Урок математики в 3 классе по теме Задачи на кратное сравнение. УМК Перспективная начальная школа
УМК «Перспективная начальная школа»
Математика
3 класс
Математика. 3 класс: учебник. В 2 ч - авторы: А.Л. Чекин.
М.: Академкнига/ Учебник. 2013
Тема урока «Задачи на кратное сравнение»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ - лицей №10
г. Белгорода
Хрипункова Светлана Владимировна
Белгород 2013 г
Целевое назначение урока:
применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач и упражнений.
Тип урока:
урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.
Планируемые результаты:
правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Предметные
Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.
Метапредметные результаты
(Универсальные учебные действия)
Личностные
Мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).
Познавательные
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях.
Регулятивные
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Целеполагание, планирование, контрольсобственной деятельности по результатам выполнения задания, коррекция, оценка; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Коммуникативные
Определять общую цель и пути её достижения.
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.
Урок № 38
Третий урок в разделе программы «Текстовые задачи»
Тема урока «Задачи на кратное сравнение»
Цель урока: формирование умений решать задачи на разностное и кратное сравнение величин.
Задачи урока:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Способствовать обобщению знаний обучающихся о кратном и разностном сравнении чисел и величин.
5. Создать условия для первоначального представления о решении задач на кратное сравнение чисел.
Учебно - методическое обеспечение
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Академкнига/Учебник.
Оборудование:
руководство по выполнению исследования для каждой группы, схематические рисунки методов исследования, учебник, тетрадь на печатной основе.
I. Организационный момент
Проверьте свою готовность к уроку. Один из учеников показывает, что должно лежать на ученическом столе.
II.Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
Откройте содержание учебника и предположите, на каких страницах учебника мы сегодня будем работать? (Страницы 96 - 97)
Работая в группах, определите тему и цели урока.
(Тема «Задачи на кратное сравнение».)
Помните о правилах, которые надо соблюдать, работая в группах.
III. Актуализация знаний в начале урока
1. Какие шаги следует сделать, для того чтобы достигнуть поставленных целей урока?
Давайте составим план урока.
(На доске записан план урока в произвольном порядке, обучающиеся выбирают опорные слова и составляют план урока)
План урока.
1. Объясни. У1, № 316
2. Выполни. У1, № 317, 318, 319.
3. Примени новые знания. 1 в. - № 320, № 322;
2 в. - № 321, № 324.
4. Итог урока. ТПО-1, № 137.
Обозначьте число шагов в листиках самооценки. В какой колонке запишите шаги?
Что нужно делать, для того чтобы реализовать намеченный план? (Работая с тестом учебника, можно провести наблюдение, сделать выводы)
На доске появляется план урока, записанный в произвольной форме.
IV. Усвоение нового теоретического учебного материала
1.Прочтите задание № 316. Перескажите его.
Перескажите текст 1-ой задачи.
Как называется первая задача?
Найдите цветное поле в классе, на котором обозначен данный вид задачи.
С помощью какого действия решается задача на разностное сравнение?
Решите первую задачу. Вычислите и запишите ответ.
Перескажите текст 2-ой задачи.
Чем отличается вторая задача от первой?
Как называется такой вид сравнения чисел, при котором нужно узнать, во сколько раз одно число больше (меньше другого?)
Найдите цветное поле, на котором обозначен данный вид задач?
Почему вторая задача называется задачей на кратное сравнение?
На доску вывешивается первое требование, на которое отвечает кратное сравнение. Чему равно значение частного двух величин?
Динамическая пауза
Чтобы наша работа была плодотворной, немного отдохнём.
V. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Мы с вами познакомились с задачей на кратное сравнение.
Я предлагаю вам, работая в группах, самостоятельно выполнить следующие задания.
Найдите поле, на котором обозначены составные части задачи. (Условие, требование, решение, ответ)
Что такое условие? (Данные числа)
Что такое требование? (То, о чём спрашивается в задачи)
Что значит решить задачу? (Выбрать правильное действие)
Организация работы в группах. Договоритесь между собой о том, какие действия будет совершать каждый из группы. Командиры групп берут задания на предметном столике.
Группы 1 и 3, № 317 - учебник.
Дополни требование условием с числами 12 и 4. Реши полученную задачу. Вычисли и запиши ответ
Файл с листом бумаги.
Во сколько раз больше грибов нашла Маша, чем Миша?
Группы 2 и 4, № 318 - учебник.
Дополни условие требованием так, чтобы получилась задача на кратное сравнение.
В одном куске было 6 м льняной ткани, а в другом – 18 м.
Группа 5 и 6, № 319– учебник.
Составь задачи на кратное сравнение с решением 27 : 9. Вычисли и запиши ответ.
Решение:
27 : 9
Как можно изменить требование этой задачи, чтобы решение задачи не изменилось? Запиши ответ задачи с новым требованием.
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
1. Отчет по группам.
Консультанты каждой группы отчитываются о проделанной работе.
1 и 3 группы.
Маша собрала 12 грибов, а Миша – 4 гриба.
Во сколько раз больше грибов нашла Маша, чем Миша?
Решение:
12 : 4 = 3 раза
Ответ: в 3 раза больше набрала грибов Маша, чем Миша?
2 и 4 группы.
В одном куске было 6 м льняной ткани, а в другом – 18 м. Во сколько раз в первом куске льняной ткани меньше, чем во втором? Во сколько раз во втором куске льняной ткани больше, чем в первом?
5 и 6 группы.
У Маши 27 конфет, а у Миши – 9. Во сколько раз у Маши конфет больше?
Во сколько раз у Миши конфет меньше?
Выполняя задания, на какие требования отвечали?
Во сколько раз одна величина больше другой?
Во сколько раз одна величина меньше другой?
Оцените работу в группе на листиках самооценки.
Какой следующий шаг мы должны сделать, чтобы приблизиться в тем целям, которые поставили в начале урока?
2. Самостоятельная работа.
1 вариант - № 320, 322.
2 вариант - № 321, 323.
Самопроверка:
1 вариант 2 вариант
72 : 8 = 9 54 : 6 = 9
Решение: Решение:
15 : 3 = 5 раз 14 : 2 = 7 раз
Оцените свою работу на листиках самооценки.
На какое требование отвечали, выполняя данные задания?
Сколько раз надо увеличить одну величину, чтобы получить другую?
Сколько раз надо уменьшить одну величину, чтобы получить другую?
VII. Рефлексия деятельности
Достигли целей поставленных на уроке?
Что делали для достижения поставленных целей?
Перечислите требования, на которые отвечает кратное сравнение?
Чтобы понять на сколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю вам выполнить задания в ТПО № 1 на стр.63, 137.
Прочтите задание. Перескажите его. Взаимопроверка.
Оцените работу на листиках самооценки.
VIII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности