Доклад для учителей Как развить творческие способности учеников на уроке математики


Развитие творческих способностей учащихся на уроке математики

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Богатые возможности для обучения дает математика.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач.
Важнейшим элементом в деятельности учителя является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала.
При этом деятельность учителя предусматривает:
- отбор и структурирование содержания учебного материала;
- увеличение доли самостоятельной работы учащегося;
- формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции,
- овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета.

В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.
Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому учитель предлагает желающим придумать свою сказку. Прочитав сказки, сочиненные учениками, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.
Также учитель занимает учеников небольшой по объему, но весьма интересной деятельностью: придумывание уравнений, неравенств по определенному отличительному признаку, придумывание задач по данным уравнениям, выражениям.





Основным компонентом системы преподавания любого предмета является работа над содержанием. Содержание конкретизируется системой учебно-познавательных и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ, используются методы статистического анализа. На основании полученных результатов идет коррекция: выбор программы, отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, физические, индивидуальные особенности учащихся. При отборе материала при подготовке к уроку учитывается подготовка учащихся класса, результаты работы над предыдущими темами. На основе этого учитель определяет материал повторения, изучения, закрепления, контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов учащимися, создания активной, деятельностной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом.

Этапы разработки темы из учебной программы:
-изучение программы, темы, учет современных требований;
-анализ учебного материала;
-методическая отработка теорем, теоретического материала;
-выбор алгоритма типовых задач;
-выбор алгоритма решения “ключевых” задач;
-методы решения задач.

В процессе обучения учитель руководствуется принципами:
-формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;
-практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи;
-формирование творческого подхода к решению задач;
-учет достигнутого уровня обученности и развитости;
- планирование конечного результата;
-учет психолого-педагогических закономерностей, то есть замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.

Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике:
-формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений.
-формирование у школьников устойчивых мотивов к учению.
-азвитие творческих способностей через предмет.
-интеллектуальное развитие школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности.
-нравственное воспитание учащихся через предмет.

Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения урока, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.

Такая система работы учителя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.

Придя в новый класс, каждый год учитель начинает свою работу с анализа умственного развития учеников. Для этого учитель разговаривает с учителями, ранее работавшими в классе, посещает уроки по другим предметам, с помощью психологов пытается выяснить, на каком уровне находятся мыслительные способности детей, насколько сформированы навыки математических операций, понятийное и рефлексивное мышление.

После этого учитель ставит перед собой принципиальные задачи:

1. Освоение учащимися способов и приемов репродуктивной деятельности, которые при этом в процессе психического и интеллектуального развития личности ребенка должны им индивидуальным образом сворачиваться и становиться: во-первых, ядром различных видов продуктивной деятельности того же типа (решение примеров, уравнений, задач); во-вторых, психологическим механизмом (базой) формирования более поздних способов мыследеятельности. Проверка этого этапа освоения способов оперирования знаниями и навыками в стандартных условиях осуществляется через регулярную проверку домашних работ, самостоятельные и контрольные работы и диктанты.
2. Освоение учащимися приемов и способов аналогии, анализа, синтеза, обобщения, индуктивного умозаключения, исходя из наглядного, опытного освоения фактов.
Для реализации этой задачи проводятся тренинги, определяющие его как процесс повторения, который дает возможность по-новому посмотреть на уже воспринятый материал, и как процесс для решения стандартных операций, но включенных в новую деятельность решения принципиально новых задач.

Учитель считает необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики.
Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Главным результатом учитель считает повышение интереса учащихся к урокам математики, мотивированность их в изучении данного предмета, высокое место рейтинга предмета, положительная оценка деятельности учителя учащимися. Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.
Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности.