Конспект урока по литературе на тему В мастерской художника слова. А.С. Пушкин. Стихотворение Туча (7 класс)
В мастерской художника слова.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Туча». 7 класс
Шалёва Ирина Альфредовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №7 им. Воронцова В.М.,
Отличник образования КР
Цели:
образовательные – выявление аллегорического смысла образов тучи и бури в стихотворении «Туча», художественной идеи стихотворения; обучение анализу лирического произведения;
развивающие – развивать навык выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и терминами, музыкальными произведениями, созданными по произведениям классической литературы;
развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; прививать интерес к жизни и творчеству поэта;
воспитательные – формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексических значений слов алчный, унылый, ликующий; воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.
Использование технологий:
технология критического мышления (приемы: «Кластер»);
технология модерации.
Оборудование и материалы:
портрет А.С. Пушкина;
репродукции картин А. Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду» и И. Левитана «Озеро. Русь»;
текст стихотворения «Туча»;
раздаточный материал по группам (исследовательская работа);
романс И. Стравинского на стихи А.С. Пушкина «Туча»;
А. Вивальди «Эльфийская песнь» (скрипка Страдивари);
человечек, шары и тучи;
магнитно-меловая доска;
мультимедийный проектор и экран для демонстрации компьютерной презентации.
Ход урока
Слайд 1.
Вступительное слово учителя, этап инициации (2 мин.).
- Здравствуйте, ребята и гости нашего урока! Сегодня мы откроем новую страничку в удивительный мир лирики А.С. Пушкина, познать который нам помогут живопись, музыка и слово, так как «поэзия Пушкина – живописи и музыке сестра родная». Вашему вниманию будет предложено лирическое стихотворение «Туча».
Слайд 2.
Вхождение в тему. Целеполагание (8 мин.)
- Прежде чем приступить к изучению темы сегодняшнего урока, мы отправимся в мастерскую художника.
Ассоциативный ряд к слову «Туча».
Запишите ассоциативный ряд к слову «туча». (Ненастье, дождь, буря, страх, беда, мрак, печаль, одиночество, волнение, тревога и т.д.)
- Какое настроение передают ваши ассоциации? (Грустное, печальное и т.д.)
Слайд 3.
Работа с репродукцией картины А. Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду».
- Рассмотрите картину русского художника Саврасова А.К. «Вид на Кремль в ненастную погоду».
- Что изображено на полотне? (Буря)
- Какое небо? (Небо обложено грозовыми свинцовыми тучами)
- Какие краски использовал художник, чтобы изобразить грозовое небо? (Художник использует для изображения неба во время стихии темные, тёмно-серые, мрачные тона. На горизонте мы видим пробивающиеся лучи солнца, которые говорят о том, что буря скоро утихнет.)
- Представьте, что вы оказались на улице под таким небом. Какие чувства вы испытываете? (Страх, грусть, печаль и т.д.)
- Итак, на картине Саврасова «Вид на Кремль в ненастную погоду» изображен кульминационный момент разыгравшейся стихии. Но художник дает зрителям надежду: скоро буря закончится и наступит в природе долгожданное спокойствие и тишина.
Слайд 4.
Работа с репродукцией картины И. Левитана «Озеро. Русь».
- Рассмотрите картину И. Левитана «Озеро. Русь». Представьте, что вы оказались под таким небом, как на картине Исаака Ильича Левитана. Что вы почувствовали? (Безмятежность и умиротворение).
- Какой момент грозы изображен? (Буря миновала. О стихии только напоминают разбросанные на небу облака и на переднем плане одинокая туча, отражающаяся в озере).
- Какие краски преобладают на картине? (Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий, желтый и т.д.).
- Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли пережить и чувство страха, и чувство успокоения, и ужас, и радость, и испуг, и умиротворение. Кто помог нам испытать эти чувства? (Художник). С помощью чего художнику удалось это сделать? (Красок и образов).
Исходя из темы нашего урока «В мастерской художника слова» и ваших размышлений, выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем в мастерской художника слова. (Учащимися формулируются цели урока).
Формирование ожиданий (5 мин.)
- Цели нашей мастерской определены. И я хотела бы узнать, что вы ждете от нашей встречи (что хотели бы узнать, чему научиться, какие качества приобрести) и что вызывает у вас опасения?
Перед вами на доске изображение человечка. Я предлагаю вам на листочках в форме воздушных шаров написать ваши ожидания, а на тучках – опасения. Воздушные шарики мы дадим в руки человечку, а тучи (ваши опасения) будут располагаться над ним. В конце урока мы вернемся к нему и проверим: оправдались ли наши надежды и сбылись ли ваши опасения.
В ходе исследовательской работы с текстом я надеюсь на соТРУДничество и соТВОРЧЕСТВО.
Интерактивная лекция (15 мин.)
Выразительное чтение учителем стихотворения «Туча».
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
- Созвучно ли настроение, переданное на картине И. Левитана, общей тональности стихотворения «Туча»? (Изображение природы в стихотворении и на картине органично сливается с выражением душевных переживаний и эмоций человека. Сходство наблюдается в динамике чувств, которые испытывает поэт, и ощущении свежести и яркости солнечного дня ранней осени, переданном художником.)
Слайд 5.
Лексическая работа: алчный, древес, лазурь, унылый, ликующий, рассеянная (буря), облегать, обвивать, миновать.
- Формы каких слов не употребляются в современном русском языке? Как называются такие слова и какую роль они играют в стихотворении? (Сокройся, миновалась, древес – это устаревшие слова, придающие стихотворению торжественность).
Проработка содержания темы. Приложение 1.
Исследовательская работа (10 мин. = 3мин. работа в парах + 7 мин. обсуждение)
- Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в мастерских в группах и парах.
Инструктаж учащихся:
- На столах лежат тексты стихотворения А.С. Пушкина «Туча», справочные материалы, задания, которые вам предстоит выполнить в процессе групповой работы и в парах.
На эту работу отводится еще 3-4 минуты. Затем мы приступаем к обсуждению, в ходе которого вы оцениваете своих одноклассников и дополняете. Несмотря на то, что каждый будет работать над предложенным заданием, не забываете записывать наблюдения в «копилку», так как вы можете использовать их при выполнении домашнего задания.
Слайд 6.
1 группа.
Выпишите из текста стихотворения эпитеты. Какова их роль?
ЭПИТЕТЫ:
1 катрен: последняя туча, рассеянной бури, по ясной лазури, унылую тень,
ликующий день.
2 катрен: таинственный гром, алчную землю.
3 катрен: с успокоенных небес.
Вывод: эпитеты создают новые образы, передают состояние души человека, наполняя его новым содержанием, усиливают выразительность художественных образов.
Слайд 7.
2 группа.
Выпишите из текста стихотворения олицетворения. Какая картина возникает в вашем воображении?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ:
1 катрен: ты [туча] несешься, наводишь, печалишь.
2 катрен: ты [туча] облегала, молнияобвивала, ты [туча] издавала, поила.
3 катрен: пора миновалась, земля освежилась, буря промчалась, ветер гонит.
ВЫВОД: туча – живое существо, символизирующее душу лирического героя, которая проходит через бурные чувственные искушения, обновляется и возрождается, приобщается к гармонии и красоте окружающего мира.
Слайд 8.
3 группа.
Выпишите из текста стихотворения глаголы. Какую роль они играют?
ГЛАГОЛЫ:
1 катрен: несешься, наводишь, печалишь.
2 катрен: облегала, обвивала, издавала, поила.
3 катрен: сокройся, миновалась, освежилась, промчалась, гонит.
ВЫВОД: насыщенность глаголами придает стихотворению «Тучи» динамизм, энергичность, напряженность ритма, указывает на быструю смену действия.
В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги.
Работа над анализом стихотворения.
- Какие события из прошлого и настоящего могли навеять образы и художественную идею стихотворения? (Думаем, что поэт вспоминает события недавнего прошлого (восстание декабристов, изгнание), видит отзвуки тех событий и в настоящем (запрет на издание его произведений).
- Какое чувство угадывается в троекратном повторе слов «одна ты»? (Звучит упрек и негодование).
- Как называется в литературоведении повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф? (Анафора, единоначатие).
- Прочтите вторую строфу (катрен). Какие синтаксические конструкции использовал поэт? (Сложносочиненное предложение, простое предложение, осложненное однородными сказуемыми).
- Сколько раз повторился союз «и»? (3 раза в начале строк).
- Пушкин использовал стилистическую фигуру - многосою
·зие, т.е. намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов или частей сложного предложения. Подумайте, что дает многосоюзие стихотворению? (Замедляется речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи).
- Найдите риторическое обращение. Каково его значение? (Открывается стихотворение риторическим обращением «Последняя туча рассеянной бури!»).
- Образ грозы – смысловой центр стихотворения, так как образы тучи, бури, грозы символичны. К ним поэт прибегал не раз. Так образ тучи возникает в эпилоге к поэме «Руслан и Людмила», который был написан Пушкиным в южной ссылке. В эпилоге есть такие строки «грозы незримой сбиралась туча надо мной». Каков же смысл имеет это выражение? (Гроза – это преследования, которым подвергался поэт за вольнолюбивые стихи).
- Найдите риторическое восклицание в стихотворении. Какого его значение? (Риторическое восклицание заканчивает стихотворение («Довольно, сокройся!» Риторическое обращение и риторическое восклицание создают содержательный центр произведения, передают настроение поэта, испытывающего чувство негодования по отношению к тем, кто лишает его возможности свободно творить).
- Действительно, на первый взгляд, стихотворение «Туча» можно отнести к пейзажной лирике, но при анализе вы увидели иной смысл этого лирического произведения, так как поэт использует прием иносказания (аллегорию).
Какие же общественные явления нашли аллегорическое воплощение в образах тучи, бури в стихотворении Пушкина «Туча? (В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту).
Определение метрики стихотворения.
- Определите стихотворный размер. (Четырехстопный амфибрахий).
- Использование такого стихотворного размера, как амфибрахий, помогает создать особый художественный эффект. Как вы думаете, какой? (Плавно звучащие строки как бы успокаивают разбушевавшуюся стихию. Это мы можем проследить: в 1 катрене говорится о последней туче, оставшейся в «ясной лазури», во втором – о недавней грозе, в третьем – показан мир, воцарившийся после ненастья).
- Определите, какая строка с какой рифмуется? Как называется такая рифмовка? (Строчки зарифмованы парами. Такая рифма называется парной или смежная).
- Определите, какая рифма: мужская или женская? (1-2 строки – женская, 3-4- мужская; женская рифма чередуется с мужской).
IV. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Слайд 9.
V. Прослушивание романса И.Ф. Стравинского на стихи А.С. Пушкина.
- Какое настроение преобладает в романсе?
VI. Эмоциональная разрядка (5 – 7 мин)
Учитель:
- Вы, ребята, прекрасно поработали. Наступила минута релаксации, т.е. эмоциональной разрядки. Сегодня в мастерской художника слова мы еще раз убедились: А.С. Пушкин – это мастер поэтически-тонкого, изящного, почти акварельного пейзажа. Для вас я приготовила презентацию-релаксацию «У природы нет плохой погоды», которая будет представлена под музыку знаменитого итальянского композитора Антонио Вивальди «Эльфийская песнь». После просмотра мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями и прочитали строки из стихотворений А.С. Пушкина, ожившие в вашей памяти и в ваших сердцах. (Презентация 2)
Предположительные ответы учащихся.
Зима «Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима»
«Мороз и солнце; день чудесный!..»
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит»
«Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит»
«Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь»
«Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня»
«Теперь моя пора: я не люблю весны,
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен»*
Весна
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга»
«Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки»*
Лето «Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»*
«Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури»
Осень
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса»
- Ребята, а как вы понимаете выражение «Зима – гравюра, весна – акварель, лето – живопись масляными красками, осень – мозаика из всех времен года».
Слайд 10. Шкала успеха.
VII. Рефлексия (5 мин.) Приложение 2.
Работа с оценочными листами, 1 столбик заполняется в ходе урока; второй – в конце.
- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
VIII. Итог урока.
- Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу группы и на уроке (АМО «Светофор»), а также проверить, соответствуют ли результаты нашей работы намеченным ожиданиям в начале урока и сбылись ли ваши опасения (АМО «Воздушные шары»). (Если оправдались опасения и на доске остались тучки, то это ничего страшного. Ребятам можно сказать о том, что на следующих уроках мы продолжим работу над тем, в чем они испытывали затруднения.)
Метод рефлексии «Светофор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
Варианты / примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
Слайд 11.
IX. Домашнее задание (1-2 мин.):
Дифференцированное задание:
Используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: «Над чем размышляет А.С. Пушкин в стихотворении «Туча»?»
или
Выучить стихотворение «Туча» наизусть.
Литература
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин).- М, 2011.
Сопина Т.В. Поэзия Пушкина - живописи и музыке сестра родная. Урок литературы. - http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Храмцова Р.А. Анализ поэтического текста в 5 - 11-м классах (лекции 1 - 4). – М, 2006.
Звездочкой отмечены те фрагменты, которые учащиеся не знают. Учитель может зачитать и порекомендовать прочитать стихотворения «Теперь моя пора», «Еще дуют холодные ветры», «Ох, лето красное!..».