Олимпиада по истории для 9 класса Школьный этап

Управление по образованию
Администрации Рыльского района Курской области




Задания
школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по истории для 9-х классов
















Составитель:
Антипова Татьяна Ивановна
МБОУ «Крупецкая СОШ»
Воронокский филиал
I квалификационная категория



2014 г.


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории
учени___ 9 ___ класса
___________________________________общеобразовательной школы
________________________________________________ (ФИ)

2014-2015 учебный год
Уважаемые участники олимпиады!
Мы приглашаем вас принять участие в олимпиаде по истории, которая поможет вам продемонстрировать полученные на уроках знания, показать ваш кругозор и даст возможность узнать новое и познавательное по предмету.
Общее число заданий в работе 21. Задания части А оцениваются 1 баллом за каждое верно выполненное задание, максимальный балл - 15.
Задания части В оцениваются по 2 балла, максимальный балл - 10.
Задание части С оценивается в 15 баллов: по 5 баллов за каждую позицию
За правильно выполненную работу можно набрать 40 баллов.
На выполнение работы отводится 90 минут. Желаем удачи!















Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по истории в 9 классе
А1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?
1) IX в. 2) X в. 3)XI в. 4)XII в.
А2. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?
1) отмена кормлений 2) отмена местничества 3) отмена рекрутчины 4) отмена Юрьева дня
А3. Какое из указанных событий произошло позднее других?
Медный бунт
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
движение под предводительством И.И. Болотникова
Соловецкое восстание противников церковной реформы

А4. Учреждение, созванное Екатериной II для разработки нового свода законов?
1) Земский собор 2) Уложенная комиссия 3) Верховный тайный совет 4) Сенат
А5. Одним из соратников Петра I был
1) В. Голицын 2) А. Ордин-Нащокин 3) Э. Бирон 4) Б. Шереметьев 1
А6. Военно-политический союз Франции, России, и Великобритании сложился накануне войны:
1) Крымской 2) Северной
3) Семилетней 4) Первой Мировой
А7. Какие из названных организаций относятся к тайным обществам декабристов?
А) «Народная воля» Б) «Союз труда» В) «Союз спасения» Г) «Союз благоденствия» Д) «Южное общество» Е) «Земля и воля»
1) АВГ 2) АГД 3) БВЕ 4) ВГД
А 8. Имена А.П. Ермолова, И.Ф. Паскевича, Шамиля связаны с событиями:
Кавказской войны 1817 -1864гг.,
Русско – турецкой войны 1877- 1878 гг.,
Русско – турецкой войны 1806 – 1812 гг,
4)Русско – турецкой войны 1768 – 1774гг
А9. Органами городского управления в России с 1720 г. стали:
Приказы 2) городские думы 3) магистраты 4) городские управы

А 10. Временнообязанное положение крестьян было отменено :

1803г, 2) 1861г, 3) 1883г, 4) 1885г


А. 11. Г.Форд, Т.Эдисон, Г. Маркони являлись:

1) художниками 2) изобретателями 3) писателями 4) политиками

А. 12. Гуситское движение возникло в:

1) Германии 2) Польше 3) Чехии 4) Венгрии

А.13. К реформам Мейдзи относится:
1) учреждение республики 2) создание рекрутской армии 3) введение сословного деления общества 4) введение частной собственности на землю
А.14. Этот документ Наполеон считал своей "истинной славой". Он закрепил неприкосновенность частной собственности, равенство граждан, свободу совести:
1) Гражданский кодекс 2) Декларация независимости 3) Конституция
А15. Приведённый перечень: хартия, У.Ловетт, петиция,- относятся к событиям:
1) Парижской коммуны 2) революции 1848г в Германии 3) революции 1848г во Франции 4) чартистского движения в Англии
Часть 2..
В1. По какому принципу образованы ряды?
1) 1741, 1762, 1801

2) 1787-1791, 1828-1829, 1877-1878гг.

3) 1347, 1380, 1480 г г

4) Н. Муравьев, П. Пестель, П. Каховский

5) В. Перов, И. Репин, И. Шишкин

В 2. Определите правильность предложенных суждений. Ответ запишите в таблицу
1. Огнищанин, упоминавшийся в «Русской Правде», - это управитель хозяйства, ответственный за сохранность имущества в доме князя.
2. Древнейший город Нижегородского края Городец был основан в XIII веке.
3. Берг-коллегия, учрежденная Петром I, ведала сбором государственных доходов.
4. Георгиевский трактат утвердил добровольный переход Восточной Грузии под протекторат России.
5. Участие России в войне с Наполеоном в составе IV антифранцузской коалиции завершилось подписанием Тильзитского договора.
6. Железная дорога, соединившая Москву и Нижний Новгород, была построена в царствование Александра III.
7. «Банкетная» кампания в начале XX в. стала своеобразной формой борьбы русских либералов с самодержавной властью.
8. И.П. Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности, стал первым русским ученым, которому была присуждена Нобелевская премия.

1
2
3
4
5
6
7
8












В3. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской истории их
деятельностью:
1) С. Уваров А) участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
2) Д. Милютин Б) автор формулы «Православие, самодержавие, народность»
3) Е. Канкрин В) инициатор введения всеобщей воинской повинности
4) М. Скобелев Г) начальник III отделения Императорской канцелярии
Д) инициатор денежной реформы в правление Николая I

В4. Рассмотрите карту и выполните задания
1. Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
_________________________________
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». ________________________________________
3. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
_________________________________________________
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
В5 . В русском языке существует просторечное выражение «шаромыжник»
Объясните этимологию данного выражения. С каким историческим событием связано его появление?
Что оно означает в современном русском языке?

Часть 3.
Из писем участника событий.
«С каждым часом делается всё труднее и труднее видеть ежеминутно перед собою страдания людей Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел (неприятели) отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что только ему нужноНи в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы не в состоянии Грустно было оставлять город, так долго нами защищаемый»
Из воспоминаний участника обороны города.
Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью, моих друзей и собратий Привидением казался мне Малахов Курган
Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?... Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями»

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идёт речь.
С2. Назовите не менее трёх причин поражения России в названной войне.
Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.
С3. Какое чувство испытывали защитники города, вынужденные оставить город? Чем по
мнению авторов отрывков, объясняется это чувство? Приведите не менее трёх положений.




Бланк ответов
Школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории 9 класс
Часть 1.
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ
№ задания
Ответ

А 1
3
А 6
4
А11
2

А 2
1
А 7
4
А12
3

А 3
2
А 8
2
А13
4

А 4
2
А 9
3
А14
1

А 5
4
А10
3
А15
4


Часть 2.
В1 По какому принципу образованы ряды?
1741, 1762, 1801 дворцовые перевороты
1787-1791, 1828-1829, 1877-1878гг. русско-турецкие войны
1347, 1380, 1480гг борьба Руси с монголо-татарами
Н. Муравьев, П. Пестель, П. Каховский - декабристы
В. Перов, И. Репин, И. Шишкин художники-передвижники

В2. Определите правильность предложенных суждений. Ответ запишите в таблицу

1
2
3
4
5
6
7
8

да
нет
нет
да
да
нет
да
да


В 3. Б В Д А





В 4 . Рассмотрите карту и выполните задания
1. Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Николай II. 1 балл
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Порт-Артур. 1 балл
3. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Цусимское. 1 балл
4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С.О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
Ответ: 124
В 5. В русском языке существует просторечное выражение «шаромыжник»
Объясните этимологию данного выражения. С каким историческим событием связано его появление?
Что оно означает в современном русском языке?
Этимология выражения «шаромыжник» связана с французским выражением «cher ami» («любезный друг»).
Французские войска, измученные холодами и партизанами, отступали по разоренной Смоленской дороге и просили крестьян о помощи, обращаясь к ним «сher ami» [шэр ами]. Крестьяне прозвали французских попрошаек «шаромыжники»
Появление данного выражения связано с событиями Отечественной войны 1812 года.
В современном русском языке это выражение означает «бездельник», «бродяга», «попрошайка», «тот, кто любит поживиться на чужой счет», «обманщик»



Часть 3.
С1. Должно быть указано:
-название войны – Крымская (Восточная)
-начало-1853 г.
-конец -1856 г
С2. Причины поражения России в Крымской войне(1853-1856г.)
Крепостное право привело к военно-технической отсталости России:
- устарелое вооружение
- недостаточность снарядов
- отсутствие парового флота
- неразвитость средств сообщения( жел. дорог в южном направлении) для своевременной доставки к месту военных действий людского пополнения ( вооружения, фуража и.т.д.)
- необходимость для Росси в одиночку противостоять армии союзников (Англии, Франции, Сардинского королевства и Турции)
- неудачные действия главнокомандующих (.Меншикова, Горчакова)
С3. Может быть указано, что:
- защитники Севастополя испытывали чувство горечи (грусти)утраты
- Оборона Севастополя была связана с именами выдающихся военачальников-(Нахимова, Истомина, Корнилова, Тотлебена)
- так как вынуждены были оставить город, несмотря на огромные жертвы (земля, «политая кровью моих друзей и собратьев)
















15