Олимпиада по литературе для 9 класса (школьный этап)
Всероссийская олимпиада школьников
Школьный этап
2015 – 2016 учебный год
Литература
9 класс
Задание №1
Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Объясните художественное назначение (функции) этих приемов/ явлений в данном произведении.
1.1. ……………. – произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
1.2. ……………. – вопрос, который задают, не ожидая на него ответа.
1.3. …………….. – сближение предметов или явлений по сходству, сравнение без сравнительного союза.
1.4. …………….. – стихотворная повесть, в сюжете которой в жизнь героев вторгаются какие-то потусторонние силы – в реальности или во сне.
Задание №2
Найдите устаревшим словам соответствие в современном русском :
Фортеция, оказия, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти.
Задание №3
Узнайте писателей.
А) [4 балла] Автор бессмертной комедии, «половина» стихов которой, по словам Пушкина,
«должна войти в пословицу». После его трагической гибели персидский шах послал
Николаю I алмаз в 88,7 карата. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название
комедии.________________________________________________________________________
Б) [6 баллов] Знаменитый французский драматург, современник Людовика XIV, неустанно
обличавший в своих комедиях глупость, алчность, ханжество. М.Булгаков посвятил его
жизни и творчеству прекрасную книгу и великолепную пьесу. Напишите имя и фамилию
драматурга, а также название хотя бы одной его комедии
_______________________________________________________________________________
Задание №4
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Задание №5
2. Подчеркните средства художественной выразительности, напишите их
названия. Номера стоят напротив строк, в которых представлены средства
художественной выразительности. Приёмы могут повторяться. Возможен не один
правильный ответ.
Пусть вечно милы посевы, скаты,
Кудрявость рощи, кресты церквей,
Что в яркой сини живут, сверкая, —
И все ж, деревня, прощай, родная!
Обречена ты, обречена ты
Железным ходом судьбы своей.
Весь этот мирный, весь этот старый,
Немного грубый, тупой уклад
Померкнуть должен, как в полдень брачныйРассветных тучек узор прозрачный,
Уже, как громы, гудят удары,
Тараны рока твой храм дробят. (Валерий Брюсов) 1)
2)
3), 4)
5)
6)
7), 8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
Задание №6
Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
И.С.ТургеневСобака
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами..Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878
Опорные вопросы:
а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?
б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?
в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?
г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?
Ключи
Задание 1
Оценивается следующим образом: по 1 баллу дается за каждый верно указанный термин; по 2 балла – за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении (один из терминов не относится к тексту, поэтому оценка будет ограничена в этом случае 1 баллом).
Итого: максимальный балл – 10 баллов (т.е. 1+2+1+2+1+2+1)
1.1. – стихотворение в прозе
1.2. – риторический вопрос
1.3. – метафора
1.4. – баллада
Задание 2
фортеция – крепость; оказия – случай, попутчик; челобитье – просьба; обиняки – намек, двусмысл. Речь; лазутчик – шпион, разведчик; напасти – беды, неприятности; (6б)
Задание 3
А) Александр Сергеевич Грибоедов, «Горе от ума» 4балла
Б) Жан Батист (Поклен) (де) Мольер, «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Смешные жеманницы » 6баллов
Задание 4 Ответы:
а) — нет; б) — да; в) — нет; г) — нет; д) — да; е) — да 6 баллов
Задание 5
1) однородные члены
2) метафора / олицетворение
3) эпитет, 4) олицетворение
5) (риторическое) восклицание / обращение / инверсия
6) (лексический) повтор
7) эпитет, 8) метафора
9) повтор
10) эпитет
11) сравнение, эпитет
12) метафора
13) сравнение
14) аллитерация – 2 балла
По 1 баллу за названное верно средство. За последнее – 2 балла (15 баллов)
Задание 6
Критерии:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается.
Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5
Итого: максимальный балл – 60 баллов