Технологическая карта урока математики по теме Задачи на кратное сравнение


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 города Южно-Сахалинска
Технологическая карта урока математики (3 класс) по теме:
«Текстовые задачи на кратное сравнение чисел»
Выполнила:
Арестова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
Южно-Сахалинск, 2016
Технологическая карта урока
Тема урока: Текстовые задачи на кратное сравнение чисел.
Класс: 3
Предмет: математика
Средства обучения (УМК Школа России): учебник «Математика.3 класс», авторы М.И.Моро и др., мультимедийная презентация (Приложение 5), карточки с заданиями (Приложения 1,3), с алгоритмом решения задачи (Приложение 2), карточки с буквами и цифрами (Приложение 4).
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению способа решения задач на кратное сравнение; развивать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Задачи урока:
Образовательные: произвести актуализацию ранее полученных знаний; совершенствовать вычислительные навыки; умение решать задачи на кратное сравнение;
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в паре, дружбу и взаимопомощь.
Планируемые результаты:
- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.
- метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида, развивать умения выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.(Познавательные УУД); развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. (Личностные УУД)
- предметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; пользоваться таблицей умножения и деления, уметь применять опорные знания при решении текстовых задач на кратное сравнение чисел.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
1. Этап самоопределения к деятельности
(На доске за чистыми квадратами скрывается надпись)
Приветствует обучающихся, настраивает на работу.
-На доске пустые квадраты. Как вы думаете, а что они означают?
- А кто оказался прав, узнаем в конце урока.
- Посчитаем, порешаем,
Вспомним все, что уже знаем!
- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа. Дети приветствуют учителя.
Предположения детей.
Р: ставят себе прогностическую оценку; составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
К: отвечает на вопросы учителя; соблюдает простейшие нормы речевого этикета.
Л: Проявляют познавательный интерес к математике; положительное и адекватное представление об учебной деятельности
2. Этап актуализации знаний.
-Вспомните прошлые уроки математики и скажите, что вы знаете и умеете?
- Сегодня мы продолжим закреплять наши математические знания, потому что
Повторенье-
Устный счет
1.Математический диктант
(12 примеров)
-Таблица умножения и деления на 2,3,4,5.
2х6 25:5 4х7 24:4 30:3 7х5
18:3 8х4 45:5 4х3 5:5 14:2
Взаимопроверка по образцу
Оцените по критериям
- Поднимите зеленую карточку, кто решил безошибочно.
- Желтую, кто допустил 1 ошибку,
- Красную - 2-5 ошибок
- Ребята, что посоветуем, тем ученикам, которые сегодня допустили ошибки?
2. Решение задач
Чтоб задачи хорошо решать, нужно ум свой тренировать!
- Ну, а прежде давайте вспомним алгоритм решения задач.
Восстановите правильную последовательность алгоритма.
Запишите только ответы (Слайды 3-7)
В эстафете участвовало 3 команды по 7 человек. Сколько участвовало в эстафете?
12 спортсменов сели в 2 лодки. Сколько гребцов в каждой лодке?
Команда «Тайфун» забила 6 мячей, а команда «Торнадо» забила на 2 мяча больше. Сколько голов забила команда «Торнадо»?
Саша поднял штангу весом 8 кг, а Слава поднял штангу весом в 2 раза тяжелее. Каким весом поднял штангу Слава?
Мальчик попал в цель из лука 15 раз, а девочка в 3 раза меньше попала в цель. Сколько раз в цель попала девочка?
Проверь себя. (Слайд 8)
- Что посоветуете ребятам, которые допустили ошибки?
- На что, нужно обращать внимание, чтобы правильно решать задачи.
- Что значит увеличить на…?
-Что значит уменьшить на…?
-Что значит увеличить в несколько раз?
-Что значит уменьшить в несколько раз?
- Какая тема объединяет все эти задачи?
-Кто запомнил, какие виды спорта упоминались в задачах?
Какой вывод можем сделать?
-Еще раз убеждаемся, что спорт и математика связаны друг с другом. - знаем таблицу умножения на 2,3,4,5
-знаем ,как решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько раз, в несколько раз..
- мать ученья!
Выполняют задания самостоятельно на карточке
Сравнивают ответы по образцу (Слайд 2)
Оценивают по критериям
Рассуждают, высказывают своё мнение.
Восстанавливают алгоритм:
1.Прочитай задачу
2. Составь условие к задаче
3.Выдели главный вопрос к задаче
4.Выбери арифметическое действие для решения задачи
5. Вычисли
6.Запиши ответ
Выполняют задания самостоятельно
Проверка
21, 6, 8, 16, 5
Зеленый-все верно
Желтый – есть ошибка
+
-
х
:
Спорт
Спорт и математика взаимосвязаныР: Принимают и сохраняют учебные задания, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
П: Проводят анализ, синтез, обобщение, аналогию, классификацию. Используют знаково-символические средства для решения практических задач, осознанно и произвольно строят речевое высказывание, владеют способами творческого и поискового характера.
К: Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнения других, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему.
Л: Осознают свои возможности в учении, рассуждают о причинах своего успеха или неуспеха, проявляют познавательный интерес.
3. Спортивная физминутка
(Музыкальная презентация)
Выполняют физминуткуР:Принимают и сохраняют учебную задачу.
К: Проявляют готовность слушать.
Л: Имеют установку на здоровый образ жизни
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
1. Решение задач по теме.
- Кто был внимательным и заметил, какие задачи мы не повторили?
- Какую учебную цель поставим перед собой?
-По краткой записи составьте задачи на тему спорта и сравните.
Вова – 18 раз на ? раз б.
Ваня – 9 раз
Вова – 18 раз во ? раз б.
Ваня – 9 раз
-Какого вида первая задача?
-Почему?
- Каким действием решается задача такого вида?
- Почему?
- Запишите решение и ответ.
(самостоятельно)
Проверка
Какого вида вторая задача?
-Почему?
- Каким действием решается задача такого вида?
- Почему?
- Запишите решение и ответ.
(самостоятельно)
Какой вывод сделаем?
Какого вида вторая задача?
-Почему?
- Каким действием решается задача такого вида?
- Почему?
- Запишите решение и ответ.
(самостоятельно)
Какой вывод сделаем?
- Покажите сигнал зеленого цвета, кто уже уверен, что может правильно решать задачи такого вида. Желтый – не уверен в себе. Красный- кто еще не поняли нужна помощь.
(прикрепляем полученные цифры: 9,2)
2. Работа по учебнику.
-Для того, чтобы спортсмен был здоров, что еще необходимо ему?
- Решим задачу про фрукты, стр.43, задача 1.
(1 чел. у доски)
-Читаем….
-Что можем сказать о задаче?
Краткая запись
Решение (решение за доской)
Проверка.(Показать сигнал)
(прикрепляем полученные цифры: 30,4)
Вывод.
3.Работа в парах.
- Проверим, как вы можете применять свои знания в работе парой.
Напомните правила работы в паре.
- У вас на столе карточка с задачей, прочитайте. Что заметили?
-Какое будет задание?
- Запишите решение и ответ.
-Проверка.
(Опрос несколько пар)
- Итак, для того, чтобы задача решалась, какие числа подойдут?
-Еще раз напомните правило, как решаются задачи на кратное сравнение.
Отвечают на вопросы, решают задачи по алгоритму
Формулируют выводы.
Задачи на сравнение
Решать задачи на кратное и разностное сравнение
Одинаковые условия, но разные вопросы.
Обосновывают выбор способа решения.
Проверка решения задачи с объяснением
Вывод:
Если задача на кратное сравнение, то решаем делением; если задача на разностное сравнение, то решаем вычитанием.
Самооценка
Правильное питание
Дети работают в рабочих тетрадях и у доски.
Если задача на кратное сравнение, то решаем делением; если задача на разностное сравнение, то решаем вычитанием.
Вставить недостающие данные и решить задачу
Кратные
Обучающиеся анализируют полученные результаты, приводят в систему и делают общий вывод по решению данных задач Р: Осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, отличают верно выполненное задание от неверного.
П: Владеют логическими действиями, выдвигают гипотезы и их обосновывают, используют знаково-символические средства, осуществляют моделирование, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
К: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, формулируют и аргументируют свое мнение и позицию.
Л: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
5. Этап рефлексии.
- Получился ряд чисел:
21, 6, 8, 16, 5, 9, 2, 30,4
- Какое задание можем выполнить?
- Кто-нибудь догадался , о чем будет речь?
Читаем фразу:
- Кто согласен с этими утверждениями, покажите сигнал.
- Итак, какие учебные задачи сегодня отрабатывали?
- Продолжите фразу:
Я узнал…
Я научился…
Было легко когда….
Испытывал затруднения при….
Оценка учителем работы детей.
Запись и обсуждение домашнего задания. 1. Поделить на группы:
- четные - нечетные
- однозначные и двузначные
- кратные 3,4.
2.Поставить цифры в порядке увеличения
Спорт-друг!
Учились решать задачи на кратное сравнение
Р: Оценивают собственную деятельность на уроке.
П: Ориентируются в своей системе знаний.
К: слушают и вступают в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Л: Проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Список литературы:
Математика.3 класс. Учеб. для бщеобразоват.организаций.В 2 ч. Ч.1, М.И.Моро, М.А.Бантова и др.-М.:Просвещение, 2015
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/ С.П. Казачкова, М.С.Умнова.-М.:Планета, 2012
Приложение 1
Проверка таблицы умножения
Ф.И. Дата:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Приложение 2
Алгоритм решения задачи (не по порядку)
ПРОЧИТАЙ ЗАДАЧУ
СОСТАВЬ УСЛОВИЕ К ЗАДАЧЕ
ВЫДЕЛИ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС К ЗАДАЧЕ
ВЫЧИСЛИ
ЗАПИШИ ОТВЕТ
ВЫБЕРИ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ
Приложение 3
Задачи для работы в паре
В соревнованиях по шашкам играли ….мальчиков и ……девочек. Во сколько раз больше было мальчиков, чем девочек?
В секции гимнастики занимаются…..мальчиков и …девочек. Во сколько раз больше занимается девочек, чем мальчиков?
Приложение 4
























Приложение 5