

Она направлена на осуществление «вправления» того «социального вывиха»(по словам Выготского А.С.), который произошёл у ребёнка. Психокоррекция направлена на изменение его социальных позиций в семье, в группе сверстников и установление такого поведения, которое бы предупреждало возникновение конфликтных ситуаций.



Игры на выражение агрессивности, гнева:
(для детей 4-6 лет)

«Король Боровик не в духе».
Ведущий читает стих, а дети действуют согласно тексту, выразительно имитирую гнев и агрессию короля.

Шёл король Боровик
Через лес – напрямик,
Он грозил кулаком,
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В.Приходько)

«Два сердитых мальчика».

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся.

Этюд выполняется под музыку Е. Ботлярова «Драчун».



3. «Упрямый мальчик»
« Уже вечер. Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама взяла мальчика за руку, чтобы отвести его домой, а он упирается, вырывается да ещё топает ногой: «Не хочу! Не пойду!»
Этюд идёт в музыкальном сопровождении: Р. Леднёв. «Упрямец»
Игры для детей 6-7 лет

4. « Хмурый орёл».
Звучит музыкальная картинка Р. Габичвадзе «Орёл».
Ведущий читает стих В.Викторова

Вот за решёткой, хмур и зол,
Сидит орёл.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал.
И камнем падал свысока
На врага.
Он был свободный властелин
Седых вершин.
Теперь в неволе, хмур и зол,
Сидит орёл.


Затем дети изображают орла, который медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решётки (cоставленной из стульев).






5. «Карабас - барабас»

Ребёнок изображает Карабаса – Барабаса.
Он сидит на стуле и, пока звучит музыка (А.Лепин «Карабас» отрывок), зловеще смотрит на Буратино, которого вот-вот бросит в огнь.

Выразительные движения: сидеть на стуле, широко расставив ноги, одной ногой можно притопывать, не отрывая носка от пола, корпус тела наклонен вперёд, руками (кулаками) упирается в бёдра, брови сдвинуты.

«Уходи!»

Ведущий предлагает «отыграть» своё плохое настроение.
-Дети, покажите своё плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.



Заключительная игра


«Иди ко мне!»
Ведущий: А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясь с кем-нибудь, говорите «Иди ко мне!». При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу, обнимитесь и постойте так.





«Доброе тепло».
Ведущий: Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдёт «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь тоже самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа сработает.
















13 EMBED Word.Document.8 \s 1415














15